Анализ состояния уровня развития экономики.

По данным Правительства РФ, в начале 2012 года экономика России росла с темпом 3,4%, т. е. заметно медленнее, чем в течение аналогичного периода 2011 года. После резкого «посткризисного отскока», наблюдавшегося в 2011 году, в начале 2012 года объем промышленного производства увеличился на 5,2%, грузооборот транспорта — на 3,8% по сравнению с 8,5% годом ранее. С учетом высокой зависимости российской экономики от экспорта ископаемого сырья обеспокоенность вызывает снижение темпов роста в добывающем секторе промышленности с 3,6% в 2011 году до 2,4% в 2012-ом. В то же время по ряду ключевых компонентов ВВП темпы роста увеличились. Объем услуг связи вырос на 2,1% по сравнению с 1,5% за 2011 год, объем платных услуг населению – на 3,3% (годом ранее – на 1,0%). Однако в целом завершение процесса восстановления докризисных показателей российского ВВП откладывается еще на один год. К числу позитивных тенденций следует отнести активизацию инвестиционных процессов. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 4,9% по сравнению с 2,9% годом ранее. Немаловажно, что приток прямых иностранных инвестиций наблюдался на фоне общего оттока частного капитала. На этом фоне динамика показателей, имеющих непосредственное отношение к благосостоянию граждан страны, оказалась неоднозначной. С одной стороны, уровень официально зарегистрированной безработицы в 2012 году сократился до 1,3 млн человек, почти на четверть по сравнению с показателем предыдущего года, а общий уровень безработицы – до 4,6 млн (на 11,7%). С другой стороны, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2012 году сократились на 0,2%, в то время как за аналогичный период 2011 года они увеличились на 5,0%. Темпы роста реальной заработной платы оказались позитивными (2,7%), но и они существенно отстают от прошлогодних показателей (4,8%). Во многом это было обусловлено резким более чем в 1,4 раза ускорением роста потребительских цен.

Благосостояние населения.

Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2012 года составляет 26,489 тысячи рублей.

В ноябре 2011 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 24310 руб.медианная (апрель 2011) — 16043 руб.

Согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2012 году Россия находится на 59 среди 110 стран мира, между Румынией и Монголией. По экономическим показателям Россия находится на 72 месте, свободе предпринимательства - 50 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной - 96 место, уровню безопасности на 82 месте, по качеству образования на 34 месте, и уровне свободы граждан – на 87 месте среди стран мира.

В 2008 году величина прожиточного минимума составило 4593 руб., в 2009г. - 5153, а в 2010г. - 5902 рублей. Анализируя эти показатели можно сделать вывод, что с каждым годом величина прожиточного минимума увеличивается. Так, например, если сравнить показатель 2010 и 2008 года, то можно сказать, что произошло увеличение на 28,5%, что составляет 1309 руб. Но это не значит, что уровень жизни населения тоже улучшился. По данным Росстата, численность населения России, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по стране, сократилась с 21,1 млн. человек в I полугодии 2009 года до 19,1 млн. человек в I полугодии 2010 года, а его доля в общей численности населения - с 15% до 13,6% соответственно. Конечно же, произошли кое-какие положительные результаты, но, на мой взгляд, эти результаты незначительны. Повышение уровня жизни населения является основной задачей государства. Основные пути повышения уровня жизни населения в России является решение следующих задач: создание экономических, организационных и правовых условий, при которых каждый человек сможет самостоятельно заработать на достойную жизнь; поддержание занятости в России путем содействия экономическому росту, структурной перестройке экономики и реализации программ занятости; адресная социальная поддержка беднейших слоев населения; повышение уровня доходов домохозяйств и семей путем реализации программы борьбы с бедностью; повышение уровня здоровья населения, распространение ценностей здорового образа жизни; совершенствование системы предоставления бюджетных услуг, развитие альтернативного рынка в сфере социальных услуг; создание условий и механизмов для экономического и социального развития муниципальных образований и т.д.

Наши рекомендации