Представители интересов государства в органах управления акционерных обществ (ст. 39 Закона о приватизации).
Лица, занимающие соответственно государственные и муниципальные должности.
Иные лица:
- независимые директора - лица, которые связаны с корпорацией исключительно в силу своего членства в совете директоров;
- профессиональные поверенные - эксперты в той или иной области, с которыми заключается договор о представлении интересов Российской Федерации (голосуют по директивам, однако не являются государственными/муниципальными служащими).
Независимый директор и его аффилированные лица не должны:
- занимать должности в органах управления, быть работником(-ами) общества, его дочерних обществ и (или) управляющей организации;
- быть аудитором общества или аффилированным лицом аудитора общества;
- быть аффилированными обществу и его дочерним обществам;
- быть контрагентом или работником контрагента общества, если совокупный объем сделок в целях реализации договора в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества;
- представлять интересы контрагентов общества, с которыми совокупный объем сделок в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества;
- получать от общества вознаграждения и иные выплаты, величиной 10% и более совокупного годового дохода указанных лиц, за исключением выплат как независимому директору и заключением сделок для обеспечения личных, домашних, семейных или иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд;
- участвовать в опционных программах общества.
Независимый директор не должен:
- являться государственным служащим или служащим Банка России;
- являться непрерывно в течение последних пяти лет членом совета директоров, в который его избирают;
- являться членом совета директоров более чем в трех акционерных обществах;
- занимать должность в органах управления в другом обществе, в котором члены органов управления общества, в которое он избирается, являются членами комитета по кадрам и вознаграждениям.
Требования к независимым директорам в компаниях с государственным участием установлены в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738.
Специальные корпоративные права государства
("золотая акция")
ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ" - комплекс прав, обеспечивающих ее владельцу полный контроль над акционерным обществом, в том числе право накладывать "вето" при принятии общим собранием акционеров решений о внесении изменений и дополнений в устав, о реорганизации и ликвидации общества, об изменении уставного капитала, о заключении экстраординарных сделок (п. 3 ст. 38 Закона о приватизации).
Правовая природа.
Внимание! "Золотая акция" не является особым видом ценной бумаги, это условное наименование специальных корпоративных прав, которые могут при определенных обстоятельствах возникнуть у государства, являющегося акционером общества.
Права.
"Золотая акция" дает право вето на решение вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров.
При голосовании в совете директоров представитель государства пользуется такими же правами, как и другие члены совета; представитель государства не вправе вмешиваться в компетенцию исполнительных органов общества.
Внимание! Решение об использовании "золотой акции" принимается Правительством РФ или органами государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан (п. 1 ст. 38 Закона о приватизации).
Внимание! Закон о приватизации запрещает Российской Федерации и ее субъектам одновременно использовать "золотую акцию" в отношении одного и того же акционерного общества.
Основания и порядок использования государством
"золотой акции":
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Решение об использовании "золотой акции" может быть принято государством │
│ в двух случаях: │
└─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────┴────────────────────┐
V V
┌────────────────────────────────────┐┌────────────────────────────────────┐
│При приватизации унитарных ││При принятии решения об исключении │
│предприятий в акционерные общества, ││публичного акционерного общества из │
│если в собственности государства ││перечня стратегических акционерных │
│остается менее 25% акций ││обществ (независимо от количества │
│ ││акций, находящихся в государственной│
│ ││собственности) │
└────────────────────────────────────┘└────────────────────────────────────┘
Порядок использования "золотой акции":
- после принятия решения об использовании "золотой акции" в устав АО и в реестр его акционеров вносится соответствующая запись;
- изменение в устав АО об использовании "золотой акции" вносится исключительно на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без проведения общего собрания акционеров (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
- после принятия решения об использовании "золотой акции" государство направляет в органы управления и контроля акционерного общества своих представителей, осуществляющих деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738;
- орган государственной власти, назначивший представителя в совет директоров и ревизионную комиссию АО с "золотой акцией", вправе осуществить его замену в любое время (абз. 3 п. 2 ст. 38 Закона о приватизации);
- "золотая акция" действует вплоть до принятия решения о ее прекращении Правительством Российской Федерации либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 2 п. 5 ст. 38 Закона о приватизации).
