Анализ состояния и развития национальной экономики

Бюджетная система РФ основана на принципах:

– единства бюджетной системы РФ;

– разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

– самостоятельности бюджетов;

– равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

– полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

– сбалансированности бюджета;

– результативности и эффективности использования бюджетных средств;

– общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

– прозрачности (открытости);

– достоверности бюджета;

– адресности и целевого характера бюджетных средств;

– подведомственности расходов бюджетов;

– единства кассы[6].

В рамках бюджетных реформ решаются задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новых форм их финансирования, разработке и использованию методов финансирования бюджетных расходов, ориентированных на результат. С этой целью Правительство РФ одобрило «Принципы реструктуризации бюджетного сектора».

Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениям: реформирование межбюджетных отношений; реформирование бюджетного процесса; реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджет­ных учреждений)[7].

Как экономической категории бюджету присущи признаки, свойственные всем понятиям, которые объединяет более общая категория – финансы. Однако бюджетные отношения обладают специфическими чертами, которыми являются объект бюджетно­го перераспределения, специфика общественного предназначе­ния бюджета и степень проявления у бюджетных отношений при­знака императивности.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях (рисунок 1).

анализ состояния и развития национальной экономики - student2.ru

Рисунок 1 – Функции бюджета[8]

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков.

Статьей 12 НК РФ определено, что в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов по категориям (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация налогов Российской Федерации[9]

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 2. Акцизы 3. Налог на прибыль организаций 4. Налог на доходы с физических лиц 5. Страховые взносы 6. Государственная пошлина 7. Налог на добычу полезных ископаемых 8. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов 9. Водный налог 1. Налог на имущество организаций 2. Транспортный налог 3. Налог на игорный бизнес 1.Земельный налог 2. Налог на имущество физических лиц

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы федерального бюджета Российской Федерации состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений (таблица 2).

Таблица 2 – Структура источников доходной части федерального бюджета Российской Федерации

Источники доходной части федерального бюджета РФ Удельный вес, %
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Доходы целевых бюджетных фондов

Таким образом, в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации существенную долю занимают налоговые доходы.

В настоящее время свыше 98% всех налогов за пользование природными ресурсами и 100% всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает помимо федерального все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008г. на 50% состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года – чуть более 30%.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). Например, в 2008г. федеральный бюджет России на 50% сформирован нефтегазовыми доходами. Журнал The Economist высказывает мнение, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь при цене на нефть около 110 долл., называя в качестве главных причин «коррупцию и неэффективность»[10].

Рассмотрим динамику и структуру доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 2012-2013 гг. (таблица 3).

Таблица 3 – Динамика и структура доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 2012-2013 гг.[11]

  2012г. 2013г. Отклонение
млрд. руб. в % к итогу млрд. руб. в % к итогу млрд. руб. %
Доходы 23435,1 24082,4 +647,3 -
из них:            
налог на прибыль организаций 2355,7 10,1 2071,9 8,6 -283,8 -1,5
налог на доходы физических лиц 2261,5 9,6 2499,1 10,4 +237,6 +0,8
страховые взносы на обязательное социальное страхование   4103,7   17,5   4436,2   18,4   +332,5   +0,9
налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на товары, ввозимые на территорию РФ     1886,4   1659,7     8,0   7,1     1868,5   1670,9     7,8   6,9     -17,9   +12,2     -0,2   -0,2

Продолжение таблицы 3

акцизы по подакцизным товарам (продукции):                        
производимым на территории РФ ввозимым на территорию РФ 783,6 53,4 3,3 0,2 952,5 63,4 4,0 0,3 +168,9 +10,0 +0,7 +0,1
налоги на совокупный доход 271,3 1,2 292,8 1,2 +21,5 -
налоги на имущество 785,5 3,4 900,7 3,7 +115,2 +0,3
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресур-сами     2484,5     10,6     2598,0     10,8     +113,5     +0,2
доходы от внешнеэкономической деятельности   4962,7   21,2   5011,0   20,8   +48,3   -0,4
доходы от использования имущест-ва, находящегося в государственной и муниципальной собственности     836,6     3,6     692,9     2,9     -143,7     -0,7
платежи при пользовании природ-ными ресурсами   132,9   0,6   279,4   1,2   +146,5   +0,6
безвозмездные поступления 92,1 0,4 113,0 0,5 +20,9 +0,1
Расходы 23174,7 24931,1 +1756,4 -
из них на:            
общегосударственные вопросы 1437,9 6,2 1525,9 6,1 +88,0 -0,1
обслуживание государственного и муниципального долга   386,3   1,7   440,7   1,8   +54,4   +0,1
национальную оборону 1814,1 7,8 2105,5 8,4 +291,4 +0,6
национальную безопасность и право-охранительную деятельность   1929,2   8,3   2159,3   8,7   +230,1   +0,4
национальную экономику 3273,6 14,1 3281,7 13,2 +8,1 -0,9
жилищно-коммунальное хозяйство 1075,0 4,6 1052,8 4,2 -22,2 -0,4
социально-культурные мероприятия 13215,2 57,0 14318,1 57,4 +1102,9 +0,4

Таким образом, объем доходов консолидированного бюджета РФ в 2013г. больше доходов 2012 г. на 2,8%. Наибольший удельный вес в доходах занимают: доходы от внешнеэкономической деятельности (20,8%); страховые взносы на обязательное социальное страхование (18,4%); налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (10,8%) и налог на доходы физических лиц (10,4%). Расходные обязательства консолидированного бюджета РФ 2013г. больше расходов 2012г. на 7,6%. Наибольший удельный вес в расходах занимают: социально-культурные мероприятия (57,4%); национальную экономику (13,2%); национальную безопасность и правоохранительную деятельность (8,7%) и национальную оборону (8,4%).

Наши рекомендации