Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды
О связи (или об отсутствии всякой связи) между этими двумя экономическими инструментами написано немало - как в России, так и за рубежом. В США, на родине сетевого маркетинга, в 70-х годах по инициативе Федеральной торговой комиссии даже состоялся специально посвященный этому вопросу судебный процесс в связи с деятельностью компании «Amway». Вопрос стоял ребром: является ли сетевой (многоуровневый) маркетинг, который компания использовала для продажи своих товаров, легальным видом бизнеса, или же это жульническая финансовая пирамида, ведущая к неминуемому финансовому краху всех ее участников?
В 1979 году было принято историческое для всех сетевиков решение: многоуровневый маркетинг является абсолютно легальным и честным способом распространения товаров и услуг.
Суть же его предельно проста: довольный своим приобретением потребитель вовлекает группу своих знакомых (друзей, родственников) не только в приобретение аналогичного товара, но и в его распространение, а затем получает комиссионное вознаграждение за каждую продажу, совершенную не только привлеченными им лицами, но и следующими поколениями дистрибьюторов, которых нашли его знакомые.
Таким образом, выстраивается сеть, в которой одни потребители привлекают других, принося весомый доход не только себе, но и своим спонсорам, вовлекшим их в этот бизнес.
На первый, непрофессиональный взгляд очевидно сходство с жульнической финансовой пирамидой.
Действительно, внешнее сходство налицо. Однако есть «лакмусовые бумажки», позволяющие отделить «зерна от плевел».
Первая – наличие реального товара. Если комиссия выплачивается из членских взносов новых клиентов – мы имеем дело с типичной финансовой пирамидой. Если деньги платят за продажи конкретного товара (услуги) – перед вами, скорее всего, реальная сетевая компания. Однако этого критерия иногда бывает недостаточно.
Второй элемент, на который стоит обратить внимание, – стоимость товара. Дело в том, что многие авантюристы поняли, что «голая» пирамида зачастую «не проходит», слишком много людей в России пострадали от разных «Хопров», «Домов Селенга» и прочих последователей печально известной МММ господина Мавроди. Вот и придумали «овечью шкуру на волчью морду»: предлагается реальный товар, но по цене в десятки раз превышающей его реальную стоимость. Скажем, страховой полис по риску «несчастный случай» с защитой в 1500 долларов, стоящий в надежных страховых компаниях 20 долларов, предлагают за 140 «зеленых». Создается видимость движения по сетям конкретного товара, а фактически человек оплачивает членство в хитро замаскированной пирамиде, рядящейся в одежды сетевого маркетинга.
К сожалению, очень часто авторы, пишущие на данную тему, не понимают эти тонкости и ставят жирный знак равенства между сетевыми структурами и финансовыми пирамидами. В таких публикациях крепко достается и жуликам, и сетевикам.
Об одной широко распространенной в России финансовой пирамиде поведала недавно газета «Петербургский Час Пик» (№11 от 24 марта 1999 г.). В статье рассказывается о предприимчивом выходце из Казахстана Артуре Зоммере, основавшем в Швейцарии «штаб-квартиру международного ордена мошенников», которая породила в 1996 г. в России бизнес-клуб «Титан». Впоследствии «Титан» превратился в «Астран», а в Петербурге получил известность под названием «Атлантида».
«Атланты» бурно развернули свою деятельность, взимая с каждого вступающего в клуб 3300 долларов. Деятельность же заключалась в торговле «воздухом»: зарабатывали «атланты» лишь на привлечении новых членов, получая комиссионные из вступительных взносов новичков. Причем деньги получали не только вербовщики, но и те, кто привлек раньше их самих. То есть налицо почти все элементы сетевого маркетинга, за исключением одного – реального товара, за продажу которого и должно выплачиваться комиссионное вознаграждение.
