Глава 6 Сказочная страна детства
Макарий слушал так внимательно, почти не дыша. Запоминал каждое слово учителя.
- Будет на земле сотворено детское царство радости и праздника, любви и счастья. Это царство вам, людям, и предстоит возвести, сотворить. Там взрослые могут почувствовать, ощутить себя детьми. Дети же будут в этой стране приобщаться к природе, к искусствам, ремеслам, мастерству всякому. И еще: там и взрослые, и дети протянут друг другу руки и станут настоящими друзьями, будут друг у друга учиться и помогать друг другу эту жизнь преображать, сотворять новый мир праздника, красоты и гармонии.
- Как же строить это царство?
- Послушай, Макарушка, внимательно. Близ любого города есть красивые места, где природа чиста и первозданна, где поют птицы непуганые и растут нетронутые цивилизацией травы, где бродят звери и журчат ручьи, где бьют родники с чистой, живой водой. Найти нужно несколько полян красивых и начать их обустраивать. И будут эти поляны друг с другом соединены лесной дорогой, по которой станут ездить лишь лошадки, запряженные в красивые тележки, повозки. Возить они будут деток и взрослых, которые пожалуют в эту сказочную страну детства. Когда у взрослых выпадет свободный денек-другой, приедут они к месту основной стоянки, откуда начинается сказочная страна, кто на машине, кто на автобусе. Здесь возьмут они нужные вещи с собой и сядут в повозку, которая ждет их тут как тут, запряженная лошадкой. И отправятся они в лесное путешествие в волшебную детскую страну по горам и лесам, к полянам и рекам, озерам и водопадам, горам и ущельям.
Поскрипывают колеса повозки, лошадка мерно следует по загадочной, лесной дороге. Сидят путешественники и по сторонам смотрят, любуются красотой, наслаждаются пением птиц и ароматами лесными. Птицы поют звонко, каждая на свой лад, а вместе звучит как хор несказанной красоты. Ветерок качает верхушки деревьев, солнышко сквозь листву играет золотом своим. А путешественники очарованы первозданной красотой дубового и букового леса. Буки сначала стоят как столбы, с гладкой светлой кожей. Потом они становятся все толще и уже напоминают колонны, устремленные ввысь. И вдруг стоп! Повозка остановилась. Что за причина? А вот что случилось: черепаха прямо на дороге стоит, на людей и на всю эту процессию глядит. Вышли путешественники из повозки, погладили лесную жительницу, подержали ее дети в руках, посчитали, сколько на ее панцире-домике квадратиков и положили ее в траву, иди по своим делам лесным. А та и рада стараться, быстро голову высунула и поползла дальше. Смотрят ей вслед и улыбаются потому как движется она так лихо, что все понимают, зря всех, кто медленно перемещается, сравнивают с этой лесной жительницей. Вскоре совсем она исчезает из вида, доносится только шуршание сухих листьев, покрывающих землю в лесу.
Поехали путешественники дальше. Вот они подъезжают к небольшому ущелью, склоны которого покрыты сплошь длинными ветвями вечнозеленого плюща. А по дну ущелья с камушка на камушек прыгает небольшая горная речушка с чистой водой. Здесь могло бы закончиться путешествие, но через ущелье сделан мосток. Срублен он из дерева, а украшен резниной. Видно, что здесь дело мастера боялось потому что мастер сотворил этот мосток с душой и любовью. Просто как в детской сказке. Хочется на нем остановиться и посмотреть на чистую водичку речушки. Лошадка, будто поняв намерение путешественников, приостанавливается, и путники любуются мостком, который так великолепно и добротно сотворен мастером. Глядят и вниз ущелья, на игры речки горной и через несколько минут продолжают путь.
Вот резной, деревянный щит на дороге извещает о том, что впереди начинается город мастеров. Лес расступается, и повозка выкатывается на поляну, заселенную мастерами. По краю поляны расположились теремки, да такие красивые, что глаз невозможно отвести. Все здесь возведено из природных материалов: камня, древесины, глины, а главное, все постройки чудные, сказочные вписаны в рельеф местности так, что кажется, что они здесь всегда стояли, будто природа сама их сотворила. Причем каждый теремок сделан по-своему и по-особому украшен. В каждом доме свой мастер, который занимается своим ремеслом, и тот, кто пожелает, может у него остаться пожить и поучиться премудростям его искусства. Для этого срублено здесь несколько теремков-гостиниц. Наши же путники походили по теремам-мастерским, с каждым мастером познакомились, посмотрели на их рукоделия. Здесь и кузнецы есть, и мастера-резчики, и гончары, и вышивальщицы, и многие другие. Затем попили наши гости живой водицы из родника, который бьет здесь неподалеку от поляны, позавтракали в общей трапезной вкусной, наваристой кашей с молоком и медом, попили чая, заваренного на душистых лесных травах: мяте, душице, чабреце, шалфее, мелиссе и других. И отправились дальше. Некоторые остались в городе мастеров, чтобы поучиться у них. А наших путешественников впереди ждет следующий город.
- Прости, отче, - не выдержал Макарий, - где же таких мастеров сыщешь?
