Тенденции в управлении фирмой, организационная структура фирмы
Содержание
Введение 3
Тенденции в управлении фирмой, организационная структура фирмы 4
Заключение 11
Список литературы 12
Введение
Сфера производства молочных продуктов – чрезвычайно интересная отрасль пищевой промышленности, что объясняется гарантированным существенным потреблением ее продукции населением и возможностью получения высоких финансовых результатов (более 100% рентабельности в месяц) за счет короткого производственного и жизненного цикла продукции, при организации эффективного высоко оборачиваемого финансового цикла.
Однако данная отрасль имеет значительную специфику, которая делает этот бизнес не только привлекательным, но и трудным.
ОАО (ЮМЗ) Южноуральский молочный завод - молочный комбинат, входящий в структуру вышестоящей организации министерства сельского хозяйства Челябинской области. Комбинат выпускает более 10 наименований продукции самого широкого приминения: кефир, кисломолочные продукты (биопростокваша, варенец, ряженка); масло сливочное "Крестьянское"; молоко сухое, цельное, обезжиренное; мороженое; пастеризованное молоко; сливки; сметана; творог; творожные изделия и др.
Целью данной работы является рассмотрение стратегий производственного менеджмента на примере продукции открытого акционерного общества «Южноуральский молочный завод».
Тенденции в управлении фирмой, организационная структура фирмы
Южноуральский молочный завод один из крупнейших производителей молока длительного хранения в Челябинской области и является одним из производителей и поставщиков молочной продукции на Южно-уральском рынке с 1973 года.
Основные элементы хода производственного процесса на ОАО «ЮМЗ» заключается в следующем.
Основное производство:
- приемка молока по качеству и количеству и его дальнейшая переработка: охлаждение, очистка и сепарирование молока, нормализация и пастеризация смеси на молоко пастеризованное и диетпродукты, пастеризация и охлаждение сливок на масло, сметану.
- заквашивание и сквашивание диетпродуктов (ряженка, варенец, кефир, бифидок, снежок, йогурт, био-простокваша), охлаждение, розлив диетпродуктов и молока пастеризованного в пакеты и пюр-паки.
- заквашивание сливок на сметану, сквашивание, охлаждение сметаны, розлив сметаны во фляги, фасовка в полистироловые стаканчики.
- выработка творога весового, фасованного в брикеты.
- выработка масла крестьянского методом непрерывного сбивания сливок.
- варка смеси, выработка мороженого пломбир, сливочного в вафельных стаканчиках, выработка мороженого эскимо пломбир, эскимо сливочного, эскимо пломбир шоколадный.
- сушка смеси на сухое цельное молоко, сушка сухого обезжиренного молока.
Компрессорный цех.
Основная задача компрессорного цеха – охлаждение и хранение всей молочной продукции, выпускаемой на заводе.
Первоначально в цехе было четыре компрессора, а при увеличении поступления сырья на завод данных мощностей стало не хватать. Поэтому были заменены компрессора на более мощные и добавлено три компрессора.
Механический цех.
Главная задача – следить за исправностью оборудования по производству молочной продукции, контролировать наличие запасных частей, заключать договора на поставку нового оборудования, новых запасных частей, а также установка, наладка и настройка оборудования.
Лаборатория.
Лаборатория ОАО «ЮМЗ» осуществляет контроль качества сырья, готовой продукции, ее безопасности по микробиологическим и физико-химическим, органолептическим показателям, а так же контролирует все поступающие на завод вспомогательные материалы. Бактериологическая лаборатория завода имеет разрешение на работу с микроорганизмами 4 группы патогенности.
Продукция выпускается согласно ГОСТ, ТУ, вся продукция сертифицирована. Лаборатория осуществляет так же производственный контроль. Контролирует технологические режимы производства, продукции, а также её микробиологическую безопасность, сроки хранения готовой продукции, микробиологические показатели в процессе хранения.
Ведется контроль за качеством мойки оборудования, контроль воды, используемой в производстве, воздуха производственных помещений. Контролирует соблюдение правил личной гигиены работников завода. Осуществляет внедрение в производство новых видов заквасок.
Автотранспортный цех.
Задачи автотранспортного цеха: бесперебойная доставка молочной продукции потребителям, обеспечение автотранспортом отдела ОМТС (отдел материально-технического снабжения), бухгалтерии, АБК, обеспечение исправного состояния автотранспорта. Автотранспортный цех ОАО «ЮМЗ» включает: грузовой транспорт -23 ед., легковой - 3 ед.
