Анализ состояния и развития национальной экономики
Бюджетная система РФ основана на принципах:
– единства бюджетной системы РФ;
– разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
– самостоятельности бюджетов;
– равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
– полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
– сбалансированности бюджета;
– результативности и эффективности использования бюджетных средств;
– общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
– прозрачности (открытости);
– достоверности бюджета;
– адресности и целевого характера бюджетных средств;
– подведомственности расходов бюджетов;
– единства кассы[6].
В рамках бюджетных реформ решаются задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новых форм их финансирования, разработке и использованию методов финансирования бюджетных расходов, ориентированных на результат. С этой целью Правительство РФ одобрило «Принципы реструктуризации бюджетного сектора».
Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениям: реформирование межбюджетных отношений; реформирование бюджетного процесса; реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений)[7].
Как экономической категории бюджету присущи признаки, свойственные всем понятиям, которые объединяет более общая категория – финансы. Однако бюджетные отношения обладают специфическими чертами, которыми являются объект бюджетного перераспределения, специфика общественного предназначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях (рисунок 1).
Рисунок 1 – Функции бюджета[8]
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков.
Статьей 12 НК РФ определено, что в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов по категориям (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация налогов Российской Федерации[9]
Федеральные налоги и сборы | Региональные налоги и сборы | Местные налоги и сборы |
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 2. Акцизы 3. Налог на прибыль организаций 4. Налог на доходы с физических лиц 5. Страховые взносы 6. Государственная пошлина 7. Налог на добычу полезных ископаемых 8. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов 9. Водный налог | 1. Налог на имущество организаций 2. Транспортный налог 3. Налог на игорный бизнес | 1.Земельный налог 2. Налог на имущество физических лиц |
В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы федерального бюджета Российской Федерации состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений (таблица 2).
Таблица 2 – Структура источников доходной части федерального бюджета Российской Федерации
Источники доходной части федерального бюджета РФ | Удельный вес, % |
Налоговые доходы | |
Неналоговые доходы | |
Доходы целевых бюджетных фондов |
Таким образом, в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации существенную долю занимают налоговые доходы.
В настоящее время свыше 98% всех налогов за пользование природными ресурсами и 100% всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает помимо федерального все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008г. на 50% состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года – чуть более 30%.
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). Например, в 2008г. федеральный бюджет России на 50% сформирован нефтегазовыми доходами. Журнал The Economist высказывает мнение, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь при цене на нефть около 110 долл., называя в качестве главных причин «коррупцию и неэффективность»[10].
Рассмотрим динамику и структуру доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 2012-2013 гг. (таблица 3).
Таблица 3 – Динамика и структура доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 2012-2013 гг.[11]
2012г. | 2013г. | Отклонение | ||||
млрд. руб. | в % к итогу | млрд. руб. | в % к итогу | млрд. руб. | % | |
Доходы | 23435,1 | 24082,4 | +647,3 | - | ||
из них: | ||||||
налог на прибыль организаций | 2355,7 | 10,1 | 2071,9 | 8,6 | -283,8 | -1,5 |
налог на доходы физических лиц | 2261,5 | 9,6 | 2499,1 | 10,4 | +237,6 | +0,8 |
страховые взносы на обязательное социальное страхование | 4103,7 | 17,5 | 4436,2 | 18,4 | +332,5 | +0,9 |
налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на товары, ввозимые на территорию РФ | 1886,4 1659,7 | 8,0 7,1 | 1868,5 1670,9 | 7,8 6,9 | -17,9 +12,2 | -0,2 -0,2 |
Продолжение таблицы 3
акцизы по подакцизным товарам (продукции): | ||||||
производимым на территории РФ ввозимым на территорию РФ | 783,6 53,4 | 3,3 0,2 | 952,5 63,4 | 4,0 0,3 | +168,9 +10,0 | +0,7 +0,1 |
налоги на совокупный доход | 271,3 | 1,2 | 292,8 | 1,2 | +21,5 | - |
налоги на имущество | 785,5 | 3,4 | 900,7 | 3,7 | +115,2 | +0,3 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресур-сами | 2484,5 | 10,6 | 2598,0 | 10,8 | +113,5 | +0,2 |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 4962,7 | 21,2 | 5011,0 | 20,8 | +48,3 | -0,4 |
доходы от использования имущест-ва, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 836,6 | 3,6 | 692,9 | 2,9 | -143,7 | -0,7 |
платежи при пользовании природ-ными ресурсами | 132,9 | 0,6 | 279,4 | 1,2 | +146,5 | +0,6 |
безвозмездные поступления | 92,1 | 0,4 | 113,0 | 0,5 | +20,9 | +0,1 |
Расходы | 23174,7 | 24931,1 | +1756,4 | - | ||
из них на: | ||||||
общегосударственные вопросы | 1437,9 | 6,2 | 1525,9 | 6,1 | +88,0 | -0,1 |
обслуживание государственного и муниципального долга | 386,3 | 1,7 | 440,7 | 1,8 | +54,4 | +0,1 |
национальную оборону | 1814,1 | 7,8 | 2105,5 | 8,4 | +291,4 | +0,6 |
национальную безопасность и право-охранительную деятельность | 1929,2 | 8,3 | 2159,3 | 8,7 | +230,1 | +0,4 |
национальную экономику | 3273,6 | 14,1 | 3281,7 | 13,2 | +8,1 | -0,9 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 1075,0 | 4,6 | 1052,8 | 4,2 | -22,2 | -0,4 |
социально-культурные мероприятия | 13215,2 | 57,0 | 14318,1 | 57,4 | +1102,9 | +0,4 |
Таким образом, объем доходов консолидированного бюджета РФ в 2013г. больше доходов 2012 г. на 2,8%. Наибольший удельный вес в доходах занимают: доходы от внешнеэкономической деятельности (20,8%); страховые взносы на обязательное социальное страхование (18,4%); налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (10,8%) и налог на доходы физических лиц (10,4%). Расходные обязательства консолидированного бюджета РФ 2013г. больше расходов 2012г. на 7,6%. Наибольший удельный вес в расходах занимают: социально-культурные мероприятия (57,4%); национальную экономику (13,2%); национальную безопасность и правоохранительную деятельность (8,7%) и национальную оборону (8,4%).