- Что ты, Макарушка, да в каждом городе, поселке, деревне столько талантов, столько мастеров-самородков, что придется, возможно, не одну поляну мастерам выделить, чтобы все желающие смогли свои таланты реализовать! Они сами-то, дай им возможность, такую лесную сказку сотворят, что это будут не просто города мастеров, а произведения искусства. Сколько людей талантливых, как говорится одаренных от Бога, только и ждут, мечтают, чтобы руки свои к общему благу приложить. От мастеров, радость моя, отбоя не будет. Сами придут и сами все сделают, только помочь им надо материалами, инструментами, да и еще чем-нибудь. В городах-то эти люди маются, талант их не проявляется во всю силу, а тут - на тебе, тебя ждут, любят, уважают, да еще и учиться к тебе приезжают.
- Верно, старче, богата земля русская одаренными людьми.
- Так вот, Макарушка, наши путешественники отправились в другой город сказочной страны, город под названием Лесная аптека. Пока ехали наши странники, встречали зверушек разных. То сарыч с огромными крыльями вдруг выпорхнул из под кроны большого дерева, закричал громким голосом, распахнул полуметровые крылья и полетел сквозь деревья. Только диву даешься, как такая большая птица может маневрировать в столь густом лесу. В другом месте путники спугнули енота-полоскуна, который от испуга забрался по стволу, как опытный циркач, на самую вершину дуба и оттуда, свесившись вниз головой испуганно смотрел на людей. А взрослые и дети остановили повозку и рассматривали этого красивого лесного зверька с острыми ушками, мордочкой собаки и полосатым хвостом. Он такой смешной, что все просто рассмеялись.
Вот и следующая табличка, извещающая, что путники приехали в город Лесная аптека. Здесь выращиваются целебные травы. Выкатила повозка наших странников на поляну, а тут царство трав. Аромат - голова закружилась! Кажется, что здесь и жилья-то никакого нет, но, приглядевшись, мы заметим, что теремки, где живут целители-травники, спрятаны в лесу, а чуть дальше, на краю поляны увидим ульи, а рядом резная избушка пчеловода расположилась. Наконец путники разместились в просторном тереме целителя, который рассказывает, какими травами какую болезнь надобно лечить. Показывал он, как сушатся травы, как хранятся, как приготавливаются к употреблению. Потом пригласил травник на свои поляны походить и, как говорится, вживую посмотреть, как выглядят эти растения, которые такими чудодейственными, оздоровительными силами обладают. Не хватит и книги, чтобы перечесть все лечебные растения, какие у целителя здесь присутствуют. Каждая травка - свой мир особый, неповторимый, несказанный, свой аромат и свой удивительный цвет. А самое главное: к каждой травке индивидуальный подход нужен, тогда и будет она дарить свою живительную силу. Если не знать как, когда, с какими мыслями, словами-приговорками собирать траву, так и не будет от нее никакой пользы, не даст травка свою целительную силу людям, сокроет ее. Повествует травник-целитель, как нужно беседовать, общаться с растениями, потому как они все живые, все разумеют, и берется показать, как те его понимают. Замерли все путники, затихли, завороженно глядят, как целитель кудесничает. А тот встал, протянул руки к растениям, раскрыл ладони и произнес: "Ой ты, травушка-муравушка, ой целительница лесная, покажи деткам, как ты слышишь нас, как ты чувствуешь, как понимаешь слова наши". И тут чудо чудное, диво дивное: поклонилась трава, покачалась, все так и ахнули. Действительно, все живое вокруг нас, все понимает человека и создано Богом для счастья и радости. После этого идут путники по траве и боятся наступать на нее, понимая, что травушке больно бывает так же, как и человеку.
Затем путешественники побывали и у пчеловода, который поведал о чудном, волшебном мире пчел-тружениц, угостил душистым медком. Каких только медов не попробовали здесь наши странники! И гречишный мед, и липовый, и горный, и лесной, и каждый имеет свой аромат, цвет, свою особую сладость. А детям понравился больше всего мед в сотах, жевали они это угощение с удовольствием, потому что кроме жевательной резинки и не знали, что такое лакомство природное полезное существует. И опять таки, остались здесь те, кто пожелал поучиться мудрости травного целительства или искусству пчеловодства.
Наши же путники отправились дальше, в город бардов и искусств. Едут уже они по сосновому лесу. Воздух здесь настоян на хвое, иногда доносится по лесу нежнейший аромат, от которого сердце захолонет, настолько он блажен и сладок. Будто ладан где дымится. Это кустарники жимолости цветут, издавая такое благовоние. Сойки летают среди деревьев, подлетают к людям совсем близко и громко стрекочут, будто обсуждают появление гостей в своем лесу. И вдруг повозка притормаживает, на дороге золотится змейка-медянка. Дети осторожно ее палочкой подталкивают, предлагая ей уползти в лес и дать проехать путешественникам. Проводник объясняет детям, что змей не надо бояться, только нужно быть внимательным, когда по лесу или по траве они ходят. Сама змея никогда не укусит человека. А потом еще он сообщает, что змей не нужно уничтожать, что от них есть своя польза в природе. Потому как всякому зверю в природе есть свое место и свое предназначение.
