Начальник отдела сбыта Андреев Зав. складом Ишевский
ПОЛУЧИЛ экспедитор Щепилов
Продукция вывезена со склада на автомашине № С-448-ВТ.
Данные приказа на отпуск продукции заполняет отдел сбыта, а данные о фактическом отпуске — материально ответственное лицо, отпустившее продукцию.
Фактический отпуск продукции со склада оформляют счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной. Представители местных покупателей получают продукцию на складах по предъявлении доверенностей и расписки в приказе-накладной. При доставке продукции покупателям централизованно, в получении продукции со складов расписываются работники транспортно-экспедиционной службы.
Многородним покупателям продукция отгружается железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. В этом случае приказ-накладная является сопроводительным документом груза в пути и передается грузополучателю вместе с продукцией. Грузоотправитель при отгрузке продукции получает от станции (пристани) отправления товарную квитанцию и квитанцию о приеме груза.
При централизованной доставке готовой продукции покупателям автомобильным транспортом производственное предприятие может заключить договор на транспортные услуги с автотранспортным предприятием, а последние — со своими шоферами о материальной ответственности за сохранность продукции. Лицам, осуществляющим централизованную доставку продукции, выдается "Книга регистрации сданных документов" с помещенной в ней доверенностью на право получения продукции для доставки по назначению. Отпуск продукции оформляют товарно-транспортной накладной. Обычно ее выписывают в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя для списания отгруженной продукции со склада; остальные экземпляры, заверенные подписью и печатью грузоотправителя, вручаются водителю. Водитель затем сдает грузоотправителю второй экземпляр с отметкой о передаче груза покупателю, а третий и четвертый — в свое автохозяйство.
К товарным документам прилагаются спецификации (упаковочные ведомости), в которых приводится подробный перечень отгруженной продукции и дается ее характеристика, паспорта и проспекты на конкретные изделия, сертификаты качества продукции и другие документы, обусловленные договором поставки.
На основании товарных документов бухгалтерия (финансовый отдел) производственного предприятия выписывает на имя покупателя расчетные документы — платежное требование, платежное требование-поручение и счетфактуру для учета налога на добавленную стоимость. В расчетных документах указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателями (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке изделий, не являющихся объектами налогообложения по НДС, расчетные документы выписывают без выделения суммы НДС, и на них делают надпись или ставят штамп "Без налога (НДС)".
Данные расчетных документов ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции. Оперативный учет отгрузки ведут в отделе сбыта (маркетинга) в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ — в машинограммах отгрузки продукции.
Реализация продукции покупателям производится по следующим ценам:
♦ по свободным отпускным ценам, увеличенным на сумму НДС;
♦ по государственным регулируемым оптовым ценам, увеличенным на сумму НДС;
♦ по государственным регулируемым розничным ценам, включающим в себя НДС (за вычетом, в соответствующих случаях, торговых скидок).
При установлении отпускных цен указывается франко, т. е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика к покупателю. В Российской Федерации применяются следующие виды франко-цен:
♦ франко-склад поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции отправления; стоимость перевозки до станции отправления; железнодорожный тариф, водный фрахт), поставщик включает в счет покупателю, и Покупатель оплачивает все эти расходы сверх стоимости продукции. Следовательно, в этом случае поставщик на свой счет никаких расходов по отгрузке не принимает;
♦ франко-станция отправления, когда расходы по отгрузке до станции отправления поставщик покрывает из выручки от реализации, а стоимость погрузки в транспортные средства на станции отправления и стоимость перевозки до станции назначения поставщик включает в счет покупателю отдельной суммой сверх стоимости продукции;
♦ франко-вагон-станция отправления, когда поставщик покрывает из выручки от реализации все расходы по отгрузке до станции отправления и погрузке продукции в вагон, а в счет покупателю включает отдельной суммой только стоимость железнодорожного тарифа от станции отправления до станции назначения;
♦ франко-станция назначения, когда все расходы по отгрузке продукции до станции назначения поставщик покрывает из выручки от реализации, а все остальные расходы, связанные с доставкой продукции от станции назначения до склада покупателя, возмещает сам покупатель;
♦ франко-склад покупателя, когда поставщик несет все расходы по отгрузке продукции за свой счет и, кроме того, оплачивает за свой счет погрузочно-разгрузочные расходы на станции назначения, перевозку продукции до склада покупателя и погрузочно-разгрузочные работы на складе покупателя.
