Анализ финансовых результатов деятельности организации
Финансовые результаты деятельностипредприятия характеризуются суммой полученной прибыли. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.
Задачами анализа прибылиорганизации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли организации составляется следующая таблица (таблица 4.1.).
Таблица 4.1. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли комбината
Показатель | За прошлый период | За отчетный период | % к базис- ному значению |
Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов | 2604,0 | 3232,6 | 124,1 |
Полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) | 2090,0 | 2524,0 | 120,8 |
Прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг) | 514,0 | 708,6 | 139,7 |
Результат от операционной и финансовой деятельности | 2,0 | - | - |
Сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций | 8,0 | -2,0 | - |
Бухгалтерская прибыль | 524,0 | 706,6 | 134,8 |
Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении организации | 344,0 | 480,6 | 139,7 |
Эти данные показывают, что в отчетном периоде комбинат достиг высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 134,8%, и на 139,7% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство продукции.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности комбината представлен в таблице 4.2. Проанализировав коэффициенты использования производственных мощностей ОАО «Гомельский жировой комбинат», можно сказать, что в 2007г. загрузка мощностей по производству майонеза составили 31,8%, в 2008 г. данный показатель увеличился на 11,2 % . В 2009 г. данный показатель прирос на 11,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Коэффициент использования оборудования для производства маргариновой продукции в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 1,9 %, в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. - на 19,9 %.
Снижение коэффициента использования оборудования по мылу хозяйственному в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составило 2,1 %, однако в 2009 г. данный показатель по сравнению с 2008 г. возрос на 13 процентных пунктов.
Коэффициент использования оборудования для производства мыла туалетного в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 1,8 %, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. - увеличился на 13,3 %.
В 2007 г загрузка мощностей по производству масла бутилированного составила 94% (на тот момент эксплуатировалась линия с мощностью 0,9 тонн/час). В начале 2008 г. была установлена новая линия по розливу масла растительного в ПЭТ-бутылки производительностью 2,7 тонн/час. Загрузка мощностей в 2008 г. составила 50,7 %, в 2009 г. – 48 %.
В целом же, с учетом того, что данные показатели меньше значения 50 % (кроме производства майонеза), можно сказать, что мощности комбината не полностью загружены, и имеются резервы расширения выпускаемого ассортимента продукции.
Анализируя показатели годового объема производства продукции в натуральном выражении, можно сказать, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось производство маргарина на 7%, майонеза на 19 %, мыла хозяйственного на 12 %, мыла туалетного на 30 %, масла бутилированного на 49%.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось производство маргарина на 6 %, майонеза на 13,4 %, мыла хозяйственного на 12 %, мыла туалетного на 27,8 %. По маслу бутилированному объем производства в 2009 году составил 82,1 % по сравнению с 2008 годом.
Снижение производства масла бутилированного обусловлено снижением спроса на рапсовое и купажированное масло (удельный вес в общем объёме производства масла фасованного в 2009году составил 20%, в 2008 году – 80%). В торговле предпочтение отдавалось импортному фасованному подсолнечному маслу по ценовому фактору.
Прирост годового объёма производства в действующих ценах составил 9,6 %. Это обусловлено не только ростом производства, но и инфляционными процессами.
Полные издержки на производство продукции комбината увеличиваются, что связано не только с ростом объемов производства в натуральном выражении, но и с девальвацией белорусского рубля в январе 2009г., повышением тарифов на газ и цен на сырье и материалы, а также ростом процентных ставок по банковским кредитным средствам.
Следует отметить, что снижение выручки от реализации продукции (в действующих ценах) в 2009г. по сравнению с 2008г. обусловлено объединением балансов 2-х предприятий в 2008 году: «ОАО Гомельский жировой комбинат» и Торговый Дом «Традиция». Это говорит о некорректности сравнения ряда финансовых показателей.
Удельный вес в общем объёме выручки неденежных форм расчётов в 2008г снизился по сравнению с 2007г. на 57,8 пунктов, в 2009г. - на 18 пунктов.
Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта составляет 93,3 % на внутренний рынок и 6,7 % - на экспорт, что указывает на прирост по сравнению с 2008г. на 3,7%; в 2008г. по сравнению с 2007г прирост составил 3%.