Однако день уже подкатил к обеду и солнышко пригрело так, что путников приморило. И как раз кстати путешественники подкатили к трехступенчатому водопаду. Падающая вода речки пропилила в уступе выемку и обнажила разные пласты пород. Каждый пласт имеет свой цвет: красный, синеватый, серый, розовый - можно прямо геологию по такому наглядному "пособию" изучать. Отлогие склоны водопада густо заросли папоротником, создавая впечатление изумрудного, пышного ковра. Играет падающая вода разноцветием радуги, будто не вода это вовсе, а хрусталики, алмазы сверху вниз сыплются. А внизу каменный бассейн, в котором пенится и волнуется студеная вода. И здесь же высится дуб-великан, под которым и расположились путники, чтобы отдохнуть у белопенного красавца-водопада. Некоторые нырнули в бассейн с живой водой и уже выходили раскрасневшиеся, будто помолодели, словно действительно это озерцо не обычное, а волшебное, молодильное. Потом посидели под дубом молча, сосредоточенно, прижались к его стволу кто спиной, кто обнял крону руками, и каждый пожелал, чтобы великан лесной дал ему такой же крепости, силы сильной, мудрости природной, какая есть у него. А великан будто услышал просьбу людей и зашумел густой листвой своей там, наверху. Тотчас закуковала кукушка, затем другая, а потом и третья, целый кукушиный хор получился.
Наконец попали наши странники в город искусств, где живут, работают, творят художники, поэты, барды, музыканты, танцоры, фокусники. Целая страна музыки, песни, танца и картин. Даже картинная галерея здесь есть, можно купить, если понравится какая-нибудь работа. Слышатся звуки гитары, флейты, рожка, других музыкальных инструментов. В общем, страна, где глаза разбегаются и уши разлетаются, что смотреть, что слушать, трудно выбрать. Вечером добро пожаловать на концерт, который проводится на специально оборудованной поляне. В этом же лесном театре будет и спектакль. Желающие могут здесь в красивом тереме для гостей остаться столько, сколько нужно, и искусству музыки, песни, танца поучиться.
Путешествие продолжается, повозка уходит все дальше в лес, все выше в горы. Вот путники едут по глубокому ущелью. Склоны ущелья покрыты вековыми дубами, обвитыми лианами, вдоль дороги растут папоротники, лишайники, мхи. В сказках говорится о таких моментах, что зашли герои в глухой, непроходимый лес. В некоторых местах дубовый лес сменяет бук, граб, осина, заросли вечнозеленого рододендрона понтийского. Папоротники порой достигают метровой высоты. Все вокруг таинственно, волшебно, сказочно. Притихли люди, смотрят по сторонам, удивляются. По обоим краям ущелья выделяются светло-серые скалы. В некоторых местах дорога проходит под навесами скал. А внизу, зажатая отвесными, неприступными горами, пенится, ворчит разными голосами река, образующая пороги и водопады. Наконец наши путешественники подъезжают к одному удивительному месту, где находится большая пещера. Вокруг у входа растут кусты шиповника, вечнозеленые реликтовые деревья самшит, можжевельник. Наши путники заходят в прямоугольное отверстие пещеры и попадают в загадочный мир. Сначала все следуют по галерее, похожей на каньон. Через некоторое время галерея расширяется и путешественники входят в обширный зал. Здесь царствуют колонны: сталактиты и сталагмиты, стены покрыты почкообразными натеками. Сверху падают водяные капли. Внизу зала протекает подземная река, шум которой разносится эхом по всему залу. И порой кажется, что будто где-то поет церковный хор, вот даже слышны отдельные голоса. Проводник повествует, что раньше здесь жили, трудились, молились монахи. А когда при советской власти начались гонения, то и сюда добрались безбожники, которые решили выгнать отшельников бомбами. Но не сдались монахи, никто не покинул своей каменной обители, так и остались они здесь навсегда. Говорят, что перед взрывами скалы расступились и монахи вошли в глубь горы, а потом за ними скала и закрылась. С тех пор здесь можно слышать изредка монашеское пение.
Много еще чудес повидали на своем пути наши путешественники. Побывали они в городах цветов, фруктов, овощей, спорта, воинов, и в каждом свои чудеса, которым не переставали удивляться. И в каждом городе свои мастера и мастерицы, умельцы и знатоки, знахари и ведуны. Настоящая страна сказок и волшебства! По пути встречали еще много различных зверей. В одном месте из лесной чащи на них смотрели царь и царица сказочной лесной страны: олень и олениха, которые важно стояли и слегка покачивали головами, будто приветствовали путников. В другом месте дорогу перебежала косуля, лишь на мгновение остановившись на дороге и взглянув на странников. А еще видели наши путешественники семейку кабанов, мать бежала впереди, за нею поспевали пять малышей, а завершал эту чудную процессию здоровый кабан-отец. Глава семейства, завидев повозку, стал посередине дороги и принял угрожающую позу, дескать, сюда не идите, дайте малышам спокойно пройти. Путники притормозили повозку, подождали, когда мать с детенышами исчезнет. Потом и кабан скрылся в зеленых зарослях ежевики. Вот какую дружную семью встретили путники и порадовались увиденному.
