Теоретическое представление о товарной политике хозяйствующих субъектов и их товарном ассортименте. Маркетинговая стратегия разработки новых товаров
ТЕМА 4. Товарная политика в сфере современного маркетинга
1. Теоретическое представление о товарной политике хозяйствующих субъектов и их товарном ассортименте. Маркетинговая стратегия разработки новых товаров.
2.Периоды жизненного цикла товаров и их дифференциация в маркетинге.
3. Сущность, функции и экономические инструменты трейд-маркетинга.
Теоретическое представление о товарной политике хозяйствующих субъектов и их товарном ассортименте. Маркетинговая стратегия разработки новых товаров
Товарная политикапредставляет собой определенный курс действий товаропроизводителя или торгового посредника, основанный на научно сформулированной программе экономического поведения в условиях рыночных отношений. Приоритетной целью товарной политики хозяйствующих субъектов является достижение преемственности производственно-финансовых решений и мер по формированию товарного ассортимента и его управлению, стимулированию конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, установлению оптимальных товарных ниш и сегментов предприятий-товаропроизводителей, а также разработке стратегий экономически рациональной упаковки, маркировки, обслуживания товаров.
В маркетинговой науке экономическая категория «товар» является сложным многоаспектным понятием, включающим совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские, или, другими словами, способность товара к удовлетворению определенных потребностей личности и общества в целом посредством собственных качеств. Классическим определением товара, получившим наибольшее распространение в маркетинге, является следующее: «товар – это продукт труда, произведенный для продажи». Однако существуют и другие трактовки содержательной сущности современных товаров, дополняющие экономическое содержание данного определения: «товар – это средство, с помощью которого представляется возможным удовлетворить определенную потребность», «товар – это комплекс полезных свойств вещей. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые в целях материального удовлетворения экономических запросов потребителей».
Товарный ассортимент – это группа товаров, объединенных между собой либо общностью экономического использования и функционирования, либо продающихся посредством одних и тех же торговых учреждений, либо характеризующихся одинаковым ценовым диапазоном. В связи со сказанным необходимо различать понятие номенклатуры товаров, под которой в маркетинговых исследованиях понимают ассортиментную группу товаров, реализуемых одним продавцом.
Процесс разработки инновационных разновидностей товара в маркетинговых исследованиях принято дифференцировать на несколько основных экономических этапов:
1. Формирование целей и направлений производственно-сбытовой деятельности, связанной с выпуском новых товаров, которое включает в себя постоянный мониторинг запросов и потребностей потенциальных потребителей продукции, обсуждение научно-технических достижений и возможности их использования в собственном бизнесе, анализ перспективных разработок фирм-конкурентов и формулировку на этой основе приоритетных задач и направлений торгово-маркетинговой политики.
2. Определение идеи, замысла и сущности товара. Идея товара - это общее представление о потенциальном товарном решении, которое предприятие-товаропроизводитель считает возможным предложить на внешнем рынке. Замысел товара - это научно проработанный вариант товарной идеи, оцененный при помощи соответствующих экономических характеристик и традиционных для потребителей понятий. Сущность товара представляет собой конкретное представление, сложившееся у потребителей о существующем в действительности или предполагаемом товаре.
3. Разработка товарно-маркетинговой стратегии, которая, как правило, состоит из 3-х частей: а) описания величины, структуры, экономического поведения целевого рынка, позиционирования товара в его условиях, оценки предполагаемых объемов продаж и долгосрочного планирования прибыльных поступлений; б) характеристики потенциальных ценовых уровней на товары, изучения каналов его распределения и реализации, составления сметы расходов, связанных с маркетинговой деятельностью; в) установления перспективных целей по показателям сбыта и прибыли, определение долговременного стратегического подхода к формированию комплекса маркетинга
4. Анализ возможностей производства и сбыта, представляющий собой оценку деловой привлекательности проекта, анализ намеченных контрольных показателей продаж, издержек и прибыли, характеристику производственно-технических и финансовых возможностей предприятия-товаропроизводителя.
5. Разработка товара и его испытание в рыночных условиях. Данный этап заключается в создании нескольких альтернативных вариантов физического воплощения товарного замысла с целью получения экономически оптимального, испытания его в лабораторных и эксплуатационных условиях, а также выпуске первоначальной относительно небольшой партии для экономического наблюдения за ходом продаж в рыночных условиях.
6. Создание коммерческого производства, предусматривающее решение вопросов о строительстве или аренде производственных корпусов, определении времени поставки первой партии товара на рынок, установлении ее экономических масштабов (регионального, общенационального или международного), выявлении наиболее предпочтительной группы потенциальных потребителей, формировании экономических оптимальных условий стимулирования сбыта, составление сметы различных элементов маркетинговых программ, рекламных кампаний и др.