Тактическое управлениеподразумевает форму взаимодействия, способ рабочего общения внутри компании, метод достижения большой, долгосрочной стратегической цели.
Оперативное управление – решение ежедневных, текущих задач. Это управление состоит изоперативного планирования, учета и контроля. Делится по отраслям и службам: - оперативное управление организацией,- производством,- финансами,- закупками,- сбытом,- продажами,- запасами и т.д.
Цель оперативного управления – формирование бесперебойной работы вверенной руководителю службы, согласованной работы со всеми остальными подразделениями предприятия. Традиционно повелось, что под оперативным управлением всегда понимался авральный или хаотический процесс внедрения решений. Современный подход к этому виду управления, включающий в себя четкие инструменты и комплекс информационной системы, поставил все процессы оперативки «с головы на ноги».
29вопрос. Функция контроля: сущность, задачи и основные этапы его реализации.
Функция контроля может быть определена как процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации.
Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.
Основные задачи реализации функции контроля должны включать:
1) обнаружение и устранение неопределенности;
Неопределенность при реализации целей связана с возможными несоответствиями в их формулировании, в организационной структуре и разделении труда, кадрах и оценке внешней среды и с другими факторами деятельности конкретного предприятия.
2) предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
Предусматривает своевременное выявление проблем, которые могут развитья в кризис, для принятия неотложных мер по его недопущению.
3) поддержание успеха.
Задача состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно могут способствовать достижению ее общих целей.
4) широту контроля.
Широта контроля отражает суть функции: контроль должен быть всеобъемлющим.
Процесс контроля включает три этапа, на каждом из которых осуществляется конкретная (присущая этому этапу) совокупность действий.
На первом этапе осуществляется выработка стандартов и критериев, определяющих конкретные показатели оценки в процессе контроля.
В качестве стандартов принимаются конкретные показатели результативности деятельности организации или ее элементов. Поэтому они должны быть выбраны (сформулированы) из целей и стратегий организации. Определение стандартов взаимосвязано с реализацией процесса планирования.
Второй этап предусматривает осуществление измерений, сопоставление полученных результатов с установленными стандартами и выявление отклонений. На этом этапе главной задачей контроля является определение отклонений реальных результатов деятельности организации и ее подразделений от ожидаемых (планируемых) показателей или стандартов. Выявление отклонений текущего результата от планируемого является основой для принятия управленческого решения о начале действий по корректировке. Последовательность работ этого этапа включает:
1) определение масштаба отклонений при измерении;
2) измерение результата;
3) формирование и оценку информации для принятия решения о выявленном отклонении.
Третий этап предусматривает определение конкретных действий для вмешательства (невмешательства) в деятельность по реализации целей организации. При этом менеджер может выбрать одно из трех решений:
1. «Ничего не предпринимать».
2. «Пересмотреть (откорректировать) стандарт».
3. «Устранить отклонение».
Прежде чем принять решение о корректирующем действии, необходимо взвесить все факторы (переменные) и их взаимосвязи, имеющие отношение к данной проблеме. До принятия решения менеджер должен убедиться, что принимаемое им решение (действие) не создаст дополнительных трудностей в достижении же-лаемого результата при разрешении рассматриваемой проблемы.
30вопрос. Ситуационные факторы проектирования организации. Оценка внешней среды. Технология работ. Стратегический выбор. Поведение работника.
Проектирование организации проводится в следующих направлениях: проектирование структуры производства и структуры управления, процессов производства и процессов управления. При проектировании организации нужно учитывать совокупность ситуационных факторов, которые можно свести к трем основным группам: характер объекта управления, внешняя среда, специфика самой системы управления.
Характер объекта управления определяется масштабами и типом производства, сложностью выпускаемой продукции, технической оснащенностью, количеством потребляемых сырья и материалов, составом кадров.
Внешняя среда предприятия представлена вышестоящей организацией, поставщиками, потребителями продукции, финансовыми, кредитными, юридическими органами, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями.
На структуру оказывают влияние также специфические факторы системы. К ним относятся: соотношение применяемых методов управления, уровень подготовки управленческих кадров, информационного обеспечения, технические средства управления и т.п. Для комплексности организационного анализа необходимо учитывать все перечисленные факторы.
К внешней среде относятся факторы, которые не поддаются контролю со стороны предприятия, и оно вынуждено приспосабливаться. К таким факторам относятся: государственно-административные, социально-демографические, культурные, экономические, международные, природно-экологические и научно-технические факторы. Для анализа макросреды предприятия используется вторичная информация, которая может быть получена из публикаций Госкомстата и его региональных подразделений, из газет и журналов, сети Internet (в том числе на отраслевых порталах, сайтах специализированных фирм и т.п.). После сбора необходимой вам информации необходимо оценить каждый документ с точки зрения достоверности и актуальности содержащейся в нем информации, а также проверить данные на согласование с другой имеющейся в вашем распоряжении информацией.
Поведение – это то, что делает личность: чтение книги, изучение инструкции, разговор с начальником, беседы с коллегами, написание служебной записки и т.д. Поведение есть результат взаимодействия индивидуальных особенностей человека с окружающей средой. Индивидуальные особенности проявляются в способностях, позиции по любому вопросу, сознании, способности учиться, возрасте, личностных характеристиках. Окружающая среда – это то, что окружает человека на работе и вне работы.
Поведение проявляется в действиях, в процессах мышления и коммуникации, в наблюдательности. Любое поведение имеет результат. Желательным результатом является эффективная работа. Поэтому руководитель должен заранее определять желаемые результаты, направлять поведение работников в нужном направлении, создавая для них мотивационный климат.