Но самое интересное ожидало наших путешественников впереди, ведь они ехали в главный город этой волшебной, лесной страны - город сказок. Повозка поднималась все выше и выше. Здесь в лесу росли пихта, сосна, береза, горный клен. В подлеске ютились малина, смородина, рябина. А в низинах росли субальпийские травы крестовик, бодяк, мытник, цефалярия, которые достигали двухметровой высоты. И наконец наши странники добрались до главного города страны. Повозка вкатилась на обширное плоскогорье. Отсюда открывается очаровательная, волшебная панорама Кавказского хребта. В дымке искрятся ледники на вершинах гор. В расселинах клубится туман, принимая самые причудливые формы. Вот они, субальпийские луга. Простор - дух захватывает, дышится легко, свободно, сердце наполняется бесконечной радостью бытия, праздника, оттого, что просто живешь! Здесь цветут незабудки, лютики, горец кавказский, горошек душистый, валериана, примула, можжевельник, рододендрон, герань. В центре этой возвышенной равнины синеет горное озеро, вокруг озера множество сооружений деревянных для детских игр. По озеру, как по опрокинутому небу, величаво скользят ладьи, катают деток с одного берега на другой, от одной пристани к другой. Это и есть столица сказочной страны детства. Сколько здесь всего сделано, чтобы дети могли наиграться, навеселиться и нарезвиться вдоволь! И качели, и карусели, и горки, и многое другое, и даже маленькая крепость. Все сотворено из дерева, камня, так что будто попал ты назад во времени лет на триста, когда Русь Святая чистая, первозданная была украшена резьбой и орнаментами, как невеста на свадьбе.
Вот в этой чудной, красивой крепости расположился детский дом, где живут и радуются детки-сиротки. Здесь у них свое маленькое царство радости и любви. Впрочем, они в любом городе лесной страны свои, ведь в первую очередь этот волшебный, сказочный мир сотворен для них, для колокольчиков Святой Руси. В этом месте земли, в своей стране, они обучаются ремеслам, мастерству, искусству, кто к какому более всего склонен. Подрастая, они станут на замену старшим мастерам, ремесленникам и будут продолжать жить, трудиться и творить праздник для детей и взрослых, которые будут приезжать сюда, в сказочную страну детства.
А вечером во всех городах этой волшебной страны и жители, и гости собираются у больших костров. Барды поют баллады, поэты читают стихи, сказители ведают свои волшебные истории. Но все говорят, поют, вещают о счастье, о радости, о любви. О том, что добро и свет все равно победят зло и тьму. И что наступает великая эра любви и гармонии, когда люди начнут разговаривать с Богом, как с другом, будут любить друг друга и станут все держаться за руки.
В темном лесу летают светлячки, в знак подтверждения того, что свет во тьме светит. Ухает ночная птица, порывом ветра доносится аромат цветущего боярышника, а здесь, у костра, празднично и величественно. Сверху всю эту сказку покрывает купол ночного неба, усыпанного мерцающими звездами. Изредка падают метеориты, спокойно пролетают спутники. А у этих костров созидается, сотворяется новая Вселенная любви и благодати, радости и гармонии.
Макарий все это время слушал так, что и не заметил, как открыл рот и превратился из бородатого, заросшего отшельника в мальчишку, у которого загорелись глаза от такого волшебного путешествия, он уже с головой окунулся в эту сказочную страну.
- Неужели все это будет на самом деле, неужто такое можно сотворить? - спросил Макарий.
- Быть этому празднику, радость моя! - подтвердил Нектарий. - И все это будут созидать простые люди своими руками, своей душой и сердцем, наполненным любовью. Сколько еще прекрасного придумают и сделают в этой стране мастеровые люди и представить всего сейчас невозможно. Такой простор для творчества открывается, такие пространства для самовыражения. Это будет чудом для всех: и для деток, и для взрослых, и для тех, кто будет строить, и для тех, кто станет сюда приходить, и для тех, кто будет жертвовать деньги на это великое благое дело - творение сказки, праздника, радости навсегда.
Глава 7 Город любви
- Знаешь, Макарушка, я поведаю тебе еще, что многие дети в вашем цивилизованном мире хотя и имеют родителей, и дом свой, и одеты, и сыты, и обучаются в хороших, дорогих школах, а по сути своей сироты. Ибо в душе они очень одиноки и печальны. Их родители всегда заняты, с детьми у них никакого понимания нет. Друзей у этих детей тоже хороших, близких нет. Что им предлагает нынешний безумный мир? Компьютерные игры, видеофильмы, где культивируется насилие, порнография, жестокость, убийства, легкое обогащение посредством преступления, наркотики? Да и сами взрослые недалеко ушли от своих детей, так же в душе одиноки, пребывают в вечном волнении и страхе, беспокойствах по поводу и без повода. Для них, этих повзрослевших детей, эта детская страна станет тем живительным источником, который подарит светлую энергию, возродит детское, юношеское настроение души, когда веришь в чудеса, в сказки, в любовь. Ведь взрослые тоже, Макарушка, как сироты, скитаются по земле и не могут найти своих родителей, своего дома, приюта, где их душа могла бы обрести покой и радость. Им так же хочется и ласки, и нежности, и чтобы их погладили по головке и пожалели. Что у этих взрослых душа? - Камень там, а не душа. А ведь когда-то там рос цветок, издавал аромат и радость, а вот теперь этот цветок завял и засох.
