Механизм распространения депрессии

Неожиданное сокращение спроса выполняет роль "первотолчка" в развитии депрессии, который вызывает дальнейшее падение спроса на рынках и увеличение безработицы.

Предположим, что по каким-то причинам фирмы значительно сократили объем покупок новых капитальных благ (например, на одну треть). Это будет означать, что спрос на рынках капитальных благ (оборудования, зданий) уменьшится БЕЗ какого-то увеличения расходов на рынках других благ.

Уменьшение спроса на капитальные блага выразится в смещении кривых спроса влево и падении объема продаж. При этом фирмы уменьшат спрос на труд и уволят "лишнее" количество рабочих, которые отправятся искать себе новое место работы в другой отрасли. Кроме этого, производители оборудования купят меньше промежуточных благ - а это приведет к тому, что производители этих благ тоже уволят часть рабочих.

Все эти безработные являются первым и непосредственным результатом падения спроса на капитальные блага. Дальнейшее развитие депрессии будет вызвано двумя обстоятельствами.

Во-первых, безработные резко сокращают потребление на все время поиска новой работы. Конечно, они не перестанут совсем покупать блага, но они могут перестать покупать многие блага, не являющиеся предметами первой необходимости.

При этом общий спрос на рынках потребительских благ уменьшится на некоторую величину. Фирмы, на продукцию которых уменьшается спрос, будут вынуждены уволить часть своих рабочих, которые начнут искать себе новое место работы и на время этого поиска тоже сократят свои расходы. Последнее опять уменьшает совокупный спрос и т. д.

Это падение спроса на рынках благ происходит по принципу цепной реакции - одно событие порождает другое аналогичное событие, которое, в свою очередь, порождает еще одно событие, и т. д. Ухудшения порождают друг друга, и увеличение безработицы происходит кумулятивно (путем накопления последовательных изменений). Первые 100 безработных являются причиной увольнения 80 рабочих, которые, в свою очередь, являются причиной увольнения 60 рабочих, которые, в свою очередь, являются причиной увольнения 50 рабочих, и т. д.

Во-вторых, произойдет изменение ожиданий фирм и потребителей. Фирмы принимают решения об инвестициях, рассчитывая на некоторый будущий объем спроса на свою продукцию. При этом существуют значительная неопределенность в этих будущих событиях и риск понести убытки. Решения фирм относительно расходования больших сумм денег очень чувствительны к малейшим изменениям в ожиданиях относительно будущих событий. Если фирмы начнут опасаться, что спрос на их продукцию в будущем будет низким, то они не станут покупать новые капитальные блага для поддержания или расширения производства. Размер инвестиций (I) является самым чувствительным и нестабильным компонентом общего спроса на рынках благ.

Точно так же на спрос могут повлиять ожидания потребителей, которые, опасаясь тоже потерять работу, могут не предпринимать больших покупок и отложить деньги на всякий случай. Поэтому спрос на рынках капитальных потребительских благ (домов, автомобилей) тоже очень чувствителен к ожиданиям.

Таким образом, кумулятивное падение спроса и изменение ожиданийзначительно усиливают падение спроса на всех рынках и приводят к появлению депрессии.

Депрессия означает уменьшение объема производства - в хозяйстве производится такой ВНП, который оказывается меньше того "нормального" уровня, который производился при полной занятости всей рабочей силы. Она приводит также к появлению нового вида безработицы, вызванной этим временным спадом производства.

Безработица, вызванная наступлением депрессии (временным падением спроса на всех рынках) называется циклической безработицей.

Насколько быстро хозяйство сможет справиться с депрессией, зависит от совершенства рынков. Например, от гибкости заработной платы и цен - если заработная плата может легко и быстро изменяться вверх или вниз, то оказавшиеся без работы смогут быстрее перейти на другие рынки. От информированности о происходящем - если фирмы будут знать, что падение спроса временное и в ближайшем будущем спрос опять будет высоким, они не откажутся от покупки капитальных благ. Чрезмерная предосторожность или пессимизм может сильно ухудшить положение, если фирмы и население будут бояться осуществлять покупки капитальных благ и "из предосторожности" будут тормозить возвращение хозяйства к нормальному функционированию. Таким образом, "переходный период" может продолжаться очень долго.

Подъем в хозяйстве начинается и происходит аналогичным образом. Сначала происходит увеличение спроса на отдельные потребительские блага, которое затем передается на рынки капитальных благ (фирмы реагируют на рост спроса увеличением инвестиций). Многие фирмы стараются нанять дополнительных рабочих, это приводит к росту заработной платы и еще большему увеличению спроса на рынках потребительских благ.

