Глава 1. Понятия, виды и правила проведения налоговых проверок

Содержание

Введение. ...................................................................................................................3

Глава 1. Понятия, виды и правила проведения налоговых проверок. .......5

1.1 Сущность, цели и виды налоговых проверок. .................................................5

1.2 Организация и проведение камеральной налоговой проверки. ....................7

1.3 Организация и проведение выездной налоговой проверки. ........................12

Глава 2. Меры по совершенствованию проведения налоговых

проверок................................................................................................................ 20

2.1 Проблемные вопросы налоговых проверок и пути их разрешения. ...........20

2.2 Перспективы и тенденции налогового контроля. .........................................25

Заключение. ...........................................................................................................31

Библиографический список. ..............................................................................34

Приложения. ..........................................................................................................36

Введение

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономки. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства.

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.

Однако эффективность налогового контроля не означает его целостности. Ведь чем большее число налогоплательщиков проверяется, тем более поверхностны такие проверки.

Чтобы этого не происходило, главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов Российской Федерации в настоящее время определено усиление роли и значимости налоговых проверок. Налоговые проверки обладают рядом существенных достоинств, которые заключаются в наборе определенных полномочий проверяющих органов.

Актуальность темы обусловлена тем, что налоговые проверки остаются существенным источником пополнения бюджета и они предназначены для выявления теневой экономики и выявления налоговых правонарушений.

Цель данной работы - всесторонне рассмотрение института налоговых проверок, его анализ с точки зрения налогового законодательства Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность, цели и задачи налоговых проверок.

2. Рассмотреть и проанализировать методику проведения налоговых проверок.

3. Показать меры по совершенствованию проведения налоговых проверок.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой регламентации налоговых проверок.

Предмет исследования - нормы конституционного, административного, финансового, налогового права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация налоговых проверок.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе: сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический, метод технико-юридического анализа и другие методы, используемые в ходе правовых исследований. Использование данных методов познания позволило изучить рассматриваемые объекты в целостности, взаимосвязи, всесторонне и объективно.

Степень разработанности темы данной работы в научной литературе достаточно высока. Об этом свидетельствуют многочисленные учебные, научные издания, монографии и статьи в периодических изданиях.

При написании работы использовались научные материалы и статьи следующих авторов: О.Г. Алексеева, Л.В. Антокольская, С.А. Муратова, Л.Н. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, А.Р. Танкевич, А.В. Таволжанская, О.М. Толстикова, Е.А. Чефранова, Н.С. Шерстнева, и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Понятия, виды и правила проведения налоговых проверок

1.1 Сущность, цели и виды налоговых проверок

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе, и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

Налоговая проверка является формой контроля налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в целях принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взыскания недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля. Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации[1]. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

Целью проведения налоговых проверок является установление своевременного и правомерного исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Общей классификацией налоговых проверок является подразделение последних на камеральные и выездные.

Участникам налоговых проверок являются лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ наделены полномочиями либо имеют права и обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой проверки[2].

По функциональному критерию участников налоговой проверки можно подразделить на следующие группы:

1) субъекты, осуществляющие налоговую проверку: уполномоченные органы, налоговые органы;

2) субъекты, деятельность которых проверяется в ходе налоговой проверки: налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов, банки;

3) субъекты, которые могут быть привлечены к участию в налоговой проверке: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, понятые.

В качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т.д.; а в качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, т.е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д.

На основе проверки бухгалтерских документов проводится контроль правильности совершенных операций, устанавливаются факты совершения налоговых правонарушений, их причины. При исследовании документов используются различные приемы и способы проверки. При этом отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет ответственность по ст. 120 НК РФ[3].

При проведении налоговых проверок можно выделить следующие этапы:

1) подготовка к проведению налоговой проверки, включающая изучение дела налогоплательщика, т.е. документов, имеющихся у налоговых органов (деклараций, балансов, отчетов, расчетов по налогам и т.д.);

2) проведение налоговой проверки;

3) оформление результатов налоговой проверки.

1.2 Организация и проведение камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка является наиболее массовым видом проверок и практически всеобъемлющей формой налогового контроля.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка -это проверка производимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а так же других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа[4]. Проверка осуществляется в рамках текущей работы соответствующего подразделения налогового органа без специального на то разрешения о проведении камеральной налоговой проверки.

В рамках камеральной налоговой проверки осуществляется:

1) контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

2) выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

3) подготовка аналитической информации для отбора объектов для проведения выездной налоговой проверки;

4) привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Объектом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации, представленные налогоплательщиком в налоговую инспекцию. Источниками информации для проверки данных, указанных налогоплательщиком в налоговой декларации являются:

1) формы бухгалтерской отчетности;

2) документы налогоплательщика, представленные им при государственной регистрации и постановке на налоговый учет;

3) налоговые декларации и бухгалтерская отчетность за предыдущие налоговые периоды;

4) информация, поступающая в налоговую инспекцию от государственных органов;

5) информация, полученная налоговыми органами в ходе контрольной работы;

6) а также иные документы, представленные налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной налоговой проверки, сравнительно небольшой, но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяет обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчислении налоговой базы.