Нектарий замолчал. Макарий озабоченно вглядывался в лицо старца, что он скажет еще.
- В этой сказочной, детской стране будет город сотворен специально для взрослых. Назовется он городом любви, и расположится как можно выше, почти на самой вершине горы, у снежника. Сюда придут влюбленные, чтобы подготовить свой дух и тело к зачатию нового человека земли.
- Для чего же город, старче, неужели нельзя зачинать детей в обычных условиях?
- Момент зачатия и особенно подготовка к этому божественному акту дело очень важное, потому что состояние родителей в это волшебные мгновения, их энергия передается ребеночку. Поэтому если в момент зачатия будущие отец и мать имели высокую энергию, большую силу, то и наследник или наследница их получат здоровое тело и высокий дух. А что же происходит в мире? Зачинают детей случайно, несознательно, да и условия интимной близости такие, что родители находятся не на вершине своих энергетических и духовных возможностей, а, напротив, им самим недостает энергии, сил, бодрого настроения. Я не говорю уже об алкоголе, телевизоре, дисгармоничной музыке и других порочных продуктах цивилизации, которые истощают энергетический потенциал родителей, приводят к тому, что ребенок не получает никакого духовноэнергетического наследства. Оттого всю жизнь свою такие дети болеют, их жизнь проходит не в радости, творчестве и созидании, а в состоянии спада, усталости, безразличия, меланхолии. Вот почему родителям для такого божественного акта, как зачатие, нужно уединиться и подготовить свой дух и тело. Город любви и станет тем местом, куда придут влюбленные, будущие родители, чтобы поднять уровень своего сознания, уровень энергии как можно более выше. А что может быть для этой цели лучше, нежели горы, и не просто горы а вершина, откуда открывается прекрасный вид на снежники Кавказского хребта? Здесь, на этой высоте, есть свой снежник, от которого берут начало ручейки и речушки. Струйки чистой, талой, живой воды вытекают из-под снежника, тонкие края которого постепенно обламываются и рассыпаются. А речушка и ручейки, чуть спустившись, образовали каскад водопадов с небольшими ваннами-купальнями. Именно в них и закаляют свой дух и тело будущие родители, поднявшиеся в город любви для сознательного зачатия ребенка. Кроме того, здесь есть и пещеры, которые будут служить будущим родителям для уединения и медитации, молитв и сосредоточения.
Сама высота, близость к небу, солнцу, звездам создает высокий духовный настрой жителей города любви. Их существо постепенно станет очищаться от суетных мыслей, забот, наносных тревог. Час за часом, день за днем сердце, ум, душа родителей, в которых накоплено множество всякого хлама впечатлений от этой безумной жизни, будут освобождаться и осветляться.
- Сколько же времени для этого нужно, отче, чтобы душа полностью очистилась?
- Каждому свой срок, оттого что у каждого человека свой путь, свой опыт бытия и своя мера испытаний, уроков, которые следует пройти в этой конкретной жизни для эволюции души. Кому-то придется прожить здесь, в этом городе любви, не один месяц, а может быть, и целый год, чтобы вся природа человеческая стала прозрачна, чиста и спокойна, как гладь озера в безветренную погоду. А кому-то придется вообще покинуть эту сокровенную обитель потому как не подошла пора для зачатия детей. Ибо прежде надобно самому зачаться и родиться от Духа Святаго, а потом уж и дарить жизнь потомкам. Поскольку, если сам ничего еще не имеешь, то что ты можешь дать своему ребенку?
Время очищения, Макарушка, - это очень индивидуально. И вообще этот город любви тайное место, куда не может зайти праздношатающийся. Эта обитель сокровенная, нежная, мистическая. Здесь двое становятся единым целым и этому свидетель только Господь и ангелы Его. Потому там свои правила, свой распорядок, свои законы. Будущие родители носят специальные одежды из натуральных материалов особого покроя и специального цвета в зависимости от того, на какой стадии подготовки к зачатию ребенка они находятся. Вначале какое-то время мужчины и женщины живут порознь. Занимаются самосовершенствованием, закаляются в источниках, медитируют, молятся, размышляют, освобождаются от обид, горечи всякой, просят прощения мысленно у тех, кого они обидели, кто их обидел. Вкушают особую пищу, которая способствует утончению духа, насыщению тела особым видом энергии. Эта пища называется солнечной, то есть она растет не на земле, а над землей, и потому аккумулирует энергию солнца, а не земли. И потому эти продукты, пища, приготовленная из них, настраивают и физическое, и тонкое тело человека на божественное, высшее, небесное. Кроме того, все выполняют дыхательную гимнастику и физические упражнения. Постепенно мысли жителей города любви распутываются, как клубки, и становятся ровными и спокойными. И трудятся они над собой до тех пор, пока все существо их не станет прозрачными и чистым как зеркало, в котором отразится небо без искажения, в своей первозданной голубизне. И только после этого происходит божественный, тайный акт слияния двух душ и двух половинок.
