Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета в Российской Федерации
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ»
Организация финансового учета
Нормативные документы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011, №402-ФЗ;
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98, №34;
3. ПБУ 1/2008 «Учетная политика» от 06.10.2008, №106н;
4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» от 06.07.99, №43.
Бухгалтерский учет в информационной системе управления экономикой организации
Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета в Российской Федерации
Основные принципы бухгалтерского финансового учета
Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия
Бухгалтерский учет в информационной системе управления экономикой организации
Совершенствование управления организацией в целях наиболее полного использования имеющихся возможностей для улучшения ее работы и повышения эффективности производства, достижения большей рентабельности осуществляется путем принятия оптимальных управленческих решений.
Принятие управленческих решений осуществляется на основе анализа большого объема внутренней и поступающей извне информации. Одним из важнейших элементов, способствующих совершенствованию управления организацией, является анализ внутренней информации, полученной на основе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Это обусловлено тем, что бухгалтерская учетная и отчетная информация содержит сведения, необходимые для реализации таких функций управления организацией, как планирование, прогнозирование и контроль, и определяется сущностью учетного процесса, который состоит из трех основных стадий:
1. ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, в ходе которого осуществляется сбор, регистрация и обобщения информации по всем совершаемым хозяйственным операциям;
2. составление установленных форм бухгалтерской отчетности на основании данных бухгалтерского учета;
3. использование информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации с целью принятия тех или иных управленческих решений.
Содержание этих стадий учетного процесса показывает, что бухгалтерский учет позволяет установить взаимосвязь между хозяйственной деятельностью организации и лицами, принимающими управленческие решения.
В связи с вышеизложенным перед бухгалтерским учетом стоят основные задачи:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организации хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета в Российской Федерации
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней:
I уровень– законодательный, представлен федеральными законами («О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах», «О валютном регулировании и валютном контроле»), указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета, кодексами (налоговым, трудовым, гражданским и др.).
II уровень– нормативный, представлен положениями по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), устанавливающими основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета различных видов активов и др.
На этом уровне субъектом регулирования выступает только Минфин РФ (ПБУ 1/2008 «Учетная политика», ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов» и т.д.).
III уровень– методический, включает методические указания и рекомендации по ведению учета, подробно раскрывающие конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ, другие аналогичные документы. Например, план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, постановления Госкомстата РФ об утверждении унифицированных форм первичных учетных документов, методические рекомендации, разработанные к ПБУ, и т.д.
IV уровень– инициативный, включает рабочие (внутренние) документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.). Субъектом регулирования на данном уровне является руководство организации.