Основные мероприятия налогового контроля

Мероприятие Краткое описание
Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ) Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.
Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ) Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.
Истребование документов (информации) (ст. 93, 93.1 НК РФ) Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Выемка (ст. 94 НК РФ) Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.
Экспертиза (ст. 95 НК РФ) В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.
Допрос (ст. 90 НК РФ) В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ) Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ) Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

Формы налогового контроля:

• налоговые проверки;

• получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

• проверка данных учета и отчетности;

• осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

• другие формы, предусмотренные законодательством.

Камеральная налоговая проверка -форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты.

Выездная налоговая проверка– форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и организациях.

Сравнительный анализ выездных и камеральных проверок

Критерий сравнения Выездные проверки Камеральные проверки
Наличие официального документа (разрешения) для проведения да нет
Место проведения По месту нахождения налогоплательщика По месту нахождения налогового органа
срок 2 месяца (в исключительных случаях 4-6 месяцев) 3 месяца
Период охвата Не более 3 лет, предшествующих проверке Не более 3 лет, предшествующих проверке
Количество проверок в течение года Не более 2 (не допускается повторной по одним и тем же основаниям) Не ограничено
Возможность участия налогоплательщика да нет

ТЕМА 7. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Налоговая ответственность -это применение финансовых санкций
за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщиками и лицам, содействующим уплате налогов.

Налоговое правонарушение- виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Наши рекомендации