- Что же объединяет мужчину и женщину, как им понять друг друга?
- Мужчина и женщина, радость моя, как два полюса, два мира, две Вселенные со своими законами, свойствами, предназначениями-миссиями на этой земле. Они призваны соединиться, дабы взаимообогатиться, познать друг в друге то, чего не хватает для эволюции каждого. В подлинном смысле мужчина и женщина объединяются, чтобы научиться друг у друга, а потому они друг для друга являются величайшими учителями в мире. Оттого каждая женщина ищет прежде всего своего мужчину-учителя, и каждый мужчина ищет свою женщину-учителя, хотя это истинное желание может быть скрыто от сознания, то есть люди не дают себе отчет в том. Они ощущают только переливы чувств, но не понимают подлинное намерение души - найти половинку-учителя и слиться с нею. Ведь человек, Макарушка, приходит на землю для совершенствования души, а не для того, чтобы просто прожить, просуществовать, как это делают животные и растения. Чувство любви это и есть величайшее чувство, которое отличает человека от животного, хотя у последних тоже есть свое чувство любви, но оно не такое, как у человека. Мы приходим в этот мир для того чтобы душа прошла свой путь, получила свой опыт, но прежде всего нужно приобретать не опыт знаний, а опыт переживаний любви. То есть человек, радость моя, является на свет, чтобы восходить к вершинам любви, а не к вершинам знаний. Если для какого познания и рождается человек, так это для познания любви. Бог есть любовь, и Он создает, творит только любовь и ничего более. Все, что мы с тобой вокруг видим и даже не видим, - есть материализация большой, высшей любви божьей. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, тоже есть любовь, но любовь непроявленная, сокрытая, сокровенная, потенциальная. Поэтому высший смысл, какой Бог вложил в создание человека, - это позволить человеку вернуться в его эволюции, в его совершенствовании к вершине любви, к Богу. Потому, когда мы проявляем любовь, мы так или иначе поднимаемся к Господу, соединяемся с Ним, возвращаемся к тому целому, от которого мы в свое время были отделены. Как я уже тебе говорил, что эту божественную игру затеял Бог-Ребенок, создав себе подобных, но таким образом, чтобы людям чего-то не хватало, чтобы эту недостачу люди желали восполнить, чтобы они жаждали чего-то большего. Эта недостача, неудовлетворенность порождает в людях желание найти, что же им не хватает, почему они себя чувствуют потерянными и брошенными. Бог-Ребенок придумал игру в прятки, только искать надо не снаружи, а внутри себя, в своей душе, которая томится, отделенная от своего источника, от единого центра. А чтобы легче было искать, Бог разделил человека на две половинки, которые нужно найти, правильно сложить и при этом произойдет чудо - открываются двери к этому источнику, к Богу, к еще большей любви. Мужчина и женщина, Макарушка, как два ключа от одной двери, но дверь эту можно открыть только одновременно, синхронно, слаженно вставив ключи и также одновременно провернув ключи в замке. Город любви и будет тем местом, где две половинки станут учиться друг у друга, где они будут проникать в тайну Вселенной другого, чтобы затем одновременно повернуть свои ключи в двери, ведущей к Богу.
- А дети, которые рождаются от этого союза, что они?
- Дети приходят для того, чтобы и получить знания у родителей, и дать знания им. Получается божественная, нераздельная троица: мужчина - женщина - ребенок. Ребенок в этой троице равноправное лицо - и ученик, и учитель.
- Выходит, что каждый в этой троице учится у двоих и в тоже время сам является для этих же двоих учителем?
- Истинно так, Макарушка. Вместе с тем, если пойти дальше, то любой человек для нас и ученик, и учитель. А коли смысл жизни человека - это приобретение опыта любви, то и каждый встреченный человек, обстоятельство, событие - это в подлинном смысле есть предложение проявить, открыть новую грань любви в своем сердце, взрастить в своей душе новый росток нежности.
- Получается, что по сути каждый человек, если проявить ему свою любовь, позволяет нам открыть в себе новые просторы любви? Но ведь это так нелегко! Тем более трудно, а наверное, и невозможно полюбить тех, кто обижает нас, кто доставляет нам неприятности, оскорбляет, обманывает, предает.
- В том-то и дело, радость моя, что более всего и требуется для нас научиться любить тогда, когда мы никак не можем это сделать. Разве ты не знаешь, что человек, сколько ни старается от чего-то уйти, а оно его все равно настигает, как проклятие. Только это не проклятие, а благословение. Ибо нам даются эти камни преткновения не для того, чтобы мы о них спотыкались, падали и плакали, а для того, чтобы мы сумели использовать их как своеобразные трамплины и научились летать. То есть каждый раз, когда мы обо что-то ударяемся в жизни, падаем, означает, что именно здесь и таким способом Всевышний нас пытается научить летать. Ведь для того, чтобы полюбить то, что тебя огорчает, раздражает, вызывает неприятные чувства, нужно подняться над этим. Тогда оно не сможет нас трогать, не будет нас касаться, огорчать, обижать и мы более никогда не будем спотыкаться об эти препятствия - камни. Тот, кто летает, - не спотыкается.