Применение конкретного вида франко-цены должно предусматриваться в договоре поставки.
7.3. Складской учет готовой продукции и отчетность материально ответственных лиц
Организация складского учета готовой продукции почти не отличается от организации складского учета материалов. Однако здесь большую роль играет порядок ее комплектования, затаривания, передачи из производства, хранения и отгрузки.
Складской учет готовой продукции, как правило, ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.
На многих предприятиях готовую продукцию комплектуют и упаковывают в производственных цехах. На склад она поступает в ящиках, имеющих определенную маркировку с указанием наименования продукции и ее количества. По этой же маркировке, не вскрывая ящики (коробки), готовую продукцию передают покупателям. При этом кладовщики не проверяют содержимое ящиков (коробок) и по существу отвечают не за количество принятой продукции, а за количество принятых ящиков (коробок) с продукцией определенной номенклатуры. На таких предприятиях учет движения готовой продукции на складе необходимо вести не только в натуральном и стоимостном выражении, но и по количеству мест (ящиков) определенной маркировки.
Поступившая на склад продукция на большинстве предприятий хранится по партиям (штабелям). К каждой партии прикрепляется ярлык для контроля за сроками хранения, очередностью отпуска изделий, установления виновников брака и т. д.
На мелких производственных предприятиях с ограниченной номенклатурой изделий и незначительным количеством совершаемых операций складской учет готовой продукции ведут в отчете о движении готовых изделий. Этот отчет объединяет складской учет готовой продукции и отчетность кладовщика.
На крупных предприятиях на каждое наименование продукции бухгалтерия открывает карточку складского учета и выдает ее работнику склада под расписку в реестре карточек. Карточки размещаются в картотеке склада по номенклатурным номерам продукции. Материально ответственное лицо производит записи в карточках по каждому приходному и расходному документу отдельной строкой. После каждой записи определяется и записывается в соответствующей графе остаток готовой продукции.
Работник бухгалтерии периодически проверяет правильность оформления приходных и расходных документов и записей в карточках складского учета. Проверка производится в присутствии материально ответственного лица. Правильность записей в карточках бухгалтер подтверждает своей подписью в графе "контроль" с указанием даты проверки. Обнаруженные расхождения и ошибки здесь же устраняются.
Остатки готовой продукции на начало следующего месяца переносятся из карточек складского учета в ведомость остатков (сальдовую книгу) по складу. Ее итоги сверяют с данными бухгалтерии.
В автоматизированном складском хозяйстве вместо карточек и книг применяют машинограммы — ведомости, отражающие остатки и движение готовых изделий. Использование машинограмм ускоряет процесс регистрации и отражения информации, усиливает контроль за движением и состоянием готовых изделий на складе и повышает эффективность оперативного управления складским хозяйством.
В установленные сроки заведующие складами (кладовщики), на основании первичных приходных и расходных документов, составляют и представляют в бухгалтерию отчеты о движении готовых изделий в двух экземплярах. В них указываются остатки готовых изделий на начало и конец отчетного периода, а также их движение, т. е. поступление и выбытие. Первый экземпляр отчета остается в бухгалтерии, а второй, с распиской бухгалтера, возвращается материально ответственному лицу и служит подтверждением сдачи отчета.
Все первичные документы, отражающие движение готовых изделий, также периодически сдаются в бухгалтерию материально ответственными лицами. Они могут быть приложены либо к отчету о движении готовых изделий, либо для этого составляют реестр типовой формы (М-18). Реестр составляется раздельно по приходу и отпуску готовой продукции.
В бухгалтерии отчеты материально ответственных лиц, а также приходные и расходные документы о движении готовой продукции подвергаются проверке и таксировке. При проверке обращается внимание на: правильность оформления документов; законность и целесообразность отражаемых операций; соответствие дат документов тому периоду, за который составлен отчет; правильность перенесения остатков с предыдущего отчета и т. д. Затем проверяются итоги по приходу и расходу и точность определения остатков на конец отчетного периода.
После проверки отчета и первичных документов бухгалтер приступает к их бухгалтерской обработке. Ее сущность заключается в составлении бухгалтерских проводок по каждой хозяйственной операции и подготовке документов и отчета для записи в учетные регистры.
