Определение миссии и целей организации. Эталонные стратегии Тип стратегии Сущность стратегии Главные функции Примеры
Эталонные стратегии
Тип стратегии | Сущность стратегии | Главные функции | Примеры |
1.Концентрированный рост (за счет одного фактора (продукция, рынок, технология)) | 1.1.Усиление позиции на рынке (тот же рынок с тем же продуктом) | Маркетинг Производство | Рост продаж |
1.2.Развитие рынка (новый рынок того же продукта) | Маркетинг Производство | Завод "Кока-кола" | |
1.3.Развитие продукта (новый продукт на том же рынке) | НИОКР Производство Маркетинг | Новая ветка | |
2.Интегрированный рост (за счет присоединения смежных отраслей) | 2.1.Обратная вертикальная интеграция (поглощение поставщиков) | Производство Инвестиции | |
2.2.Вертикальная интеграция вперед (поглощение отраслей сбыта) | Маркетинг Инвестиции | ||
3.Диверсификация (объединение производства разных отраслей) | 3.1.Концентрическая диверсификация (новые продукты и рынки на общей технологической базе) | НИОКР Производство Маркетинг | Промышленная электроника; космос; микроволновые печи; военное производство |
3.2.Горизонтальная диверсификация (новые продукты, новая технология на том же рынке) | НИОКР Производство Маркетинг | Проигрыватели лазерных компакт-дисков на рынке аудиоаппаратуры | |
3.3.Конгломератная диверсификация (приобретение производств чуждых отраслей) | Финансы | ||
4.Стратегии сокращения | 4.1.Ликвидация (уход с рынка, прекращение производства) | Финансы Производство | Закрытие военных заводов |
4.2."Сбор урожая" (максимально долгое присутствие на рынке того же продукта без изменений) | Производство | Производство грампластинок в эпоху лазерных дисков | |
4.3.Сокращение объемов (продажа части предприятий для мобилизации ресурсов) | Производство Финансы | Сокращение производства сельхозтехники | |
4.4.Сокращение расходов | Финансы Администрация | Сокращение аппарата управления |
Определение миссии и целей организации
Процесс стратегического планирования начинается с формулирования миссии и определения целей организации. Миссия– основная общая цель организации, четко выраженная причина и смысл ее существования. Миссия детализирует статус фирмы, обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегии организации на различных уровнях организации.
Целиорганизации формулируются и устанавливаются на основе общей миссии. По срокам цели делятся на: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1-3 года); долгосрочные (3 и более лет). Общие цели организации являются основой для постановки целей ее подразделений, таким образом, складывается иерархия целей. Цели должны быть не противоречивыми и достижимыми, чтобы не порождать различные конфликты, разрушающие организацию
Рис. Требования к целям
- прибыльностьможет выражаться в таких понятиях как объем прибыли, рентабельность, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж;
- рынки:доля рынка, относительная доля рынка, объем продаж в денежном и натуральном выражении;
- производительность:количество единиц продукции на одного рабочего за единицу времени, издержки на единицу продукции;
- продукция:ввод новой продукции в течение определенного срока времени;
- финансы:оборотный капитал, движение денежной наличности, выплата дивидендов, стоимость акции (например, «Снизить долгосрочную задолженность до 8 млн в течение 5 лет», «Увеличить оборотный капитал до 5 млн. долларов в течение 3 лет»);
-· производственные мощности, здания, сооружения:количество единиц продукции в месяц, постоянные издержки;
-· исследования и внедрение новшеств;
-· организация: изменения в организационной структуре;
-· человеческие ресурсы: показатели невыхода на работу, количества жалоб, часов профессионального обучения, уровень заработной платы, текучесть кадров и т.д.
Список рекомендуемой литературы:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003.-528с.
2. Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента. — 3-е изд. — М.: «Вильямс», 2007. – 672с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504с.
4. Глухов В.В Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.- 608с.
5. Эриашвилли Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг: учебн. пособие вузов, специальностей «Издательское дело и редактирование», «Книгораспространение», «Менеджмент» / Н.Д. Эриашвилли, В.К. Старостенко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 303с.
6. Веснин В.Р. Стратегическое управление / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2004. – 328с.
7. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2004. – 472с.
8. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум / В. Н. Глумаков [и др.]. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 187с.