- Можно ли сказать, что любовь - это умение летать, то есть видеть все: и себя, и весь мир, и всех людей с высоты?
- Подлинно так, Макарушка! Подлинная, божественная любовь - это полет. Учись любить, Макарушка, учись летать, учись парить тогда ты сможешь проявить это высокое чувство каждого, даже неприятели своего.
- Спасибо тебе, отче, за мудрость небесную. Хотелось бы узнать вот еще что. Между мужчиной и женщиной происходит много того, что омрачает их совместную жизнь, делает ее невыносимой. Причиной тому бывает и непонимание друг друга, и обиды, нанесенные друг другу, и измена, и многое другое. Почему это происходит и как преодолеть эти препятствия, чтобы мужчина и женщина жили в согласии и любви?
- Причиной всех бед, перечисленных тобою, является непонимание того, для чего объединяются мужчина и женщина. Именно в этом сокрыта суть всех разногласий, бед, скорбей семейной жизни. Мужчина и женщина - это два космоса, которые сближаются друг с другом для того, чтобы научить и обогатить друг друга, чтобы дать возможность другому, своей противоположности, своей половинке проявить свои скрытые таланты, которые человек не в силах реализовать самостоятельно. Вот в чем суть объединения двух половинок - чтобы каждая обрела в этом союзе свою целостность и завершенность. Люди же соединяются не для проявления своих потенциалов, не для реализации своих возможностей, а для возложения друг на друга обязанностей. С этой фундаментальной ошибки все беды и начинаются, это заблуждение становится камнем преткновения, о который спотыкаются супруги, которые становятся не союзниками в одном деле - эволюции, развитии в себе божественного начала, а противоборствующими сторонами. Вся их энергия растрачивается не на созидание каждым супругом самого себя с помощью другого, а на подавление друг друга. Каждый шаг к развитию противоположной стороной воспринимается как нарушение союза, нарушение своих обязанностей. Так вот скажу тебе, Макарушка, люди сходятся, сближаются кстати, и не только супруги, но и просто сотрудники, не для возложения друг на друга обязательств, а для того, чтобы помочь друг другу проявить себя в этом мире. Каждый человек - это особое семя, которое должно взойти и вырасти, и оно ищет того человека, те группы людей, общества, те обстоятельства, которые бы помогли ему вырасти и развиться. Но как только на это семя накладываются обязательства, с согласия семени ли, либо по принуждению, как семя начинает гибнуть, постепенно разлагается изнутри, ибо нет у него выхода наружу, к солнцу и небу. По сути весь мир, радость моя, живет не по принципу проявления возможностей, талантов, потенциалов, а по закону обязательств. Оттого люди в массе своей - подчиненные, рабы кого-то или чего-то, нежели свободные птицы. Поэтому мужчина должен смотреть на женщину, а женщина должна смотреть на мужчину с точки зрения как я могу ему, ей, помочь реализовать себя, а не что я могу от него, нее, взять. Как только вместо "дать" включается "взять", так любые взаимоотношения начинают гибнуть, разрушаться. Помощники, самые близкие и дорогие друг другу люди становятся врагами, хотя на самом деле любят друг друга и нужны друг другу, ибо сами небеса предназначили этих людей для сотрудничества и совместного восхождения к вершинам совершенства, счастья и любви. Ссоры, обиды, непонимание, измена - все это производные, следствие неверного фундамента взаимоотношений, когда в основании их лежат не возможности, а обязанности, долг. Я тебе больше того скажу, Макарушка, что человек вообще никому ничего не должен, а лишь только самому себе. Потому как на свет божий он приходит не для того, чтобы служить кому бы то ни было - Богу ли, людям, властям, хозяину, супругу, детям, родственникам, родителям, друзьям и так далее, а для того, чтобы расцветать, как полевой цветок, который растет, распускается, источает аромат и никому не служит, а всех лишь радует и услаждает. Так вот, радость моя, человек не хворост, который рождается, чтобы им топили печь, а цветок, который дает всему окружающему миру радость. Естественно, тому, кто эту радость желает принять.
Когда мы обижаемся, радость моя? - Когда человек поступает не так, как нам бы хотелось, как нам бы виделось, как он должен был бы действовать, исходя из нашего разумения его жизни. Мы наделили человека кодексом поведения, а он берет да и нарушает его. Весь людской мир взаимоотношений построен на порочности, то есть долге, обязанностях, законах. Все кому-нибудь и что-нибудь должны, замкнутый круг получается, много кругов, множество переплетений, как паутина, в которой как муха бьется человек, его живая душа, стремящаяся вырваться на волю и стать свободной. Даже любовь - великое чувство свободы, парения, полета имитируется в силу обязанностей, в силу долга, в силу необходимости выполнения законов, заповедей, то ли божьих, то ли человеческих, то ли еще каких.