Приемо-сдаточные накладные на выпуск готовой продукции записываются в ведомости выпуска готовых изделий. По окончании месяца в ведомости подсчитывают количество выпуска по каждому виду изделий и определяют стоимость выпущенной продукции по учетным ценам, по фактической себестоимости и отпускным ценам. Если учетной ценой является плановая (нормативная) производственная себестоимость продукции, выявляется производственный результат деятельности (экономия или перерасход).
7.4. Учет выпуска готовой продукции
В бухгалтерии предприятия учет готовой продукции ведется в денежной оценке.
Для синтетического учета готовой продукции используется активный инвентарный счет 43 "Готовая продукция". На этом счете готовая продукция учитывается и отражается:
♦ по фактической производственной себестоимости;
♦ по фактической сокращенной (цеховой) себестоимости (без общехозяйственных расходов);
♦ по плановой (нормативной) производственной себестоимости;
♦ по плановой (нормативной) сокращенной (цеховой) себестоимости.
Учет выпуска готовой продукции организуется по одному из двух вариантов: с использованием счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" или без его использования. Избранный вариант учета указывается в учетной политике предприятия.
При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учетной практики, готовую продукцию учитывают на счете 43 "Готовая продукция" по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет .отдельных видов готовых изделий осуществляют, как правило, по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовых изделий от их стоимости по учетным ценам.
В течение месяца оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство"
В конце месяца исчисляется фактическая себестоимость оприходованных в течение месяца готовых изделий и определяются отклонения фактической себестоимости изделий от стоимости их по учетным ценам. Выявленные отклонения в бухгалтерском учете списывают следующей записью:
Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство"
Перерасход списывается дополнительной проводкой, а экономия — сторнировочной.
Если готовая продукция полностью используется на самом предприятии, то ее приходуют по дебету счета 10 "Материалы" с кредита счета 20 "Основное производство".
Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость продукции предприятия) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 "Товары".
При втором варианте синтетический учет готовой продукции на счете 43 "Готовая продукция" ведется по нормативной (плановой) себестоимости. В этом случае для учета выпуска продукции применяется счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". По своему содержанию этот счет является активно-пассивным, поскольку на нем в конце месяца определяются как положительные, так и отрицательные отклонения между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью изделий. Однако, по принятой учетной практике, этот счет на конец месяца остатка не должен иметь.
По дебету счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" отражают фактическую себестоимость изделий, а по кредиту — нормативную или плановую себестоимость.
В течение месяца на нормативную (плановую) себестоимость приходуемых готовых изделий в бухгалтерском учете производят следующую запись:
Дебет счета 43 "Готовая продукция"
Кредит счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"
В конце месяца определяется фактическая себестоимость выпущенных из производства готовых изделий. Ее в бухгалтерском учете списывают следующей записью:
Дебет счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" Кредит счета 20 "Основное производство"
Путем сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" за месяц определяют отклонение фактической себестоимости продукции от ее нормативной или плановой себестоимости. Выявленные отклонения в бухгалтерском учете списываются следующей записью:
Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"
При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной (плановой) списывают дополнительной проводкой, а экономию — сторнировочной.
Ежемесячно счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" закрывается, поэтому остатка на начало следующего месяца он не имеет.
Использование счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" в учетной практике имеет как положительные, так и отрицательные стороны. При применении этого счета отпадает необходимость в составлении отдельных трудоемких расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по выпущенной, отгруженной и реализованной продукции, поскольку выявленные отклонения по готовым изделиям сразу списываются на счет 90 "Продажи". Однако этот вариант позволяет получить реальную себестоимость реализованной продукции только в том случае, когда продукция выпущена и реализована в одном и том же месяце. Если же часть продукции остается на начало месяца на складе, а относящиеся к ней отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой) списываются на реализацию продукции, то исчисление фактической производственной себестоимости реализованной продукции и определение финансового результата от реализации могут оказаться неточными.
Использование в практике работы производственных предприятий категории нормативной себестоимости приближает отечественную систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции к международно принятой системе учета "стандарт-кост", основные достоинства которой заключаются в следующем:
♦ возможность контроля над затратами путем составления нормативных калькуляций;
♦ возможность контроля затрат путем сопоставления фактических значений с нормативными;
♦ возможность выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;
♦ возможность принятия оперативных мер в процессе производства, а не только в конце отчетного периода и др.