В ходе реализации мероприятий данного бизнес-проекта предполагается стабильно увеличивать объемы производимой продукции, одновременно с увеличением доли наиболее рентабельных продуктов.
В ходе реализации программы планируется использовать подрядные организации. Работы по монтажу и ремонту вновь вводимого и действующего оборудования производятся собственными силами, но при проведении некоторых работ используется специализированная монтажная организация. Поставщиками основных расходных материалов (упаковка, запчасти, моющие средства) являются специализированные организации Челябинской области, Екатеринбурга.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Генеральному директору в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (кадровая служба, финансовый отдел и т.д.). Эти подразделения проводят свои решения через генерального директора, либо (в пределах специальных полномочий) прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения, как правило, не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.
Функциональные службы (финансовый отдел, кадровая служба) освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, кадровых вопросов и др.
Функции управления – комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности. Функции управления характеризуют определенную сферу управленческой деятельности, осуществляемую на всех уровнях управления предприятием. Различают основные и конкретные функции управления.
Основные функции – это весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений.
Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.
Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).
Генеральный директор имеет право без доверенности представительствовать от имени Общества, представлять интересы Общества во всех российских и иностранных учреждениях, заключать трудовые договора с работниками Общества, выдавать доверенности, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Общества. Генеральный директор руководит предприятием в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местными бюджетами, государственными внебюджетными, социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, а также хозяйственных и трудовых договоров. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, выплату заработной платы в установленные сроки. Поручает ведение отдельных направлений деятельности другим лицам. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использовании правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.
Финансовый директор организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции и получения максимальной прибыли. Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств. Определяет источники производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Проводит исследование и анализ финансовых рынков, оценивает возможный финансовый риск и разрабатывает предложения по его уменьшению. Осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, определяет оптимальную их структуру, подготавливает предложения по замене, ликвидации активов, следит за портфелем ценных бумаг. Проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений. Организует разработку нормативов оборотных средств и мероприятий по ускорению их оборачиваемости. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, правильным расходованием денежных средств.
Отдел бухгалтерии состоит из трех человек: главный бухгалтер, бухгалтер, кассир.
Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, предоставление оперативной информации о финансовом состоянии объединения, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности объединения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно финансовому директору.
Бухгалтер непосредственно подчиняется главному бухгалтеру и выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных запасов, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово - хозяйственной деятельности, расчетов с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Осуществлять прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливать к счетной обработке. Производить начисление и перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы персонала и других выплат и платежей. Подготавливает данные по соответствующим участкам учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Кассир находится в подчинении у финансового и директора и осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность. Оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу. Сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Составляет кассовую отчетность.
Отдел кадров занимается подбором и приемом на работу квалифицированных работников.
Коммерческий директор осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения товара, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Организует участие подчиненных ему сотрудников: в составлении перспективных и текущих планов реализации товара, в определении долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия, в разработке стандартов по материально-техническому обеспечению качества товара, организации хранения и транспортирования товара, сбыту товар. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями товара, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивает выполнение договорных обязательств по поставкам товара (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок). Осуществляет контроль за выполнением плана реализации продукции, за правильным расходованием оборотных средств, прекращением продажи продукции, не имеющей сбыта. Осуществляет контроль за: реализацией товара, материально-техническим обеспечением организации, финансовыми и экономическими показателями деятельности организации, организует работу складского хозяйства, создает условия для надлежащего хранения и сохранности товара, обеспечивает рациональное использование всех видов транспорта, совершенствование погрузочно-разгрузочных работ, принимает меры к максимальному оснащению этой службы необходимыми механизмами и приспособлениями.
Транспортный отдел осуществляет доставку сырья и товара, обеспечивает их надлежащую сохранность при перевозке.
Склад обеспечивает хранение, складирование и отпуск товарно-материальных ценностей, организацию погрузочно-разгрузочных работ.
Торговый отдел осуществляет сбыт продукции, подготавливает договора с клиентами, подготавливает отчеты по продажам. Сотрудники отдела принимают участие в выставках и ярмарках.
Отдел закупок организует бесперебойное обеспечение предприятия сырьем и материальными ресурсами, заключает договора с поставщиками.