Деловые циклы

Возможность общей конъюнктуры в хозяйстве приводит к тому, что депрессии и подъемы могут постоянно сменять друг друга с определенной периодичностью.

Деловыми циклами называется последовательная и регулярная смена депрессий и подъемов в хозяйстве. Механизм деловых циклов может выглядеть следующим образом.

В условиях подъема многие фирмы осуществляют увеличение или обновление запаса капитальных благ в моменты общего подъема, способствуя тем самым развитию этого подъема. При этом они могут переоценивать начавшееся увеличение спроса и расширять производство несколько больше, чем нужно. Через некоторое время оказывается, что расширение невыгодно и должно быть свернуто, - спрос на инвестиции падает, подъем прекращается и начинает развиваться депрессия.

В условиях депрессии многие фирмы прекращают осуществление инвестиций, способствуя развитию этой депрессии. Тем временем возможность приобретения новых капитальных благ постепенно накапливается (изнашивается старое оборудование, изобретается новое, понемногу растет население). Но эта возможность некоторое времяне реализуется по причине плохих ожиданий. Когда начинается подъем, ее сразу же начинают использовать.

Но это механизм осуществления периодической смены спадов и депрессий, который ничего не говорит о том, каким образом они могут начаться. Существуют два возможных объяснения этого начала.

1. Существование "первотолчка". Деловые циклы могут начаться, если внешний фактор придаст колебания хозяйству, которые будут продолжаться в течение некоторого времени.

Если такие первотолчки могут появляться постоянно, то существование деловых циклов тоже будет постоянно поддерживаться. В качестве таких регулярных первотолчков может выступать смена погодных условий, которая будет вызывать колебания выпуска сельского хозяйства и затем колебания в других отраслях. Также первотолчками могут быть совершаемые время от времени технологические изобретения, которые будут вызывать переход к использованию нового оборудования.

2. Совпадение фаз независимых процессов. Теоретически существует возможность появления деловых циклов в результате множества маленьких первотолчков, которые могут постоянно поддерживать циклические колебания. Эта теория имеет достаточно сложное объяснение, и здесь мы ограничимся только физической аналогией.

Например, морской ветер, который дует равномерно в одном направлении, тем не менее собирает воду на поверхности моря в волны. Точно так же решения о покупке новых капитальных благ, потребность в которых накапливается постоянно, могут "собираться" в периоды, и хозяйство будет расти как бы "толчками".

В реальном хозяйстве деловые циклы могут быть результатом различных причин (см. окно "Из истории деловых циклов"), которые могут усиливать или ослаблять действие друг друга.

