Стандартизированные системы менеджмента качества
Управление качеством проекта требует системного подхода, реализация которого в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных систем менеджмента качества, представляющих собой совокупность документированных методик и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации (предприятия или проекта).
Система документации по качеству предприятия/компании включает в себя следующие документы:
● руководство по качеству (описывает систему качества в целом);
● методологические инструкции по элементам системы качества;
● рабочие инструкции (описывают отдельные комплексные технологические процессы);
● контрольные инструкции (описывают отдельные процедуры проведения контрольных и испытательных мероприятий);
● нормативную документацию и техническую литературу.
Методологические инструкции по элементам качества. Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании.
Стандарты ISO 9002 и EN 29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже.
Стандарты ISO 9003 и EN 29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании.
Указанные стандарты предполагают разработку, внедрение и актуализацию в рамках системы менеджмента качества так называемых методологических инструкций по каждому из 20 вышеперечисленных элементов системы качества. Состав инструкций регламентирован вышеупомянутыми стандартами.
Стандарты, регламентирующие общие требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в бывшем СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем управления качеством используют серию стандартов ISO 9000 и эквивалентную ей серию EN 29000.
Контрольные вопросы:
1 Дайте определение понятию «качество»?
2 Что подразумевается под процессом управление качеством проекта?
3 Какие ключевые аспекты качества вы знаете?
4 Какие принципы современной концепции менеджмента качества существуют?
5 Что вы понимаете под Total Quality Management?
6 Как осуществляется менеджмент качества в рамках управления проектом?
7 Какой инструментарий применяется в процессе планирования качества?
8 Какие стандартизированные системы менеджмента качества существуют?
9 Какие документы включает в себя система документации по качеству предприятия/компании?
10 Какие стандарты, регламентирующие общие требования к качеству существуют?
Лекция № 14
Тема: УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ ПРОЕКТА
Цель: научить магистрантов управлять командой проекта.
План лекции:
1 Основные понятия.
2 Процесс формирования команд.
3 Требования, предъявляемые к участникам команд.
4 Типы управления.
5 Управление конфликтной ситуацией.
Рекомендуемая литература
1 Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М.: Атлас, 2004..
2 Бушуев С.Д., Морозов В.В. Управление закупками в проектах. К. 2005.
Тезис лекции
Основные понятия
При организации работы над проектом необходимо решить две главные задачи:
● формирование команды проекта;
● организация эффективной работы команды.
Команда проекта – это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю проекта; основной элемент его структуры. Эта группа создается на период реализации проекта и после его завершения распускается.
Для команды проекта необходимо наличие у ее членов комбинации взаимодополняющих навыков, составляющих три категории:
● технические и/или функциональные, т.е. профессиональные навыки;
● навыки по решению проблем и принятию решений;
● навыки межличностного общения (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.).
Основными характеристиками команды являются:
● состав;
● структура;
● групповые процессы.