Расчет 5. Условия безубыточности
Анализ безубыточности производства и реализации продукции проводится по методу CVP (затраты — объем — прибыль).
По каждому товару определяется порог рентабельности (находится критическая точка), т.е. точка безубыточности производства или реализации продукции.
Порог рентабельности можно определить графическим или аналитическим методами.
Графический метод определения порога рентабельности.
В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат) и дохода от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, по горизонтали - количество единиц продукции (рис. 8.3). В точке критического объема производства (К) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.
Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.
Рис. 8.3. График взаимосвязи показателей объема производства, затрат и прибыли:
К — точка критического объема производства (реализации) продукции;
Q — количество единиц продукции; М= N- V.
Проекция точки К на ось Q дает критический объем производства (реализации) в физических единицах измерения (штук, метров, кг).
Проекция точки К на ось N дает критический объем производства (продаж) в стоимостном измерении (ден. ед.).
Пользуясь графиком, проведем некоторые полезные расчеты для анализа зависимости «затраты — объем - прибыль».
Аналитический метод определения порога рентабельности.
Пользуясь графиком, проведем некоторые расчеты для анализа зависимости «затраты — объем — прибыль».
В точке критического объема производства имеем
.
Из этого соотношения определяется предельная величина физического объема продукции по формуле
где Qкр* – объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
р – цена единицы продукции;
v – удельные переменные затраты на единицу продукции;
С – постоянные расходы.
Преобразование формулы раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:
,
где d – относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта
(1 - d) — относительный маржинальный доход на единицу объема реализации.
Чтобы определить критический объем продаж в денежной оценке, необходимо цену единицы товара умножить на физический объем продаж:
Nкр = р х Qкр*.
Сбалансированность финансовых показателей бизнес-плана и оптимизация прибыли
Основные финансовые показатели бизнес-плана: прибыль, рентабельность, капиталоотдача, капиталоемкость продукции, затраты на производство — должны быть увязаны между собой и сбалансированы с показателями производства и реализации продукции.
Сбалансированность финансовых показателей с затратами на производство и объемом продаж (реализации) может быть осуществлена различными способами:
с помощью составления обобщенной сметы прибылей и убытков и баланса доходов и расходов;
методом расчета критической точки (порога рентабельности) производства и реализации продукции (метод CVP: затраты - объем - прибыль), позволяющего обосновать величину безубыточного объема продаж;
методом предельного анализа, позволяющего определять величину максимальной прибыли исходя из равенства предельного дохода (прироста выручки на единицу продукта) предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта);
методом производственной функции (типа функции Кобба—Дугласа), позволяющим прогнозировать ожидаемые показатели хозяйственной деятельности по факторам затрат труда и капитала;
методом построения двойного бюджета, позволяющим разделять в плане бюджет предприятия на текущий и стратегический.
Особое внимание в бизнес-планировании уделяется показателям прибыли.
Величина прибыли предприятия является управляемым параметром. Управлять прибылью необходимо на всех стадиях производственно-коммерческого цикла, начиная от закупок сырья и материалов и кончая сбытом продукции. Эффективность управления прибылью возрастает в направлении, обратном движению производственно-технологического процесса.
Проблема оптимизации прибыли неоднозначна. С одной стороны, прибыль должна быть как можно больше, потому что это финансовый результат, характеризующий достижение конечных целей бизнеса, повышение его инвестиционных возможностей и привлекательности. С другой стороны, показывать в отчетах большую прибыль не выгодно, потому что возрастают налогооблагаемая база и сумма налога. Отсюда возникает проблема оптимизации прибыли.
Оптимизация прибыли осуществляется в бизнес-плане с помощью различных методов.
Рассмотрим некоторые из них.