Выйти из этого порочного круга, высвободиться из паутины обязательств, долга возможно лишь одним способом: начать думать, говорить и делать по душе своей, а не по уму. Нужно осязать, что чувствует твое сердце в данный момент, и жить, действовать, творить согласно его повелению, даже если это будет вопреки разуму. А то, что это так будет, можно не сомневаться, ибо разум всегда стремится сохранить и удержать свою власть. Жить по душе своей, Макарушка, слышать, как бьется свое собственное сердце, как в нем струится ручеек вечной юности, высвобождать его из себя наружу, освежая им свои мысли, дела, поступки - вот путь к преображению, стезя к тому, чтобы в конце концов ручеек превратился в речушку, затем в полноводную реку, а потом уже и сделался океаном любви, который волнуется и спешит в мир, чтобы все вокруг наполнить своей влагой - животворящей, созидающей, преображающей энергией Любви и Нежности. Ум всегда стремится взять, душа жаждет отдать. Потому мир, построенный на уме, то есть на безжалостном потреблении, рано или поздно начинает трещать по швам и разрушаться, как это происходит сейчас. Отношения человека с природой, животным миром, космосом, Вселенной, а прежде всего с себе подобными должны быть преображены и воссозданы на основах духа. Чувства обиды, недовольства, измены, обмана, предательства, радость моя, немедленно уходят и исчезают, когда человек начинает жить душой, ведь душу невозможно обмануть, предать, унизить, как нельзя ударить небо, порезать воду, обидеть камень. Сама вечность присутствует в человеке, как ее можно подвергнуть земным переживаниям? Именно ум, который всех обязывает, все расставляет, всех наделяет, каждому советует, каждого напутствует, от всех требует, и создает основы для негативных переживаний.
И потому людям вновь и вновь дается испытывать обиды, поражения, предательства, измены доколе не будет достигнут предел, когда человек скажет себе: "Довольно, что-то здесь не так. Нужно наконец остановиться и задуматься, как выйти из этого замкнутого круга". Сама боль более всего заставляет человека, вынуждает его подняться к более высоким основам мироздания, где нет места ни боли, ни слезам, ни горечи.
- Но ведь, отче, душа то более всего страдает и обижается. Именно в душе мы несем все обиды, скорби, измены, предательства. Не даром говорят: плюнуть в душу. Сколько плевков мы получаем за свою жизнь. Не счесть!
- Подлинные чувства нельзя очернить, истинную любовь невозможно унизить, настоящую искренность нельзя предать, душу в ее божественной чистоте нельзя омрачить. Дело в том, что там, где находится душа, не светит солнце, а все заволочено тяжелой, темной массой мыслей, условностей, пониманий и есть много чего еще, что заковывает душу в латы, замуровывает ее в панцирь, о который как раз и ударяет жизнь своими острыми углами, напоминая о том, что нужно раскрыться, убрать все наслоения, выбросить весь хлам, тогда это уже будет не панцирь, а просто небо, просто солнце, просто ветер. Плюнь в небо, радость моя, и плевок вернется к тебе, не достигнув своей цели, ибо цели нет. Плевать-то не на что и не во что, а коли есть, так получай удары-уроки. Уроки того, что нужно делать, где нужно работать над собой, чтобы обрести прозрачность и чистоту души. Когда люди будут жить и строить свои отношения не на основах ума, а на основах чистой, открытой, искренней, детской души, - не будет места ни обидам, ни предательству, ни изменам, наступит время, когда все вокруг станет помогать тебе возрастать, эволюционировать, подниматься выше к небесам, божественным истинам, высшей Любви.
- Поведай, отче, должно ли супругам быть в близости только лишь для зачатия ребенка?
- Все, что создано Богом, совершенно и имеет свое значение. Так и интимная близость дана Богом как подарок людям. В физическом единении двух половинок мужчина и женщина должны восходить к вершинам совершенства, блаженства и благодати. Близость - это чудо, которым надобно уметь распоряжаться и пользоваться для духовного и физического роста.
- Однако многие религии запрещают близость, напротив, подавление этих влечений считается благодетелью.
- Еще раз поведаю тебе, Макарушка, все, что создал Господь, все есть благо, просто нужно уметь распоряжаться так, чтобы благо не оборачивалось злом. Религии, подавляя сексуальную сторону человека, способствовали возникновению многих противоестественных форм сексуальности. А на самом деле сексуальная энергия - эта самая мощная земная, жизненная сила, именно она помогает духовной энергии воплощаться здесь на земле. Потому не нужно убивать жизнь в себе, то есть сексуальность, а необходимо научиться пользоваться плодами радости и счастья, которые подарил Бог человеку.
- Ты говорил, отче Нектарий, что город любви надобно строить на вершине горы, ближе к небу и солнцу. Как же такой город сотворить там, где нет гор?
- Везде, Макарушка, есть места особой духовной силы, где энергия как бы бьет из земли и доходит до небес. И на равнине, и в пустыне, и там, где всегда лежит снег. Потому везде можно найти место и для сказочной страны детства, и для города любви.