Шок предложения Неожиданное ухудшение условий производства называется в экономической теории шоком предложения (от англ. shock - "потрясение"). До Промышленной революции основным источником шоков предложения были, конечно же, периодические неурожаи (см. окно "Из истории кризисов"). Но после того как сельское хозяйство стало занимать все меньшую и меньшую долю в ВНП, неурожаи отходят на второй план, а главным источником шоков предложения становятся сырьевые и энергетические ресурсы. Вот два наиболее известных примера. Хлопковый голод в Англии в 1860-х гг. В XIX в. хозяйство Англии было в такой степени ориентировано на экспорт хлопчатобумажных тканей, что оказалось зависимым от внешнего рынка - и предложение хлопка, и спрос на готовые ткани были "заграничными". Чаще всего причиной депрессий в текстильной промышленности было изменение спроса. Но один раз было суждено сильно измениться предложению. В 1861 г. начинается Гражданская война в США (война между Севером и Югом), которая нарушает мирную торговлю и резко сокращает поставки хлопка в Англию. Естественно, это сразу же приводит к резкому дефициту хлопка в Англии, который окрестили "хлопковым голодом". За три года кризиса цена хлопка выросла в почти 7 раз, и прибыль, которую раньше получали фабриканты, сменилась убытками. Сильный спад произошел в текстильной промышленности - очень сильно упала заработная плата, было уволено много рабочих. Это сразу же повлияло на все хозяйство - прежде всего сократилось производство оборудования для текстильной промышленности, сократились грузовые перевозки и т. д. Правда, при этой депрессии были два класса людей, которые выиграли. Одним из них были фабриканты других тканей (шерстяных, льняных), спрос на которые вырос. Другим были... хлопчатобумажные фабриканты, случайно имевшие большой запас хлопка, который сильно вырос в цене и позволил им получить большую прибыль. Нефтяной шок в 1974 г. Другой сильный шок предложения произошел в 1970-х гг., когда ОПЕК (организация арабских стран, производящих нефть) подняла цену на нефть с 3 долларов (октябрь 1973 г.) до 12 долларов (март 1974 г.) за баррель. Ситуация была ухудшена случившимся накануне сельскохозяйственным кризисом, вызвавшим подорожание многих продуктов. В результате сильного подорожания энергии практически у всех фирм выросли затраты, что привело к сдвигу кривых предложения влево и увольнению рабочих. Заработная плата должна была бы снизиться, но ее жесткость вызвала депрессию.  
Из истории деловых циклов Деловые циклы как колебания производства в хозяйстве существовали всегда, начиная с самого примитивного хозяйства первых земледельцев. Хотя в различные эпохи они имели разные причины и разный механизм протекания. Неурожаи В "земледельческих" хозяйствах, которые преобладали до XIX в., основным источником спадов и подъемов были неурожаи. С одной стороны, неурожаи резко сокращают покупательную способность населения, так как рост цены хлеба сокращает долю расходов на другие блага. В прежние времена существовала поговорка: "Когда бедные питаются дешево, они хорошо одеваются". С другой стороны, производители зерна, которым выгоден неурожай, могут быть заинтересованы в том, чтобы сберечь полученную прибыль, и, таким образом, рост их дохода не сопровождается ростом расходов. Если зерно приходилось покупать за границей, то это уменьшало количество денег в стране (золота), которое обслуживало торговлю и создавало доходы в другой стране. Неблагоприятное воздействие могут оказать спекулянты, которые запасают хлеб в ожидании роста цен, но если последний не оправдывает их ожиданий, разоряются, а это приводит к разорению других фирм и банков (например, в Англии в 1845-1846 гг. был сильный неурожай, а хороший урожай и падение цен в 1847 г. привели к банковской панике). Только в XIX в. происходит постепенное уменьшение роли урожаев, так как доля в ВНП сельского хозяйства значительно снижается, и, кроме того, неурожаи в отдельной стране смягчаются за счет международной торговли хлебом. Война Войны тоже были одним из основных источников колебаний - не таким регулярным, как урожаи, но весьма значительным. Причем война, в которой участвовала страна, могла приводить как к депрессии в хозяйстве этой страны, так и к подъему. Процесс ведения войны оказывал двоякое влияние. С одной стороны, увеличение расходов всегда являлось большим источником роста спроса (и следовательно, стимулировало подъем). С другой стороны, государство отвлекало ресурсы - люди уходили в армию, мог конфисковываться торговый транспорт (это оказывало неблагоприятное влияние на конъюнктуру). Занимая много денег на рынке капитала, государство повышало ставку процента, а это оказывало неблагоприятное воздействие на другие инвестиции (в частности, в строительство и транспорт). Результаты войны тоже оказывали сильное влияние. Война могла открыть перед фирмами хозяйства значительный рынок или, наоборот, лишить их выгодного рынка. Одной из