Методика оценки стратегической позиции предприятия
Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и минимизации риска (стратегия развития предприятия)
Расчетную часть работы следует выполнять с использованием таблиц EXCEL, сопроводив решение подробным пояснением.
Рекомендации по содержанию 3 раздела
Оценка стратегической позиции предприятия и формирование программы стратегического развития
По результатам анализа во 2 разделе следует представить оценку стратегической позиции предприятия и дать рекомендации по формированию финансовой стратегии его развития или финансового оздоровления. Возможно составление прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках по результатам стратегических рекомендаций с оценкой эффективности изменения рейтингового класса и рыночной стоимости капитала.
Методика оценки стратегической позиции предприятия
Основу проведения стратегического анализа составляет изучение влияния на хозяйственную деятельность предприятия отдельных факторов и условий среды его функционирования. В зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны предприятия в процессе осуществления финансовой деятельности в составе общей финансовой среды его функционирования следует выделять отдельные виды:
• внешнюю среду непрямого влияния;
• внешнюю среду непосредственного влияния;
• внутреннюю среду предприятия.
Внешняя среда непрямого влияния характеризует систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности предприятия в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не имеет возможности.
Внешняя среда непосредственного влияния характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности, которые формируются в процессе финансовых отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей.
Внутренняя среда характеризует систему условий и факторов, определяющих выбор организации и форм финансовой деятельности с целью достижения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специалистов финансовых служб предприятия. Она заключает в себе тот финансовый потенциал, который позволяет предприятию достигать поставленных целей и задач в стратегическом периоде.
Анализ факторов внешней среды непрямого влияния базируется на основном методе стратегического анализа — SWOT-анализе.
Предварительным условием осуществления такого анализа является группировка факторов внешней среды непрямого влияния по отдельным признакам.
В стратегическом анализе в этих целях используется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (эта система концентрирует стратегический анализ только на факторах макроуровня). Группы таких факторов разделяют макросреду функционирования предприятия на следующие четыре ее разновидности, характеризуемые аббревиатурой PEST:
Р — политико-правовая среда [political and legal environment];
E — экономическая среда [economic environment];
S — социокультурная среда [sociocultural environment];
Т — технологическая среда [technological environment].
Анализ факторов внешней среды непосредственного влияния также базируется на SWOT-анализе. Предварительным условием осуществления стратегического финансового анализа по этому виду среды функционирования предприятия является группировка субъектов финансовых отношений с предприятием, с одной стороны, и выделение основных факторов, влияющих на эффективность этих отношений в стратегическом периоде, с другой.
В процессе стратегического анализа факторов внешней среды непосредственного влияния целесообразно выделять следующие шесть основных групп субъектов отношений с предприятием:
• поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов; • покупатели готовой продукции;
• кредиторы предприятия, предоставляющие различные формы финансового кредита;
• инвесторы — институциональные и индивидуальные;
• страховщики; • финансовые посредники.
Анализ факторов внутренней среды призван характеризовать не только объем финансового потенциала предприятия, но и эффективность его использования. Исследование факторов внутренней финансовой среды в процессе разработки финансовой стратегии предприятия традиционно базируется на SWOT-анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.
В последние годы развитие этого подхода получило отражение в SNW-анализе, используемом исключительно при анализе факторов внутренней среды предприятия. Аббревиатура SNW отражает характер позиции предприятия по исследуемому фактору:
S — сильная позиция [strenght position];
N — нейтральная позиция [neutral position];
W — слабая позиция [weakness position].
Систему исследуемых факторов внутренней финансовой среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей финансовой деятельности. Факторы, которые характеризуют отдельные аспекты финансовой деятельности предприятия, рассматриваются обычно в комплексе и отражают его финансовую политику по тому или иному из этих аспектов.
Для упрощения технологии SNW- анализа целесообразно использовать результаты рейтинговой оценки предприятия.