Цели предприятия. Функции предпринимателя

Цели– конечный результат, к которому стремится организация в процессе бизнеса. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами.

Цели предприятия:

1) общие цели вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека;

2) конкретные цели определяются сферой бизнеса;

3) стратегические – определяют характер деятельности фирм на длительный период времени;

4) текущие – определяются из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

Целями, менее приоритетными по отношению к основной цели производства (извлечению прибыли), могут быть:

1) наращивание объемов выпуска продукции, работ, услуг;

2) использование достижений НТП;

3) гибкая ценовая политика;

4) снижение себестоимости, обеспечение высокой эффективности производства;

5) полное использование отходов производства;

6) экологичность всех видов производственно—хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных целей предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять;

2) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

3) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции.

Функции предпринимателя:

1) ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Требуются также денежные накопления;

2) организаторская. Обеспечение соединения факторов производства, которое наилучшим образом будет способствовать достижению поставленной цели;

3) творческая. Связана с организационно—хозяйственным новаторством. Сейчас решающими условиями конкурентоспособности бизнеса являются предприимчивость, инициатива, новаторство.

Личные качества предпринимателя:поиск возможностей и инициативность, готовность к риску, нацеленность на эффективность и качество, вовлеченность в деятельность коллектива, целеустремленность, стремление быть информированным, способность устанавливать деловые и личные связи, уверенность в себе.

Сфера предпринимательства

Наиболее привлекательными сферамис точки зрения предпринимателя можно считать: производство, коммерцию, финансы, интеллектуальный комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство.Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека.

Производство– наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и усовершенствованиями.

Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок, впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег.

К производственной сфере принято относить:

1) промышленность;

2) сельское хозяйство, рыболовство, лесничество;

3) общественный и производственный транспорт;

4) услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Торговля– передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии из руды выплавляют чугун, в другом цехе из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. Если же доменное производство, где выплавляется чугун, сталеплавильное, где из чугуна получают сталь, и прокатное представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции из одного производственного звена в другое в таком случае относится к сфере коммерции.

Марксисты считают, что торговый капитал – обособившаяся часть промышленного капитала. В той же мере к сфере производства можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство.

Если торговля, финансы и наука непосредственно обслуживают производство, то так называемая непроизводственная сферасвязана с производством опосредованно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально—вещественные блага.

Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынкавключает в себя стандартный набор составляющих, без которых процесс функционирования рынка был бы невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен. Организационно—правовые и экономические составляющие инфраструктуры рынка:

1) правовая база;

2) кредитная, банковская, налоговая, страховая, таможенная системы;

3) биржи: товарно—сырьевые, фондовые, валютные, труда;

4) транспорт и связь.

Правовая базарынка как цельный, связанный комплекс кодексов отсутствует. Основой правовой базы рынка являются Гражданский и налоговый кодексы РФ. Первый из них регламентирует все стороны деятельности фирмы, а второй – взаимоотношения с государством.

Что касается банковско—кредитнойсоставляющей, то на рынке активно выступают как отдельные банки, так и банковские организации (союзы) и фонды, которые также занимаются кредитной деятельностью.

Таможенная системапредставлена на рынке таможенными организациями отдельных стран либо групп стран (Европейский союз).

Тарифное регулирование осуществляется посредством таможенных пошлин и таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне.

Биржи– важный элемент рыночной инфраструктуры.

На крупных биржах мирового значения реализуются огромные количества биржевых товаров, но что более важно, на крупных мировых биржах (сырьевых, валютных, товарных, фондовых) устанавливаются цены, с которыми вынуждены считаться участники соответствующих рынков всего мира, от них зависят рыночная ситуация, положение дел внутри стран.

Транспорт– первый появившийся элемент инфраструктуры. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг от поставщика к потребителям. Хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров от одних фирм к другим. Транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем.

Все виды транспорта (за исключением морского) имеют внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи. Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:

1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

2) НТП, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств.

Классификация предприятий

Виды классификаций предпринимательства. Основными признаками классификациипредприятий являются:

1) отраслевая и предметная специализация;

2) структура производства;

3) размер предприятия.

Главными считаются отраслевые различиявыпускаемой продукции.

По этой классификации предприятия делятся на:промышленные, сельскохозяйственные, предприятия транспорта, связи, строительства.

Промышленностьтрадиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающаяи перерабатывающаяпромышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

По своей структуре предприятия делятся на:

1) узкоспециализированные;

2) многопрофильные (универсальные);

3) комбинированные (смешанные).

Узкоспециализированныепредприятия изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.

К многопрофильнымотносят предприятия, выпускающие продукцию широкого ассортимента и различного назначения (в промышленности и сельском хозяйстве).

Комбинированныепредприятия чаще встречаются в химической, текстильной промышленности, в сельском хозяйстве. Суть состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.

По размеру предприятияделятся на три группы:малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели:численность работающих, стоимость выпущенной продукции, стоимость основных производственных фондов.

По сфере деятельностиподразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.

По формам собственностипредприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.

По масштабам предпринимательской деятельностипредприятия можно подразделить на: индивидуальные предприятия и коллективные предприятия.

По времени работы в течение годаподразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.

По степени автоматизации производства– автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно—ручные и ручные.

По характеру деятельностипредприятия бывают:

1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

2) коммерческие – предприятия, приносящие доход.

Наши рекомендации