К недостаткам этой системы можно отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ, необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них, введение специальных счетов отклонений и др.
Как уже было отмечено, готовая продукция в учете и отчетности может отражаться по сокращенной (цеховой) фактической или нормативной (плановой) себестоимости. В этом случае в себестоимость готовой продукции включают как прямые условно-переменные расходы (сырье и материалы, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.), так и косвенные условно-переменные расходы (расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования, общепроизводственные расходы). Общехозяйственные расходы, как не имеющие прямого отношения к производственному процессу, минуя счет 20 "Основное производство", списываются на счет 90 "Продажи".
Следовательно, незавершенное производство, готовая продукция и товары отгруженные в учете и отчетности будут отражаться по неполной (сокращенной) себестоимости.
В бухгалтерском учете оприходование готовой продукции по сокращенной (цеховой) себестоимости отражается аналогично учету оприходования готовой продукции по производственной себестоимости.
При использовании в практике работы предприятий методики учета готовой продукции по сокращенной (цеховой) фактической или нормативной себестоимости отечественная система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции становится близкой к системе учета "ди-рект-кост", широко используемой в странах с развитой рыночной экономикой.
7.5. Учет реализации готовой продукции
Реализация продукции производственным предприятием является важнейшим показателем объема его деятельности. Реализацией готовой продукции завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Она необходима для возобновления цикла производства.
Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками) или путем свободной продажи через розничную торговлю. В договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, санкции за невыполнение договорных обязательств и др.
У покупателя право собственности на приобретаемую по договору продукцию возникает с момента ее передачи (ст. 223 ГК РФ). Передачей продукции признается вручение ее потребителю, сдача перевозчику для отправки потребителю или сдача в организацию связи для пересылки потребителю. Продукция считается врученной покупателю с момента ее фактического поступления во владение покупателя или указанного им лица. К передаче продукции также приравнивается передача на нее товаросопроводительных документов.
Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, или дата от-грузки (отпуска) продукции и предъявления покупателем платежно-расчетных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю. Конкретный вариант учета реализации предприятие определяет самостоятельно, в соответствии со своей учетной политикой.
Для учета реализации продукции в бухгалтерском учете используется синтетический счет 90 "Продажи". Этот счет является активно-пассивным и операционно-результатным. По дебету этого счета учитывается себестоимость реализованной продукции и все другие расходы, покрываемые из выручки от реализации, а по кредиту — только выручка от реализации продукции. Результат от реализации продукции ежемесячно, в виде прибыли или убытка, списывается на счет 99 "Прибыли и убытки". На конец месяца этот счет остатка иметь не должен (за исключением сельскохозяйственных предприятий).
В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки, с переходом права собственности на продукцию к покупателю. Поэтому при обоих методах реализации продукции для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) в бухгалтерском учете отражается записью:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90 "Продажи"
Одновременно с вышеприведенной записью списывается себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции. При этом необходимо иметь в виду, что списание отгруженной продукции в бухгалтерском учете, в зависимости от принятой учетной политики, отражается по-разному.
В случае учета готовой продукции по фактической производственной себестоимости величина отгруженной продукции в бухгалтерском учете списывается записью:
Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 43 "Готовая продукция"
Если учет готовой продукции ведется по нормативной (плановой) себестоимости, то фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции отражается следующей записью:
1. Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 43 "Готовая продукция" — на нормативную (плановую себестоимость) отгруженной продукции.
2. Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" — на сумму отклонений фактической производственной себестоимости готовых изделий от их нормативной (плановой) себестоимости. При этом перерасход списывается обыкновенной записью, а экономия — сторнировочной.
В случае учета готовой продукции по сокращенной (цеховой) себестоимости ее величина в бухгалтерском учете списывается следующими записями:
Дебет счета 90 "Продажи" — на фактическую сокращенную (цеховую) себестоимость отгруженной продукции
Кредит счета 43 "Готовая продукция" — на фактическую нормативную (плановую) себестоимость отгруженной продукции; счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" — на сумму отклонений фактической сокращенной (цеховой) себестоимости готовых изделий от их нормативной (плановой) себестоимости; счета 26 "Общехозяйственные расходы" — на сумму общехозяйственных (условно-постоянных расходов).