Основные нормативные акты и судебная практика
- ГК РФ;
- Закон об АО;
- Закон об ООО;
- Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
- Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738;
- Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом";
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом";
- Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25.
Глава 12. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ
В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Банковские учреждения опаснее,
чем готовые к сражению войска.
Томас Джефферсон
Сферы специального правового регулирования
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Существует специальное правовое регулирование в отношении │
│ финансовых организаций, осуществляющих: │
└─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────┼──────────────────────┐
V V V
┌────────────────────────┐┌───────────────────────┐┌──────────────────────┐
│ банковскую ││ инвестиционную ││ страховую │
│ деятельность ││ деятельность ││ деятельность │
└────────────────────────┘└───────────────────────┘└──────────────────────┘
Причины специального правового регулирования
- осуществление предпринимательской деятельности в данных сферах связано с аккумулированием значительных ликвидных ресурсов, привлекаемых не только от профессиональных предпринимателей, но и от обычных граждан-потребителей;
- предпринимательская деятельность в данных сферах осуществляется посредством предоставления финансовых услуг, предметом которых являются активы, обладающие свойствами высокой мобильности;
- предпринимательская деятельность в данных сферах является высоко рискованной, корпорации в большей степени подвержены опасности потери устойчивости.
§ 1. Особенности правового положения
корпораций в банковской сфере
Банковская система России
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Банк России │
└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
V
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Кредитные организации │
│ хозяйственные общества, имеющие исключительное право на основании │
│ специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять │
│ банковскую деятельность │
│ (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности) │
│┌───────────────────────────────────────────┐┌─────────────────────────────┐│
││ Банки ││ Небанковские кредитные ││
││кредитные организации, которые имеют ││ организации ││
││исключительное право осуществлять в ││в отличие от банков, имеют ││
││совокупности следующие банковские операции:││право осуществлять только ││
││- привлечение во вклады денежных средств ││отдельные банковские ││
││ физических и юридических лиц; ││операции, допустимое ││
││- размещение указанных средств от своего ││сочетание которых ││
││ имени и за свой счет на условиях ││определяется Законом о банках││
││ возвратности, платности, срочности; ││и банковской деятельности ││
││- открытие и ведение банковских счетов ││и Банком России ││
││ физических и юридических лиц ││ ││
│└───────────────────────────────────────────┘└─────────────────────────────┘│
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Особенности учреждения кредитных организаций
Для государственной регистрации кредитных организаций необходимо соответствующее разрешение (лицензия) Банка России.
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.
Установлены дополнительные требования, предъявляемые как к содержанию учредительных документов банка, так и к составу документов, предъявляемых учредителями для принятия решения о государственной регистрации будущей кредитной организации (ст. 10 Закона о банках и банковской деятельности, Инструкция Банка России N 135-И).
Помимо учредительных документов, в Банк России представляются также специфические документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации, а также бизнес-план.
- бизнес-план - документ, содержащий предполагаемую программу действий кредитной организации на ближайшие два календарных года, включая ожидаемые результаты деятельности;
- в Банк России представляются документы, необходимые для оценки деловой репутации учредителей кредитной организации и руководства, а также анкеты о соответствии руководства банка квалификационным требованиям.
Имущественная основа деятельности кредитных организаций
Минимальный размер уставного капитала кредитных организаций:
- 300 млн. руб. - для банков;
- 90 млн. руб. - для расчетных небанковских кредитных организаций;
- 18 млн. руб. - для депозитно-кредитных и платежных небанковских кредитных организаций (ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности).
Банк России устанавливает предельный размер неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации (не более 20% уставного капитала).
Внимание! Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, свыше 10% - предварительного согласия Банка России (ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности).
Особенности корпоративного управления
в кредитных организациях
Цели управления:
Эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимается:
- достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности;
- соблюдение нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов кредитной организации;
- предотвращение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности;
Внутренний контроль в кредитных организациях регулируется "Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (утв. ЦБ РФ 16 декабря 2003 г. N 242-П).