причин частых войн в XVII-XVIII вв. была борьба за колонии, которые представляли собой рынок. Когда, например, Англия захватывала французский сахарный остров, это приводило к резкому увеличению предложения сахара и падению его цены. Но с другой стороны, в ходе войны благодаря выгодным контрактам с правительством производители пушек, например, могли увеличивать свои мощности, а когда война заканчивалась, оказывались с лишним запасом оборудования, который простаивал до тех пор, пока естественный рост хозяйства не создавал в них потребность. Торговые циклы Но причина колебаний могла не иметь политического или погодного характера и быть исключительно внутренней для хозяйства. Причиной торговых циклов становились рост рынков и несогласованные действия производителей. Существование конкуренции побуждало каждого из них к стремлению обогнать конкурентов, или, если были признаки увеличения спроса (или открывался новый рынок), фирмы бросались наперегонки удовлетворять этот спрос. Серьезную роль играли два обстоятельства. Во-первых, в надежде на то, что в будущем "все получится", торговцы часто пользовались кредитом. Если бы за товар всегда платили только наличными деньгами, перепроизводство было бы менее вероятно. Во-вторых, затрудненность передачи информации могла быть причиной серьезных ошибок в предложении товара. Пока купец осуществлял закупку и доставку товара, ситуация на рынке могла сильно измениться. Такие ситуации возникали вплоть до 1860-х гг., когда начали использовать телеграф и "неожиданностей" стало гораздо меньше. Быстрый рост хозяйства в XIX в. и циклы Когда происходит Промышленная революция, хозяйство начинает расти быстрым темпом, и ближайшим следствием этого становятся периодические кризисы перепроизводства. Конкуренция в условиях быстро растущего массового производства (см. окно "Управленческая революция", с. 193) делает отдельную фирму настолько зависимой от колебаний спроса и действий конкурентов, что ошибки в расчетах и кризис становятся неизбежны. Кроме того, прежние торговые кризисы не были затяжными еще и потому, что б?льшая часть капитала производителей представляла собой запасы сырья (в том числе при надомничестве). Но в XIX в. все большая часть капитала фирм вкладывается в здания, сооружения, оборудование, которые являются гораздо менее "подвижной" формой капитала и в случае депрессии означают большие потери для фирмы. Великая Депрессия (1929-1939) Представьте, что вы решили побежать с максимальной скоростью, на которую способны, и заставили себя как можно дольше не снижать скорости. Как бы вам ни хотелось бежать подольше, через некоторое время вам придется остановиться, чтобы перевести дух. Примерно то же самое произошло с хозяйством США и некоторых других стран в конце 1920-х гг. Рост населения и его благосостояние в начале XX в. привели к продолжительному подъему в хозяйстве. В 1920-х гг. осуществлялось строительство железных дорог, люди тратили много денег на покупку новых капитальных потребительских благ - и в результате строительная, автомобильная и другие отрасли переживали необычайный подъем. Как обычно бывало и раньше, в период подъема многие отрасли хозяйства выросли слишком сильно и теперь должны были сократить оборудование и рабочих. Кроме того, в период подъема был повышенный спрос на труд, и заработная плата тоже выросла несколько больше, чем позволяло нормальное развитие хозяйства. По оценкам историков, это приспособление должно было начаться в 1928 г. Но ему помешала разыгравшаяся в этом году спекуляция на фондовой бирже - рост курсов акций казался признаком еще большего процветания, и фирмы решились на дополнительные инвестиции. Депрессия была неизбежна, и она наступила в октябре 1929 г. Все началось с краха на бирже - курсы акций снизились более чем в два раза. Даже разорение многих владельцев акций само по себе могло вызвать спад - пропали сбережения людей, и последние начали экономить и уменьшили потребительские расходы. Кроме этого, началась цепочка банкротства банков, которые злоупотребляли кредитом и сами занимались скупкой ценных бумаг (25% было в ценных бумагах, 10% - в закладных займах). Фирмы практически во всех отраслях, наблюдая уменьшение продаж и образование непроданных запасов, резко сократили спрос на новые партии материалов и вообще приостановили покупку капитальных благ. Даже те, кто не потерял работу, сократили свой спрос и не решались больше покупать в рассрочку автомобиль или дом под залог своего имущества. В течение года после начала депрессии объем ВНП упал на 20%, а к весне 1931 г. - на 30%. Многие стали думать, что самое страшное позади и вот-вот должно начаться оживление. Но спад продолжался еще несколько лет. Впоследствии этот самый сильный спад в истории хозяйства назвали Великой депрессией. В 1933 г. президентом США стал Рузвельт, и его политика значительно облегчила возвращение хозяйства в нормальный режим. Но об этом мы расскажем в следующем параграфе.

