Контрпропагандистская составляющая пол. кампании

Подготовка к защите образа политика

Самым уязвимым местом в пол. кампании, оказывается политик или пол. организация. Самый сильный прессинг испытывают кандида­ты на различные выборные государственные должности. Предметом атаки могут стать: неблаговидные факты биографии политика, его неудачные заявления, невыполненные обещания, его связи (например, с «теневыми» структурами), проступки его родных и близких. Если в прошлом политика действительно есть факты, способные компрометировать его, то следует сделать домашние заготовки интерпретации таких фактов. Безобидный эпизод: политик слабо учился в школе – можно придать позитивную окраску: ребенок был творческой личностью и его не удовлетворяла жесткая схема школьных программ и учебников.

«Вакцинация» общественного мнения — это подготовка людей к такому восприятию определенного типа информации, которое не вызовет у них резкой реакции (всеобщего осуждения, негодования т.п.). Технология вакцинации основана главным образом на опережении соперника в подаче информации. Такая «прививка» резко снижает эффект внезапности, на который, вероятно, рассчитывали соперники, а также может сработать эффект первичности, когда впервые предъявляемая информация запоминается лучше. Другой прием — актуализация в массовом сознании установки, которая заранее настроит людей на неприятие невыгодной для вас информации. Например: сделать заявление, что находящийся в оп­позиции политик подвергается преследованию властей. Если эта ин­формация будет принята населением как достоверная, то велика вероятность того, что все материалы, рассказывающие о негативных фактах его биографии, будут расцениваться публикой как навет, как давление властей.

Пытаться решить ту же задачу можно и более тонкими способами. В феврале 2002 года Ж. Ширак в тот же день, когда он объявил о сво­ем намерении баллотироваться на очередных президентских вы­борах, в выступлении по национальному телевидению произнес фразу, обращенную к своему главному сопернику, социалисту Л. Жоспену, занимавшему в это время пост премьер-министра: «Я уважаю премьер-министра. У него есть свои обязательства, свои убе­ждения. Они отличаются от моих. Я могу критиковать политику, конкретные дела. Но у меня нет желания критиковать человека». Чтобы понять значение этой фразы, надо иметь в виду, что глав­ный конкурент Ширака Жоспен и его команда предприняли огром­ные усилия для сбора компромата на французского президента. Из­бирателям предполагалось предъявить информацию о финансовых махинациях, в которых замешан Ширак. Ширак продемонстрировал благородство по отношению к своему конкуренту — он не собирается его критиковать как человека. И после такого заявленного благородства его соперни­кам уже трудно было приступить к лобовой атаке.

Контрпропагандистская составляющая пол. кампании

В конкурентной среде нельзя занимать пассивную позицию и ждать, когда обрушится очередной удар со стороны соперников, что­бы предпринять какие-либо ответные действия. «Кампании на контрходе», которые основываются на формировании кандидатом образа «борца» со злом, олицетворяемым конкурентом. Расчет на победу строится на протестном голосовании: на том, что кандидата выберут потому, что он главный противник «плохого человека». При этом важно, чтобы человек, отождествляемый со злом, был достаточно известным.

Идея кампании на контрходе состоит в том, чтобы не только вос­пользоваться в своих интересах антиобразом конкурента, но и заста­вить его частично или полностью проводить за вас вашу же из­бирательную кампанию. Для этого организуется предельно резкая атака на конкурента с целью спровоцировать его на контрход, т. е. на ответную атаку на вас. Если контрход состоялся, то конкурент, актив­но накачивая ваш антиобраз, будет одновременно с этим формировать ваш положительный образ «борца», постоянно демон­стрируя, что вы — его противник. В идеале можно достигнуть полной инверсии: ваш положительный образ станет столь же мощным, на­сколько изначально был силен антиобраз конкурента.

Во Франции команда действующего президента страны Ж. Ширака в ходе предвыборной борьбы за президентское кресло в 2002 г. решила в качестве одной из тем пропагандистской кампа­нии, направленной против его основного соперника — премьер-ми­нистра, социалиста Л.Жоспена, выбрать тему роста преступности и безопасности граждан. Ширак затронул эту тему задолго до выборов, еще 14 июля 2001 года. Выступая перед французами по случаю нацио­нального праздника Дня взятия Бастилии, он заявил: «Необходимо положить конец постоянно растущей атмосфере страха, которая со­вершенно нетерпима и полностью противоречит духу прав человека. Это вопрос наличия воли и авторитета».

