Тема 10. Международные коммерческие операции

1. Сущность и классификация международных коммерческих операций.

2. Экспортно – импортные операции: сущность и виды.

3. Понятие и формы товарообменных операций.

1. Любой вид внешнеэкономической деятельности сопровождается осуществлением коммерческих операций, которые обслуживают обмен материальными ценностями и услугами.

Международная коммерческая операция – это комплекс действий контрагентов различной государственной принадлежности по подготовке, заключению и реализации международного торгового, научно- производственного, инвестиционного соглашения.

Международные коммерческие операции в зависимости от выполняемых функций подразделяются на основные, которые осуществляются между непосредственными участниками операции, и обеспечивающие (вспомогательные), связанные с перемещением товара от продавца к покупателю. Обеспечивающие операции осуществляются экспортерами, импортерами или посредниками.

Таким образом, международные коммерческие операции – это комплекс основных и обеспечивающих операций.

К основным операциям относятся:

- внешнеторговые операции;

- арендные операции;

- операции по обмену научно-техническими знаниями и опытом;

- инжиниринг;

- консалтинг;

- техническое обслуживание и обеспечение запасными частями машино-технической продукции.

К обеспечивающим операциям относятся:

- международные перевозки грузов;

- транспортно – экспедиторские операции;

- операции по хранению и страхованию грузов;

- расчетно- финансовые операции;

- таможенное оформление грузов;

- заключение агентских соглашений и соглашений с рекламными организациями;

- исследование конъюнктуры рынков.

Также существует классификация международных операций в зависимости от объекта соглашения:

1. Операции купли – продажи товаров:

- экспортно-импортные операции;

- реэкспортные и реимпортные операции;

- товарообменные операции.

2. Операции купли – продажи услуг:

2.1. операции по купле – продаже основных услуг:

- инжиниринговые операции:

- арендные;

- туристические;

- аудиторские;

- представительские;

2.2. операции купли -

Продажи услуг, обеспечивающих процесс товародвижения:

- транспортные;

- транспортно – экспедиторские;

- операции по страхованию грузов;

- расчетно-финансовые операции;

- таможенные операции;

- организация рекламы;

- организация выставок, ярмарок и участие в них;

- операции с технического обслуживания и обеспечения запасными частями машинотехнической продукции.

3. Операции купли – продажи результатов творческой деятельности:

- лицензионные операции;

- операции по передаче ноу-хау;

- операции по совместному производству кино- и телефильмов;

- операции по торговле объектами авторского права.

Преобладающую часть международных коммерческих операций составляют внешнеторговые операции.

2. Международная купля-продажа товаров – это трансграничное перемещение товаров из одной страны в другую.

Выделяют следующие виды операций купли – продажи товаров:

- экспорт;

- импорт;

- реэкспорт;

- реимпорт.

Экспорт товаров – это продажа и вывоз товаров за рубеж с целью их реализации на внешних рынках посредством передачи в собственность контрагенту в другой стране.

В соответствии с Законом Украины « О внешнеэкономической деятельности» экспорт определяется как «продажа товаров… иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров…»

Таким образом, одним из характерных признаков экспорта является его трансграничность. В реальности трансграничные экономические процессы всех видов принимают форму международной экономической деятельности.

Как форма МЭД, экспорт представляет собой специфический вид связей между субъектами международных экономических отношений, который имеет собственную структуру ( направленность) процесса, условия и правила его ведения, включающие как экономическую, так и нормативно – правовую часть трансграничных отношений и связей.

Главным условием возникновения экспорта как процесса, является наличие у субъекта хозяйствования экспортного потенциала, с помощью которого он может реально влиять на развитие международных экономических отношений. Закрепление субъекта экспортной деятельности в этой роли возможно только при условии развития и формирования такого уровня конкурентных преимуществ как несущей конструкции экспортного потенциала, который позволит ему занять определенные позиции в мирохозяйственных процессах.

Таким образом, исходным понятием методологии системного анализа экспорта является понятие «конкурентные преимущества», определяющее условия возникновения экспортной деятельности как явления и процесса. Материальным субстратом экспортной деятельности субъекта хозяйствования, обуславливающим определенный уровень ее «жизнеспособности», является экспортный потенциал.

Наши рекомендации