Принципы эффективного управления общественными финансами
Министерство финансов Российской Федерации в рамках председательства Российской Федерации в «Группе восьми» выступило с инициативой повысить роль предпринимаемых на международном уровнеусилий по содействию эффективному и ответственному управлению общественными (государственными и муниципальными) финансами.
К обсуждению предлагается следующий базовый перечень принципов (компонентов) эффективного и ответственного управления общественными финансами:
1финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;
2стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов;
3эффективная и справедливая система межбюджетных отношений;
4) консолидация бюджета и бюджетного процесса;
5) среднесрочное финансовое планирование;
6) бюджетирование, ориентированное на результаты;
7) эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.
1-прозрачность бюджетно-налоговой сферы, которая предполагает открытость для общественности информации о структуре и функциях органов управления, распределении между ними ответственности, характере воздействия правительства на функционирование экономики, задачах бюджетно-налоговой политики, финансовой отчетности государственного сектора и прогнозируемых бюджетно-налоговых показателях;
2-Для обеспечения стабильности и долгосрочной устойчивостибюджетов, в том числе и прежде всего, необходимо:
• прогнозирование основных бюджетных параметров на средне - (до 3 лет) и долгосрочную (свыше 3 лет) перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики;
• реалистичность и осторожность экономических прогнозов ипредпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
• наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и ус-4тойчивости бюджетов, а также приемлемости налоговой и долговой нагрузки;
• систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, в том числе - оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций
3-Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений, , должна предусматривать:
• законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами власти;
• сбалансированное и взаимоувязанное разграничение между
уровнями бюджетной системы расходных обязательств и доходов;
4-Консолидация бюджета и бюджетного процесса:
• четко и однозначно определены ответственность и полномочия органа исполнительной власти, осуществляющего выработку и реализацию бюджетной политики,
• все доходы и расходы отражаются в едином бюджете
• в бюджетной системе отсутствуют внебюджетные фонды (за
исключением законодательно созданных фондов социального страхова-
ния, а также стабилизационных фондов и фондов будущих поколений);
• планирование и исполнение текущих и капитальных расхо-
дов, а также бюджетных программ разных видов осуществляется ведом-
ствами, отвечающими за политику в соответствующих сферах деятель-
ности
• функционирует эффективная система проведения бюджетных платежей, управления единым счетом бюджета и учета бюджетных обязательств.
5-Среднесрочное финансовое планирование предусматривает:
• составление и утверждение годового на средне- и долгосрочную пер-спективу;
• наличие и соблюдение формализованных правил и процедур
ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных
бюджетных проектировок;
6-Для внедрения бюджетирования, ориентированного на результаты необходимо:
• установление для каждого ведомства системы целей, задач и
результатов деятельности,
• наличие и применение формализованных методов оценки
полной стоимости расходных обязательств (бюджетных ассигнований);
• обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственно-
сти ведомств, их структурных подразделений
• использование конкурентных принципов распределения
бюджетных средств, в том числе – с учетом достигнутых и планируемых
результатов использования бюджетных ассигнований;
• наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств
7-Организация эффективного финансового контроля и мониторинга, , предполагает:
• ежегодное проведение независимой внешней проверки
(аудита) бюджетной отчетности
• наличие и применение соответствующей системы финансовой информации в целях контроля и управления финансами;
• наличие процедур проверки и ответственности за нарушения бюджетного законодательства;
• наличие и соблюдение прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованиюбюджетных средств,