Тема 10. Международные коммерческие операции
1. Сущность и классификация международных коммерческих операций.
2. Экспортно – импортные операции: сущность и виды.
3. Понятие и формы товарообменных операций.
1. Любой вид внешнеэкономической деятельности сопровождается осуществлением коммерческих операций, которые обслуживают обмен материальными ценностями и услугами.
Международная коммерческая операция – это комплекс действий контрагентов различной государственной принадлежности по подготовке, заключению и реализации международного торгового, научно- производственного, инвестиционного соглашения.
Международные коммерческие операции в зависимости от выполняемых функций подразделяются на основные, которые осуществляются между непосредственными участниками операции, и обеспечивающие (вспомогательные), связанные с перемещением товара от продавца к покупателю. Обеспечивающие операции осуществляются экспортерами, импортерами или посредниками.
Таким образом, международные коммерческие операции – это комплекс основных и обеспечивающих операций.
К основным операциям относятся:
- внешнеторговые операции;
- арендные операции;
- операции по обмену научно-техническими знаниями и опытом;
- инжиниринг;
- консалтинг;
- техническое обслуживание и обеспечение запасными частями машино-технической продукции.
К обеспечивающим операциям относятся:
- международные перевозки грузов;
- транспортно – экспедиторские операции;
- операции по хранению и страхованию грузов;
- расчетно- финансовые операции;
- таможенное оформление грузов;
- заключение агентских соглашений и соглашений с рекламными организациями;
- исследование конъюнктуры рынков.
Также существует классификация международных операций в зависимости от объекта соглашения:
1. Операции купли – продажи товаров:
- экспортно-импортные операции;
- реэкспортные и реимпортные операции;
- товарообменные операции.
2. Операции купли – продажи услуг:
2.1. операции по купле – продаже основных услуг:
- инжиниринговые операции:
- арендные;
- туристические;
- аудиторские;
- представительские;
2.2. операции купли -
Продажи услуг, обеспечивающих процесс товародвижения:
- транспортные;
- транспортно – экспедиторские;
- операции по страхованию грузов;
- расчетно-финансовые операции;
- таможенные операции;
- организация рекламы;
- организация выставок, ярмарок и участие в них;
- операции с технического обслуживания и обеспечения запасными частями машинотехнической продукции.
3. Операции купли – продажи результатов творческой деятельности:
- лицензионные операции;
- операции по передаче ноу-хау;
- операции по совместному производству кино- и телефильмов;
- операции по торговле объектами авторского права.
Преобладающую часть международных коммерческих операций составляют внешнеторговые операции.
2. Международная купля-продажа товаров – это трансграничное перемещение товаров из одной страны в другую.
Выделяют следующие виды операций купли – продажи товаров:
- экспорт;
- импорт;
- реэкспорт;
- реимпорт.
Экспорт товаров – это продажа и вывоз товаров за рубеж с целью их реализации на внешних рынках посредством передачи в собственность контрагенту в другой стране.
В соответствии с Законом Украины « О внешнеэкономической деятельности» экспорт определяется как «продажа товаров… иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров…»
Таким образом, одним из характерных признаков экспорта является его трансграничность. В реальности трансграничные экономические процессы всех видов принимают форму международной экономической деятельности.
Как форма МЭД, экспорт представляет собой специфический вид связей между субъектами международных экономических отношений, который имеет собственную структуру ( направленность) процесса, условия и правила его ведения, включающие как экономическую, так и нормативно – правовую часть трансграничных отношений и связей.
Главным условием возникновения экспорта как процесса, является наличие у субъекта хозяйствования экспортного потенциала, с помощью которого он может реально влиять на развитие международных экономических отношений. Закрепление субъекта экспортной деятельности в этой роли возможно только при условии развития и формирования такого уровня конкурентных преимуществ как несущей конструкции экспортного потенциала, который позволит ему занять определенные позиции в мирохозяйственных процессах.
Таким образом, исходным понятием методологии системного анализа экспорта является понятие «конкурентные преимущества», определяющее условия возникновения экспортной деятельности как явления и процесса. Материальным субстратом экспортной деятельности субъекта хозяйствования, обуславливающим определенный уровень ее «жизнеспособности», является экспортный потенциал.