Подобных аферистов развелось немало, и очень хорошо, что правоохранительные органы наконец-то перешли от слов к делу – от призывов к гражданам опасаться мошенников к привлечению последних к уголовной ответственности. В 1998 – 1999 годах только в Москве возбуждены уголовные дела в отношении организаторов компаний «Атлантида», «Возрождение», «Феникс», «Спейс», «Контакт» и др. – по статьям за незаконное предпринимательство, хищение путем мошенничества, уклонение от уплаты налогов.
Стоило бы поблагодарить автора публикации Льва Корсунского, детально описавшего все действия мошенников и наносимый ими ущерб (один заголовок чего стоит – «Психопирамида превращает дураков в мошенников»), но…
В огромную бочку меда (материал занимает почти целую газетную полосу) вкралась-таки одна очень маленькая, но весомая ложка дегтя. Справедливо клеймя мошенников, автор статьи пишет, что упор они сделали «на изощренную психотехнику, разработанную еще полвека назад в США и получившую название многоуровневого маркетинга».
Вот так: «Атлантида» и сетевой маркетинг – одно и то же!
А теперь, уважаемый читатель, давайте порассуждаем, опираясь на логику, здравый смысл и закон.
Давайте представим, что одна фирма произвела товар (пищевую добавку, страховку, косметику – что угодно, имеющее реальную стоимость) и отдала его на продажу брокеру. Брокер товар продал и получил от фирмы обусловленный договором процент от суммы продаж. Это нормально? Разумеется, да.
А если этот гонорар брокер распределит среди своих сотрудников по какой-то особой (сетевой, например) системе, покупатель (потребитель) товара каким-то образом может пострадать? Конечно, нет.
Так почему систему распределения вознаграждения за проданные реальные товары (сетевой маркетинг) можно приравнивать к «воздушным» финансовым пирамидам? Абсурд? Безусловно, да.
Это то же самое, что обвинять топор, послуживший орудием убийства (или взлома жилища), в совершении преступления и на основе этого запрещать его изготовление и продажу. Но ведь топор-то был в чьих-то конкретных руках, и этот кто-то решил, как его использовать – колоть дрова или рубить головы.
Так и сетевой маркетинг: это всего лишь экономический инструмент, с помощью которого можно строить сети продавцов конкретных товаров, а можно и финансовые пирамиды.
Люди государственные, понявшие огромную важность этого инструмента (создание миллионов новых рабочих мест без инвестиций со стороны государства, повышение благосостояния населения и т. д.), всячески поддерживают сетевой маркетинг. В апреле 1998 года бывший тогда красноярским губернатором В. М. Зубов направил приветственное письмо участникам Сибирской конференции сетевиков, подчеркнув большую социальную значимость этого дела. В июне 1998 года мэр Москвы Ю. М. Лужков издал распоряжение о поддержке структур сетевого маркетинга и образовал специальный комитет при Правительстве Москвы, призванный регулировать эту деятельность.
А регулировать действительно надо: сетевой маркетинг развивается в России с начала 90-х годов, в него вовлечено около двух миллионов человек, а нормативных актов по этому «экономическому чуду», как его называют во всем мире, в нашей стране пока нет.
Один весьма уважаемый мною человек, президент крупнейшей страховой компании, любит говорить: «Легко и быстро делаются только плохие дела». Сетевой маркетинг – дело хорошее, поэтому пробивается в нашу жизнь долго и трудно. Но недаром любимый всеми сетевиками журнал «MLM-Перспектива» обозначил свое кредо так: «Журнал для тех, кто выбрал профессию XXI века».
Сетевой маркетинг такой профессией действительно является.
Суть нашей профессии.
Успех или неуспех человека, вступающего в ряды сетевого маркетинга, очень во многом зависит от правильного понимания сути этой удивительной профессии. Так как сетевая индустрия выросла из индустрии прямых продаж и многие сети организованы как торговые, то часто можно услышать: “основа MLM - это продажа”. “Нет, - говорят другие, - суть MLM - это потребление”. “Работа с людьми”, “работа с информацией” - такие версии тоже существуют. И все они отчасти правильны, но только отчасти.
Так в чем же все-таки суть нашей профессии? Кем в первую очередь является сетевик - человек, работающий в сетевом маркетинге?