Производственные предприятия от суммы реализованной продукции исчисляют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный налог.
Объектом налогообложения по НДС являются обороты по реализации товаров, выполненных работ и услуг и товары, ввозимые на территорию РФ.
Ставка НДС взимается в следующих размерах:
10% — по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ;
20% — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Порядок начисления и отражения в бухгалтерском учете НДС зависит от принятого метода реализации продукции.
При методе реализации продукции "по отгрузке" на сумму начисленного НДС в пользу бюджета в бухгалтерском учете осуществляют следующую запись:
Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом".
Погашение задолженности перед бюджетом производится независимо от того, поступили платежи от покупателей за реализованные им изделия или нет. Перечисление НДС в бюджет в бухгалтерском учете отражается записью:
Дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" Кредит счета 51 "Расчетный счет"
При методе реализации продукции "по оплате" задолженность производственного предприятия перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателями. Поэтому на сумму НДС по отгруженной продукции в бухгалтерском учете производят следующую запись:
Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
После поступления платежей от покупателей за реализованную им продукцию на сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет, в бухгалтерском учете производят следующую запись:
Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом"
Перечисление НДС в бюджет в бухгалтерском учете отражается записью:
Дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" Кредит счета 51 "Расчетный счет"
Производственные предприятия также могут быть плательщиками акцизного налога. Акцизы — это вид косвенных налогов, при помощи которых изымается в бюджет дифференциальный доход предприятия, возникающий у него при производстве некоторых видов продукции вследствие природных, транспортных и других, не зависящих от предприятия, причин. Перечень подакцизных товаров и размеры акцизов устанавливаются постановлением Правительства РФ. В частности, к подакцизным товарам относятся: нефть, природный газ, винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, ковры и ковровые изделия, одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя и некоторые другие изделия.
Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизной продукции в действующих отпускных ценах.
Учет расчетов с бюджетом по акцизам осуществляется на счете 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по акцизам". Начисление акциза в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по акцизам". Перечисление акцизного налога в бюджет отражают по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
В себестоимость отгруженной и реализованной продукции поставщики, кроме производственных расходов, включают также коммерческие расходы. Их списание при обоих методах реализации продукции в бухгалтерском учете отражается записью:
Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 44 "Расходы на продажу"
Необходимо отметить, что в международной практике преимущественно применяется метод реализации продукции "по отгрузке". К сожалению, в нашей стране этот метод широкого распространения еще не получил по следующим причинам:
♦ неплатежеспособность многих предприятий;
♦ отсутствие вексельного обращения;
♦ отсутствие страховых гарантий оплаты;
♦ несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания;
♦ невозможность создания текущих резервов сомнительных долгов (указанный резерв разрешается создавать лишь после окончания отчетного года) и др.
В соответствии с заключенными договорами между предприятиями может применяться предварительная форма оплаты намеченной к поставке продукции. В этом случае предприятие выписывает счет-фактуру и направляет ее покупателю. После получения этого документа покупатель платежным поручением переводит поставщику сумму платежа за продукцию. Поступившая сумма в бухгалтерии предприятия рассматривается как кредиторская задолженность и отражается следующей записью:
Дебет счета 51 "Расчетный счет";
Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
После отгрузки продукции она считается реализованной и в бухгалтерском учете списывается записью:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90 "Продажи"
В том случае, когда предварительная оплата производится в форме авансового платежа и непосредственно не связана с конкретной счет-фактурой, то поступившие от
покупателей платежи в виде аванса в бухгалтерском учете отражаются записью:
Дебет счета 51 "Расчетный счет"
Кредит счета 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
Одновременно производится начисление НДС, подлежащего взносу в бюджет, с суммы полученного аванса по установленной ставке. На сумму начисленного НДС в бухгалтерском учете делается следующая запись:
Дебет счета 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом"
При отгрузке продукции покупателям на сумму НДС вначале восстанавливается сумма полученного аванса. Эта операция в бухгалтерском учете отражается обратной записью:
Дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом"
Кредит счета 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
После этого в бухгалтерском учете отражаются все операции, связанные с реализацией продукции. Взаимозачет полученных авансов с дебиторской задолженностью в бухгалтерском учете отражается следующей записью:
Дебет счета 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Возможна ситуация, когда покупатель отказывается от отгруженных в его адрес готовых изделий, если груз послан ошибочно, с нарушением срока поставки, низкого качества продукции и по другим причинам. В этом случае в бухгалтерии производственного предприятия операции, связанные с отгрузкой и реализацией продукции, сторнируются. Тогда стоимость отгруженной продукции в бухгалтерском учете отражается записью:
Дебет счета 76 "Расчет с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 43 "Готовая продукция"
7.6. Учет коммерческих расходов
На предприятиях кроме расходов, связанных с производством продукции, возникают также расходы, связанные с ее отгрузкой и реализацией. Эти расходы называются коммерческими (внепроизводственными) и вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость продукции.