Отдел маркетинга осуществляет изучение рынка и прогнозирует его развитие, анализирует и разрабатывает наиболее эффективные методы продаж и рекламы, определяет конкурентоспособность продукции, организует рекламу в средствах массовой информации, организует и проводит выставки, ярмарки, презентации.
Отдел по производству фасованного масла фасует масло, осуществляет контроль за качеством и обеспечивает сохранность продукции на стадии производства.
Институциональному уровню соответствует руководители высшего звена (генеральный директор, финансовый и коммерческие директора, начальник кадровой службы). Эти руководители отвечают за принятие важнейших решений для предприятия. Они формулируют цели, разрабатывают долгосрочные программы для предприятия. Занимаются управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует данная организация.
Управленческому уровню соответствуют руководители среднего звена – начальники отделов. Они занимаются координированием и согласованием работ своих подразделений. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения в виде конкретных заданий низовым руководителям.
Техническому уровню соответствуют руководители низового звена (мастер-технолог), которые выполняют контроль за выполнением производственных заданий. Их работа характеризуются частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для принятия и реализации решения – короткий. Большую часть времени мастера проводят на производстве со своими подчиненными.
Состав и количество органов управления создавались, исходя из целей и задач управления, определения круга управленческих функций, установления состава подразделений и распределения функций и объема работ по подразделениям.
Организационный план
ОАО «Южноуральский молочный завод» осуществляет свою деятельность в организационно-правовой форме открытого акционерного общества. Предприятие является Инициатором, Оператором и Заемщиком одновременно. Основная информация о нем как об инициаторе проекта приведена в разделе 2.
Поставку оборудования, его гарантийное (12 месяцев) и послегарантийное сервисное обслуживание, текущий ремонт, а также пусконаладочные работы с обучением обслуживающего персонала на территории Заказчика будет осуществлять компания «Таурас-Феникс».
Поставку сырого молока в настоящее время осуществляют сельские товаропроизводители: ООО "ТПК Атлант", ГУП "Прод.Корпорация", ООО "Универсал", ООО "НПК Родник", ИП "Кутабаева", ООО "СП Комсомольский"
Поставку ресурсов производят следующие предприятия: ООО "ТД Ламбумиз" (упаковка), ООО "Урал Пластик" (упаковка), ЗАО "Копейский пластик" (упаковка), ООО "Энерго Альянс" (диз.топливо), ООО "Химлайн" (моющие ср-ва), ООО "Урал Ингридиент" (закваски, наполнители).
Для улучшения деятельности завода необходимо осуществить следующие мероприятия: установить современное оборудование для разлива и упаковки молока.
Проведение реконструкции и модернизации завода позволит увеличить объем производства, снизить себестоимость продукции, занять одно из ведущих мест на рынке продукции региона.
Заключение
Итак, в работе решены следующие задачи:
· Рассмотрены тенденции в управлении фирмой, направленные на совершенствование жизненных циклов;
· Рассмотрена организационная структура фирмы;
· Рассмотрена деятельность подразделений фирмы, определяющих политику совершенствования жизненных циклов.
Молоко и молочные продукты являются продуктами повседневного спроса и присутствуют в ассортименте любого магазина.
К группе молочных и кисломолочных продуктов относятся молоко, кефир, простокваша, сливки, кумыс, ацидофилин, йогурт, сметана, творог и творожные изделия, пасты, сыры, масло, а также мороженое и молочные консервы. Необходимо различать две основные группы молочных продуктов: с длительным и коротким (до 5 дней) сроками хранения. Кисломолочные продукты хранят при температуре не выше 8 не более 18 часов.
В работе рассмотрен ассортимент ОАО "Южноуральский молочный завод". Ассортимент данного предпрятия включает: кефир, кисломолочные продукты (биопростокваша, варенец, ряженка); масло сливочное "Крестьянское"; молоко сухое, цельное, обезжиренное; мороженое; пастеризованное молоко; сливки; сметана; творог; творожные изделия и др. Молочные товары должны проходить тщательный контроль качества.
При выпуске на рынок новых товаров необходимо тщательно разрабатывать производственную стратегию, иначе товары не будут пользоваться спросом.
Список литературы
Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М., Производственный и операционный менеджмент. С.-Пб, Специальная литература, 1998.
Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. М.: ПРИОР, 1998.
Производственный менеджмент. /Ред. С.Д.Ильенкова. М.:ЮНИМИ, 2000.
Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. М.: "Бизнес-школа" Интел-синтез", 2000.