Вопросы для размышления

1. От чего может зависеть период делового цикла (промежуток времени между двумя депрессиями или подъемами)?

2. В чем, на ваш взгляд, может заключаться причина деловых циклов при полном отсутствии внешних причин?

§ 4. Политика государства

Возможность влияния на общее состояние хозяйства. Фискальная политика. Изменение косвенных и прямых налогов. Изменение государственных расходов. Общественные работы. Ограниченность фискальной политики при сбалансированном бюджете. Денежно-кредитная политика.Регулирование ставки процента, денежной массы, обязательных резервов. Операции на рынке капитала. Совершенствование рынков. Центры занятости.

Значительная депрессия или подъем (как возможная причина будущей депрессии) наносят вред хозяйству, так как приводят к недопроизводству ВНП и уменьшению потребления населения. Поэтому государство может пытаться предотвратить негативные последствия этих явлений.

Каким образом государство может оказать воздействие на общее состояние хозяйства? В командном хозяйстве эта проблема вообще отсутствует, так как все определяется Центральным управлением. Но в рыночном хозяйстве все производители и потребители свободны, и поэтому им нельзя отдать приказ "Не увольнять рабочих!" или "Продолжить осуществление инвестиций!". На их поведение можно оказать влияние только косвенным методом.

В руках государства находятся следующие элементы хозяйства, которые оно может использовать как рычаги воздействия на общую конъюнктуру: 1) бюджет(налоги и расходы); 2) денежное обращение. Соответственно, различают два типа политики регулирования хозяйства.

Фискальная политика

Связующим звеном государства и хозяйства является бюджет, который "забирает деньги" у фирм и населения в виде налогов и "выдает деньги" фирмам и населению в виде расходов на общественные блага и трансфертов. Манипулируя доходной и расходной частями бюджета, государство может оказать влияние на поведение фирм и населения.

Фискальной политикой называется изменение налогов и государственных расходов с целью повлиять на общее состояние хозяйства.

Давайте рассмотрим, какими могут быть меры фискальной политики и их последствия.

1. Изменение налогов (или налоговая политика) влияет на поведение фирм и потребителей двумя различными способами.

Изменение косвенных налогов, которые платят фирмы (НДС, налог на прибыль, акцизы), влияет на затраты и прибыльность производства и, следовательно, определяет положение кривых предложения благ. Если правительство уменьшит ставки косвенных налогов и налога на прибыль фирм, это приведет к сдвигу кривых предложения вниз, увеличению равновесных объемов предложения и цен. Так как фирмы будут больше производить, следовательно, вырастет их спрос на ресурсы. В том числе вырастет спрос на капитальные блага и спрос на труд. Таким образом, снижение косвенных налогов может привести к подъему в хозяйстве и увеличить занятость.

И наоборот, если правительство будет увеличивать косвенные налоги, это приведет к падению предложения, уменьшению спроса фирм на ресурсы и, следовательно, к увеличению безработицы.

Изменение прямых налогов влияет на покупательную способность потребителей и, следовательно, изменяет положение кривых спроса на рынках потребительских благ. Если правительство уменьшит подоходный налог, это приведет к увеличению располагаемого дохода и потребители захотят истратить большее количество денег. Кривые спроса сместятся вправо, фирмы будут производить большее количество блага и увеличат спрос на ресурсы.

И наоборот, если правительство решит увеличить подоходный налог, оно уменьшит располагаемый доход населения, что вызовет падение спроса на рынках потребительских благ и уменьшение производства.

2. Изменение государственных расходов представляет собой изменение спроса государства на общественные блага, которое в свою очередь оказывает воздействие на спрос на других рынках благ.

Например, увеличение расходов на обмундирование для армии может вызвать подъем в хозяйстве, так как кривые спроса на рынках соответствующих благ сместятся вправо. Если государство неожиданно сократит расходы, например, на постройку новых железных дорог, это приведет к сокращению производства рельсов, шпал, вагонов и т. д. и в хозяйстве может начаться депрессия.

Используя это влияние своих расходов на состояние хозяйства, государство может осуществлять политику вывода хозяйства из депрессии.

Если в хозяйстве возникли депрессия и большая безработица, государство может прибегнуть к искусственному увеличению спроса на рынках благ путем увеличения своих расходов.

Например, можно использовать безработных для проведения общественных работ - уборки мусора, постройки и ремонта дорог и т. д. Заработная плата, выплаченная нанятым на эти работы людям, будет истрачена на рынках потребительских благ, и это поможет быстрее вытащить хозяйство из депрессии.

Изменение расходов может оказаться для государства более легко осуществимой мерой, чем изменение налогов, так как последняя мера непосредственно затрагивает все население, а первая - только незначительную часть его. Уменьшить расходы на исследование космоса, не вызвав недовольство всего населения, гораздо легче, чем увеличить подоходный налог.

Но фискальная политика связана с одной существенной проблемой построения бюджета: невозможно изменить величину расходной части бюджета, не изменив доходной. Если государство хочет иметь сбалансированный бюджет (без излишка или дефицита), ему придется изменять одновременно налоги и расходы. Например, если государство уменьшает налоги (чтобы стимулировать производство), ему придется уменьшить расходы - а это уменьшение спроса на рынках благ может свести на нет весь результат снижения налогов.

Отсюда следует, что при сбалансированном бюджете государству будет чрезвычайно тяжело осуществлять воздействие на хозяйство и результат такого воздействия, скорее всего, будет отрицательным.

Воздействовать в одном направлении государство может только за счет несбалансированного бюджета - то есть увеличить расходы без увеличения налогов. Добиться этого бюджетного дефицита можно двумя мерами: 1) напечатать новые деньги и 2) взять деньги в долг на рынке капитала. А эти меры относятся к другому виду политики, который мы сейчас и рассмотрим.

Наши рекомендации