В соответствии с типовой номенклатурой к коммерческим расходам относятся:
♦ расходы по организации сбыта (маркетинговые операции);
♦ расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат, услуги своих вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковки, оплата затаривания и др.). Затраты на тару (упаковку) входят в коммерческие расходы, когда готовая продукция упаковывается на общезаводском складе. Если же упаковка (затаривание) осуществляется в производственных цехах до сдачи продукции на склад, то ее стоимость относится на производственную себестоимость;
♦ расходы по доставке продукции на станцию или пристань отправления, погрузке в вагоны и на суда, автомобили и другие транспортные средства, оплата железнодорожного тарифа или водного фрахта в тех случаях, когда цены на продукцию установлены франко-станция назначения, а также оплата услуг специализированных транспортно-экс-педиционных контор;
♦ комиссионные сборы торговым и сбытовым организациям за продажу ими продукции, которая на может быть реализована самим предприятием в общем порядке и передается этим организациям для реализации на комиссионных началах;
♦ затраты на рекламу: объявления в печати, на радио и телевидении, проспекты, каталоги, буклеты, участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором покупателям или посредническим организациям бесплатно, и др.;
♦ прочие расходы, связанные со сбытом продукции (хранение, подработка, подсортировка, анализ продукции и др.).
Затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые покупателями, в состав коммерческих расходов не включаются.
Для учета коммерческих расходов используют синтетический активный счет 44 "Расходы на продажу". Аналитический учет их ведется по статьям расходов в соответствии с утвержденной сметой.
Коммерческие расходы в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счетов:
10 "Материалы" — на стоимость израсходованных материалов и тары на упаковку продукции на складе;
23 "Вспомогательные производства" — на стоимость услуг вспомогательных производств по изготовлению тары, доставке продукции на станцию (пристань, аэропорт) отправления;
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" —
на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;
69"Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" — на сумму отчислений на социальные нужды от заработной платы работников, занятых упаковкой, сбытом и сопровождением продукции;
70"Расчеты с персоналом по оплате труда" — на оплату труда работников, связанных с упаковкой, затариванием готовой продукции на складе, погрузку ее на транспортные средства и сопровождением груза;
71 "Расчеты с подотчетными лицами" — на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами за транспортировку готовой продукции и ее выгрузку;
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" — на сумму расходов по рекламе, а также услуг транспортных организаций (железнодорожных и водных), оплаченных расчетными чеками за перевозку готовой продукции, и др.
Коммерческие расходы присоединяют к производственной себестоимости отдельных видов реализованной и отгруженной продукции по прямому признаку. И лишь в той их части, которая не может быть отнесена по прямому признаку, она распределяется между отдельными видами реализованной и отгруженной продукции пропорционально ее массе, объему и производственной себестоимости или стоимости по отпускным ценам. В связи с этим в текущем учете коммерческие расходы необходимо подразделять на прямые расходы, относимые на отдельные виды продукции по прямому признаку, и косвенные, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально той или иной условной базе. При этом база для распределения различных видов косвенных расходов, как правило, не может быть одинаковой, поэтому они должны распределяться по каждой статье коммерческих расходов в отдельности.
Присоединение косвенных расходов к прямым дает возможность определить общую величину коммерческих расходов по отдельным видам реализованной и отгруженной продукции.
