Бюджетный процесс и бюджетное регулирование

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Таким образом, последовательными этапами бюджетного процесса являются:

1. Составление проектов бюджетов на очередной финансовый год. Данный этап осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения органами власти и управления соответствующих функций. Основой для составления проекта бюджета выступают отчетные данные об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогноз социально-экономического развития страны и др. Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь и местными финансовыми органами.

2. Рассмотрение проектов бюджетов. Проекты республиканского и консолидированного, а также местных бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете. Что касается проектов местных бюджетов, то местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают решения местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год и вносят для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов, для рассмотрения на сессиях.

3. Утверждение бюджетов. Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:

· дефицит бюджета, предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;

· распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;

· доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, видам и разделам классификации доходов;

· расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам, подразделам и видам функциональной классификации расходов и по ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам;

· перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом (бюджетном) году;

· объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом (бюджетном) году предусмотрено из средств республиканского бюджета;

· перечень защищенных статей;

· размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.

В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь и другие показатели.

Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих местных бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового года. При этом утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

4. Исполнение бюджетов, включающее получение утвержденных доходов, осуществление бюджетного финансирования в соответствии с выделенными ассигнованиями и контроль за их использованием. Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь, а местных – местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с бюджетной росписью, под которой понимается документ, конкретизирующий бюджетные поступления и назначения в течение года и на более короткий период,
например, квартал. Бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью получателям бюджетных средств, являются основанием для утверждения бюджетных смет. Бюджетная смета
является основным финансовым планом, который определяет объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций. Важнейшим элементом процесса исполнения бюджета является организация сбора средств на территории государства, их хранения, распределения по бюджетным получателям – кассовое исполнение бюджета. Выделяют три основные системы организации кассового исполнения бюджета: казначейскую (функция кассового исполнения возложена на специально сформированную государственную систему управления бюджетными ресурсами – государственное казначейство), банковскую (кассовое исполнение возложено на банковскую систему государства во главе с центральным эмиссионным банком страны), смешанную (сочетает в себе элементы казначейской и банковской системы).

В процессе исполнения Правительство, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов. С этой целью зачастую используется бюджетное регулирование, под которым понимается процесс перераспределения бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для достижения их сбалансированности. Бюджетное регулирование может осуществляться двумя основными методами: прямыми и косвенными. К прямым методам относятся дотации, субвенции, субсидии, к косвенным – метод отчислений от регулирующих платежей и метод формирования различных фондов регулирования. При этом под регулирующими платежами понимают поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.

5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчет об исполнении республиканского бюджета
утверждается законом Республики Беларусь. Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов, которые производят их рассмотрение и утверждение.

Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый год.

Наши рекомендации