В 2009 году поставили на экспорт:
v в США – 7 тонн мыла;
v в Панаму - 100 тонн жирных кислот соапстока;
v в Польшу - 20 тонн жирных кислот соапстока;
v в Литву - 395 тонн жирных кислот соапстока, 5 тонны мыла;
v в Латвию - 5 тонн мыла;
v в Российскую Федерацию саломаса – 175,2 тонн; маргпродукции – 0,4 тонны; масла растительного бутилированного на давальческой основе – 21,5 тонны; майонеза – 0,3 тонн; мыла – 2,6 тонн, глицерина – 9 тонн;
v в Казахстан – 1156,9 тонн саломаса
v в Молдову 20 тонн масла;
v в Среднюю Азию 545 тонн мыла;
Несмотря на увеличение объёмов производства продукции, суммы налогов и других платежей в бюджет в 2008 г. составили 14343 млн. руб., в 2009 г. – 12106,2 млн. руб., что вызвано уменьшением налоговой нагрузки, изменением структуры выпускаемой продукции и объединением 2-х балансов.
В 2007 г. рентабельность реализованной продукции составила 3,1%; в 2008г-9,1%; в 2009 г – 8,9%. Увеличение рентабельности в 2008г. обусловлено отчасти низкой стоимостью сырого рапсового масла. Снижение рентабельности в 2009г. обусловлено ростом цен на сырьё и вспомогательные материалы, девальвационными процессами, а также ростом процентных ставок по банковским кредитным средствам с 13% годовых до 21,5-22,5%.
Высокая конкуренция не позволяла увеличивать цены на продукцию, а реализация саломаса в РФ и мыла в Среднюю Азию осуществлялось по ценам, близким к себестоимости.
Чистый доход от реализации продукции в прошлом году составил соответственно по годам 1324 млн. руб., 4717 млн. руб., 5290 млн. руб. Увеличение чистого дохода в 2009 г. по сравнению с 2008г. при снижении прибыли от реализации связано с большими внереализационными расходами в 2008г.
Коэффициент текущей ликвидности по годам имел значение 0,89; 1,1; 1,2. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами имел значение 0,34; 0,27 , 0,27.
Хотя, значения коэффициентов обеспеченности собственными средствами по годам значительно улучшились, данные показатели не достигли нормативного значения «0,3», что свидетельствует о дефиците собственных оборотных средств.
Основными причинами нехватки оборотных средств на ОАО «Гомельский жировой комбинат» стали:
§ высокая дебиторская задолженность, ухудшение финансовой дисциплины в условиях мирового финансового кризиса;
§ высокие затраты на приобретение сырья (жиры и растительное масло);
§ резкая девальвация белорусского рубля в январе 2009 года;
§ увеличение процентных ставок по банковским кредитам.
В связи с отсутствием подсолнечного и тропических масел в Республике Беларусь, данное сырьё приходится импортировать. Импортированное сырье в объеме поставок для предприятия составило в 2008г. порядка 25%, в 2009г. - около 28%. Цены на это сырье устанавливаются в условных единицах по сложившемуся валютному курсу. Удорожание сырья приводит к увеличению затрат на выпускаемую продукцию.
Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции составил в 2009 г. 24,5 %; 2008г. – 22,6%.
Срок оборачиваемости готовой продукции составил соответственно по годам: 14,6; 7,5 дней и 11 дней. Срок оборачиваемости дебиторской задолженности имел значение по годам: 1,13; 3,9 и 6,7 дней.
Срок оборачиваемости кредиторской задолженности составил соответственно по годам: 29,4; 17,2 и 22,7 дней.
Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние три года.Таблица 4.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Гомельский жировой комбинат» за 2007-2009гг.