Все выявленные коммерческие расходы распределяют между реализованной продукцией и остатком неотгружен-ной (нереализованной) продукции. При этом коммерческие расходы, относящиеся к реализованной продукции, в бухгалтерском учете списываются записью:
Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 44 "Расходы на продажу"
Коммерческие расходы, относящиеся к остатку неот-груженной (нереализованной) продукции, остаются на счете 44 "Расходы на продажу", а при составлении баланса отражаются по статье "Прочие запасы, затраты". Таким образом, на производственных предприятиях всегда возникает переходящий остаток коммерческих расходов, который необходимо учитывать при последующем их распределении. Вместе с тем в распределении коммерческих расходов возникают две стадии: на первой стадии производится распределение их между отдельными видами продукции, а на второй — между реализованной продукцией и остатком неотгруженных, еще нереализованных изделий.
В целом система построения синтетического и аналитического учета коммерческих расходов и последовательность расчетов распределения можно представить в виде схемы 1.
Производственные предприятия, имеющие незначительный объем сбытовых расходов, учет этих затрат могут организовать на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
7.7. Учет финансовых результатов от реализации продукции
На производственных предприятиях целью отражения хозяйственных операций по выпуску и реализации готовых изделий на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата (прибыль или убыток) от реализации продукции. Расчет финансового результата производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции.
Для обобщения информации о реализации готовой продукции, а также определения ее финансовых результатов предназначен счет 90 "Продажи". По кредиту этого счета отражается выручка от реализации продукции по отпускным ценам, а по дебету — производственная себестоимость реализованной продукции, коммерческие расходы, сто
имость тары, оплачиваемые сверх цены продукции, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие расходы. Таким образом, по дебету счета 90 "Продажи" отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, налоги и отчисления, а по кредиту — суммы, предъявленные покупателям для оплаты по отпускным ценам.
По окончании месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту счета 90 "Продажи". Путем сопоставления кредитового оборота с дебетовым выявляется финансовый результат от реализации продукции (прибыль или убыток). Если кредит счета 90 "Продажи" окажется больше, чем дебет, то получена прибыль, которая в конце месяца полностью списывается на увеличение прибыли предприятия и в бухгалтерском учете отражается записью:
Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 99 "Прибыли или убытки"
В случае, когда дебет счета 90 "Продажи" окажется больше, чем кредит, то получен убыток, который списывается на уменьшение прибыли предприятия. При этом в бухгалтерском учете производится следующая запись:
Дебет счета 99 "Прибыли или убытки" Кредит счета 90 "Продажи"
Отражение убытка от реализации продукции вышеназванной записью предусмотрено действующей инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций (2001 г.). К сожалению, указанная методология списания сумм убытков на практике порой приводит к ошибочному завышению объемов реализации продукции, что, в свою очередь, искажает налогооблагаемую базу по расчетам налогов, сборов и отчислений, для которых базовым показателем является объем реализации продукции. В связи с этим целесообразнее было бы убыток от реализации продукции отражать следующей сторнировочной записью:
Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 99 "Прибыли или убытки"
В этом случае не происходит завышения объема реализации продукции. Кроме того, достигается единообразие при отражении финансового результата от реализации продукции.
Производственные предприятия к счету 90 "Продажи" могут открывать следующие субсчета для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж: 90-1 "Выручка от продаж"; 90-2 "Себестоимость продаж"; 90-3 "Налог на добавленную стоимость"; 90-4 "Акцизы"; 90-5 "Экспортные пошлины"; 90-6 "Налог с продаж"; 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" и др.
Записи по указанным выше субсчетам производятся накопительно в течении отчетного года. По окончании каждого месяца сумма итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6 сопоставляются с итогом кредитового оборота по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму необходимо списывать заключительным оборотом отчетного месяца со счета 90-9 на счет 99 "Прибыли и убытки". В этом случае синтетический счет 90 "Продажи" на конец месяца остатка не имеет. Однако все субсчета этого счета имеют либо дебетовое, либо кредитовое сальдо, величина которого накапливается, начиная с января отчетного года. При этом необходимо иметь в виду, что до конца отчетного года по всем субсчетам счета 90 "Продажи" никаких списаний не должно быть.
В декабре отчетного года, после списания финансового результата за указанный месяц, все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9), должны закрываться внутренними записями на субсчет 90-9. В ре-
зультате произведенных записей на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов сальдо иметь не будет.
Вышеизложенный порядок отражения операций по счету 90 "Продажи" позволяет не только исчислить результат от продажи продукции (работ, услуг) за отчетный месяц, но и предоставляет информацию, необходимую для формирования накопительных данных к отчету о прибылях и убытках.