Право пользователя заключить договор на новый срок. Прекращение договора
Право пользователя на заключение договора на новый срок. Особенности прекращения договора.
1. В нормальных условиях стороны договора коммерческой концессии заинтересованы в стабильности соответствующих отношений (равно как и законодатель, заботящийся о социально-экономической стабильности в стране). Вложив силы и средства в развитие предприятий под определенной маркой в своем регионе, пользователь многое теряет в случае прекращения действия договора. Отсюда - право пользователя по истечении срока договора заключить договор коммерческой концессии на новый срок на тех же условиях, если пользователь надлежащим образом исполнял свои обязанности (ст. 1035 ГК РФ). Это несколько защищает пользователя от давления со стороны правообладателя при перезаключении договора: правообладатель не может, например, требовать увеличения размера платежей на будущее, угрожая передать все права конкурентам. Отказать прежнему пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок он может только при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор. Более того, если в течение этих трех лет правообладатель передумает и решит предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан сначала предложить именно прежнему пользователю заключить новый договор на условиях, не менее благоприятных, чем прежний, либо возместить понесенные им убытки. Таким образом, выбирая контрагента по договору коммерческой концессии, правообладатель должен рассчитывать на долгосрочные отношения с ним. Краткосрочный договор или частая смена деловых партнеров в этой ситуации элементарно нерентабельны. Однако нормы статьи 1035 ГК РФ не защищают пользователя в ситуации, когда на подготовленную им "почву" приходит сам правообладатель с собственными предприятиями. В этом случае правообладателю ничего не стоит обязаться не передавать аналогичных прав на той же территории третьим лицам в течение трех лет и отказать пользователю в заключении договора на новый срок: пользователь сделал свое дело - пользователь может уходить.
2. Специальные нормы о прекращении договора коммерческой концессии также подчинены требованию обеспечения стабильности отношений. Так, если договор коммерческой концессии заключен без указания срока, любая из сторон может от него отказаться во всякое время, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев. Предполагается, что это - минимально необходимый для сторон срок, чтобы перестроить свою работу с как можно меньшими потерями. Для серьезного бизнеса полгода - совсем небольшой промежуток времени, поэтому сторонам дана возможность предусмотреть договором иной срок, но только более продолжительный.
Требование обеспечения стабильности соблюдается и в случае перехода какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю по договору комплекс исключительных прав, к другому лицу. Как и в схожем случае с арендой, когда смена собственника арендованного имущества не влечет прекращения договора, такой переход права к другому лицу не основание для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Это один из тех редких случаев, когда третье лицо в силу закона (!) включается в число сторон договора, заключенного без его участия. Новый правообладатель становится стороной ранее заключенного договора коммерческой концессии в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву (ст. 1038 ГК РФ). При этом в прочей части стороной договора может продолжать оставаться и первый правообладатель.
Если правообладатель изменяет коммерческое обозначение, право на которое предоставлено пользователю по договору коммерческой концессии, по общему правилу, договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения. (Например, правообладатель может изменить дизайн вывесок, традиционно обозначающих его рестораны или магазины по всему миру.) Однако пользователь в этом случае получает право потребовать либо расторжения договора и возмещения убытков (скажем, он понес значительные затраты на изготовление прежних вывесок, а новый дизайн еще недостаточно известен, в связи с чем неизбежен отток клиентов - договор становится невыгодным для пользователя), либо соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения по договору (за менее узнаваемую вывеску и оплата меньше).
Аналогичное право (требовать уменьшения размера вознаграждения правообладателя) возникает у пользователя, если в период действия договора коммерческой концессии истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо такое право прекратилось по иному основанию. По общему правилу, договор коммерческой концессии и в этом случае продолжает действовать, но за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву.
Особое правило установлено для случаев, когда прекращается принадлежащее правообладателю право на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, входящее в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии. В этом случае договор прекращается, однако в п. 3 ст. 1037 ГК РФ сделана оговорка о возможной замене прекратившегося права новым аналогичным правом. Такая замена позволяет сохранить действие договора и в этой ситуации.
И наконец, иногда договор коммерческой концессии даже сильнее смерти: он может сохранить свою силу и в случае смерти правообладателя - индивидуального предпринимателя. Права и обязанности по такому договору переходят к наследнику при условии, что он также является индивидуальным предпринимателем или зарегистрируется в качестве такового в течение шести месяцев со дня открытия наследства. (Если это не будет сделано, договор все-таки прекращается, поскольку обычное физическое лицо стороной по договору коммерческой концессии быть не может.) На период, пока наследник определяется с принятием наследства и с регистрацией в качестве предпринимателя, соответствующий нотариус назначает управляющего для осуществления прав и исполнения обязанностей по такому договору коммерческой концессии.
3. Законом установлен единственный случай, когда договор коммерческой концессии невозможно сохранить. Воистину, это чисто предпринимательский договор: смерть стороны не помеха продолжению его действия, зато при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом), договор коммерческой концессии прекращается без каких-либо альтернативных вариантов и оговорок.
Литература
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002 (и последующие издания).
Гончаров П.А. Проблемы развития договора коммерческой концессии (франчайзинга) в России: сб. научн. тр. (межвузовский). Актуальные проблемы права / под ред. Е.В. Протас. Вып. 3. М., 2001.
Кулагин М.И. Избранные труды. М.: МГУ им. Ломоносова, 1997. (Классика российской цивилистики.)
Лебедева Л.П., Лебедева С.Ю. Франчайзинг: мировые тенденции развития. М., 2000.
Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М., 1995.
Месяшная Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
Путеводитель по франчайзингу в России. М.: Российская ассоциация развития франчайзинга, 2002.
Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001.