№ п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | |||
1. | Использование производственных мощностей маргариновая продукция майонезы мыло хозяйственное мыло туалетное масло растительное бутилированное | % | 27,8 31,8 21,3 11,5 | 29,7 43,0 19,2 13,3 50,7 | 49,6 54,5 32,2 17,0 48,0 |
2. | Среднесписочная численность работающих | чел. | |||
3. | Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным видам продукции): маргариновая продукция темпы к предыдущему году майонезы темпы к предыдущему году мыло хозяйственное темпы к предыдущему году мыло туалетное темпы к предыдущему году масло растительное бутилированное темпы к предыдущему году | тонн % тонн % тонн % тонн % тонн % | 7 145 3 955 4 044 1 302 3 180 | 7 640 4 696 3 640 1 505 5 944 | 8 096 5 326 113,4 4 076 112,0 1 923 127,8 4 878 82,1 |
4. | Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах) | в млн. Br | 50 843 | 79 419 | 87 049 |
4.1 | Темпы к предыдущему году | % | 109,6 | ||
5. | Полные издержки на произведенную продукцию – всего В том числе: материальные затраты расходы на оплату труда отчисления на социальные нужды амортизация основных средств и немат-х активов прочие затраты | в млн. бел. руб. | 48 989 34 652 5 043 1 923 6 485 | 71 660 54 786 7 333 2 621 1 197 5 723 | 8669,8 3021,8 1592,7 5928,7 |
5.1 | Из полных издержек: условно-постоянные издержки условно-переменные издержки | 100% % % | 24.5 75.5 | 24,1 75,9 | |
6. | Выручка от реализации продукции | в млн. Br | 56 861 | 111 624 | |
6.1 | Удельный вес в общем объеме выручки неденежных форм расчетов | % | 26,2 | 8,1 | |
6.2 | Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: внутренний рынок ближнее зарубежье дальнее зарубежье | 100% % % % | 100,0 98,5 1,5 | 100,0 97,0 1,6 1,4 | 100,0 93,5 6,0 0,7 |
7. | Налоги, сборы, платежи (без подоходного налога) | в млн. Br | 8 249 | ||
8. | Чистый доход от реализации продукции | в млн. Br | 1 324 | 5290,3 | |
9. | Рентабельность реализованной продукции | % | 3,9 | 9,1 | 8,9 |
10. | Рентабельность продаж | % | 3,2 | 3,6 | 4,2 |
11. | Коэффициент текущей ликвидности | 0,89 | 1,1 | 1,2 | |
12. | Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | -0,11 | -0,03 | 0,1 | |
13. | Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,34 | 0,27 | 0,27 | |
14. | Коэффициент структуры капитала | 0,63 | 0,66 | 0,70 | |
15. | Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции | % | 22,8 | 22,6 | 24,5 |
16. | Срок оборачиваемости капитала | в днях | 111,8 | 152,1 | 161,6 |
17. | Срок оборачиваемости готовой продукции | в днях | 14,6 | 7,5 | 11,0 |
18. | Срок оборачиваемости дебиторской задолженности | в днях | 1,13 | 3,9 | 6,7 |
19. | Срок оборачиваемости кредиторской задолженности | в днях | 29,4 | 17,2 | 22,7 |
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, существует несколько групп рентабельности:
1. показатетель характеризующий рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов:
2. характеристика рентабельности продаж:
3. характеристика доходности капитала.
Все эти показатели рассчитываются на основе прибыли, чистой прибыли, прибыли от реализации продаж.
где - валовая прибыль, %
- Чистая прибыль, руб.
- сумма затрат по реализации или производства продукции, руб.
где - выручка от реализации товара и услуг, руб.
где - среднегодовая стоимость всего капитала, руб.
В процессе анализа следует учитывать динамику показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от;
· изменения структуры реализации продукции:
· себестоимость продукции:
· средних цен реализации.
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия
влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.
В зависимости от направленности действия все факторы можно
объединить в две группы: позитивные и негативные.
Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на
деятельность предприятия, а негативные - наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно
классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также
целесообразно объединить в следующие группы:
1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды
управлять предприятием в условиях рынка;
2) связанные с ускорением НТП, инновационной политикой предприятия;
3) связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
4) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
5) связанные с созданием благоприятного социально-психологического
климата в коллективе;
6) связанные со спецификой производства и отрасли;
7) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с
управлением издержками и ценовой политикой;
8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной
степени зависит и то внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
1) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.
В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в
колебании цен;
2) связанные с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
3) связанные с инфляционном процессом;
4) связанные с деятельностью государства.