После этого заявления СМИ, являющиеся рупором правых сил, начали формировать в массовом сознании мнение о том, что левые и социалист премьер-министр в особенности ответственны за ухудше­ние криминальной обстановки в стране. Их начали обвинять в том, что, занявшись проблемами введения тридцатипятичасовой рабочей недели и потратив бюджетные средства на выполнение своих попули­стских обещаний, они упустили из виду проблему укрепления право­порядка и борьбы с преступностью. Чем ближе становились выборы, тем активнее в СМИ муссировалась эта проблема, появлялись статьи, где приводились цифры роста числа преступлений, акцентировалось внимание на изменении их характера. Чтобы сделать сухие цифры более понятными, французам предлагалось, не торопясь, сосчитать до восьми. За это время в стране происходило одно преступление. Если подождать еще четыре с половиной минуты, то пока стрелки бе­гут по циферблату, во Франции изнасилуют женщину, а еще на одно­го человека нападут с оружием в руках.

Есть целая серия приемов, которые используются в контрпропаганде самостоятельно:

1. Использование оплошностей и ошибок кандидатов. Неудачная фраза или жест, гримаса, если они были схвачены видеокамерой, — все это впоследствии можно тиражировать в различных материалах, создавая отталкивающий образ политика. Весьма удачно этот прием использовался против А. Лукашенко, который будто бы «об­наружил» положительные черты в правлении Адольфа Гитлера. Для А. Чубайса поистине «роковой» стала фраза о «несчастных ста ты­сячах долларов».

2. Поиск расхождений, противоречий в различных выступлениях политика. На­меренное сопоставление фраз, сказанных в разное время, может соз­давать видимость беспринципности.

3. Цитирование в отрыве от контекста, когда выхваченная фраза начинает обретать иной смысл.

4. «Перенос», или формирование ассоциаций с какими-либо нега­тивными персонажами, в том числе историческими (Сталин, Гит­лер), с негативными событиями, которые сознательно начинают со­относиться с конкурентом.

Компромат в пол. борьбе

Компромат (компрометирующий материал) — это сведе­ния, порочащие честь и достоинство человека, т.е. факты, свидетель­ствующие о том, что человек преступил грань закона или нор морали.

Если чело­век нарушил закон и скрыл это, то сведения об этом факте одно­значно можно определить как компрометирующие. Труднее обстоит дело с нормами морали. Известно, что к нарушению одних этических норм люди относятся терпимо, а нарушение других вызы­вает всеобщее негодование. Французы прак­тически нечувствительны к скандалам, связанным с сексом.

В российской практике в качестве компромата используют обычно сведения:

от обвинений в подкупе, коррупции до обвинений в подрыве российской государственности, в попус­тительстве экстремистским или террористическим силам; рассказывающие о серьезных проступках политика в прошлом: об участии в юности в криминальной группировке, о совершении преступления; говорящие о нарушении политиком базовых моральных норм об­щества.

Нередко компромат оказывается палкой о двух концах. В каких случаях это происходит? Во-1, если компромат предъявляется на политика, ко­торый воспринимается большинством населения исключительно позитивно. В качестве примера можно привести кампанию по дискредитации Б. Ельцина, которая была предпринята руководством КПСС на рубе­же 80-90-х годов. Во-2, компромат может сыграть роль бесплатной рекламы. В-3, следует учитывать, что, представляя компромат на со­перника, можно получить ответный удар. «Война компроматов» и угроза срыва выборов. В России проявилась интересная тенденция: чем боль­ше компромата в пол. борьбе, тем меньше население прояв­ляет к нему интерес. Люди просто устали от компромата, что снижает порог чувствительности ко всякого рода порочащим тех или иных политиков фактам. Есть немало людей, которые считают, что политика — это настолько грязное дело, что обнародованные факты представ­ляют собой лишь маленький срез общей неприглядной картины борьбы за власть. Кто-то из наших сограждан просто не воспринимает не­которые ставшие достоянием общественности факты как компроме­тирующие – де­вицы легкого поведения, воровство, пьянство.

Почему много компромата? – стремление нанести удар по самому сопернику. Подмечено, что наибольшее воздействие компромат оказывает на са­мого политика и его команду. Он начинает нервничать, оправдывать­ся. В итоге совершаются необдуманные ша­ги, которые со всей неизбежностью ведут к проигрышу.

Наши рекомендации