Ст. 88 НК РФ установлен срок проведения камеральной налоговой проверки, который составляет три месяцасо дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Камеральная налоговая проверка проводится должностными лицами отделов камеральной проверки в соответствии с их должностными обязанностями по месту нахождения налоговой инспекции. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. НК РФ не предусмотрено информировать налогоплательщика о начале камеральной налоговой проверки.

В случае обнаружения ошибок в налоговой декларации, налогоплательщику представляется требование, что в течение пяти днейон обязан предоставить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок[5].

Камеральная налоговая проверка проводится в следующем порядке:

1) проверка своевременности и полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности;

2) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности;

3) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и боров, подлежащих уплате в бюджет;

4) проверка обоснованности применения налогоплательщиком ставок налога и использования льгот;

5) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы посредствам камерального анализа.

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлении по месту учета налогоплательщика на бумажном носителе и в электронном виде.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажном носителе или дата отправки заказного письма с описью вложения.

На втором этапе камеральной налоговой проверки сотрудники налогового органа подвергают визуальному контролю все полученные документы на наличие ряда обязательных реквизитов:

1) полного наименования налогоплательщика;

2) идентификационного номера налогоплательщика;

3) кода причины постановки на учет;

4) периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;

5) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций налогоплательщика.

В случае отсутствия какого-либо из указанных реквизитов, сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения[6].

На третьем этапе осуществляется проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджетную систему.

На четвертом этапе сотрудники налоговых органов проверяют обоснованность применяемых налогоплательщиком ставок налога, правомерности использования льгот по налогу и их соответствие действующему налоговому законодательству.

Основным этапом камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы. С этой целью проводится:

1) анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода;

2) сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;

3) оценки достоверности информации на основе имеющейся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика;

4) сравнительный анализ динамики показателей налоговой отчетности и уровня потребления налогоплательщиком топливных, энергетических и других видов ресурсов;

5) сопоставление данных отчетности с данными аналогичных по виду экономической деятельности и размерам оборота налогоплательщиков.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию[7].

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения все же будет установлен факт нарушения законодательства о налогах о сборах, составляется акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

1.3 Организация и проведение выездной налоговой проверки

Целью проведения выездной налоговой проверки является обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. Проведение выездных налоговых проверок призвано решать несколько задач:

1) выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

2) предупреждение возможных налоговых правонарушений в будущем.

В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации, а также фактическое состояние объектов налогообложения. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа.

Выездные проверки делятся на:

1) комплексные – проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам;

2) тематические – по одному или нескольким налогам либо по отдельным вопросам.

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

1) вынесение решения о назначении проверки;

2) проведение проверки непосредственно;

3) составление справки о проведенной проверке;

4) составление акта проверки;

5) вынесения решения по материалам проверки.

Решение о проведение проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Оно должно содержать следующие сведения:

1) наименование налогового органа;

2) номер решения и дату его вынесения;

3) наименование налогоплательщика;

4) идентификационный номер налогоплательщика;

5) код причины постановки на учет;

6) периоды финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за которые проводится проверка;

7) фамилии, имена и отчества, должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы;

8) подпись лица, вынесшего решение, с указание его ФИО, должности и классного чина[8].

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Такое допускается только в случае:

1) реорганизации или ликвидации налогоплательщика;

2) проведения проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

По общему правилу проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение проверки для:

1) истребования документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого лица;

2) получение информации от иностранных государственных органов;

3) проведения экспертиз.

По прибытии в организацию проверяющая группа в лице своего руководителя представляет руководству организации свои полномочия по вопросам проведения выездной налоговой проверки.

Налогоплательщик обязан выполнить требования должностных лиц по их допуску в помещение и на территории, в которых должна проводиться проверка, представит необходимые для проверки документы.

В случае воспрепятствования доступу проверяющей группы на территорию организации или в помещение, руководителем группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате. В случае, если налогоплательщик отказывается подписывать данный акт, в нем делается соответствующая запись[9].

К мероприятиям налогового контроля, осуществляемым при проведении налогового контроля, относятся:

1) осмотр (обследование) помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержание объектов налогообложения;

2) истребование документов;

3) выемка документов и предметов;

4) проверка денежного оборота, а также денежных и расчетных документов;

5) инвентаризация имущества налогоплательщика;

6) привлечение экспертов и специалистов, участие переводчика. Понятых и свидетеля.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговый орган из внутренних и внешних источников[10].

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения проверки анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней:

1) анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамика, позволяющий выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

2) анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамика, проводимы по каждому виду налога с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

3) анализ показателей налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода;

4) анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Приоритетными для включения в план проверки являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и результаты проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях[11].

При формировании проекта плана выездной налоговой проверки обязательному включению подлежат:

1) крупнейшие налогоплательщики – не реже одного раза в год;

2) основные налогоплательщики – не реже одного раза в три года;

3) налогоплательщики, подлежащие включению в план выездных налоговых проверок в связи с их ликвидацией или реорганизацией;

4) налогоплательщики, подлежащие включению в план выездных налоговых проверок в связи с поручение вышестоящих налоговых органов, мотивированными запросами правоохранительных органов и других налоговых органов;

5) налогоплательщики – участники схем уклонения от налогообложения и схем минимизации сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;

6) налогоплательщики, подлежащие включению в план выездных налоговых проверок на основании целенаправленного отбора.

Работа налогового органа по проведению выездной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства организуется на основе ежеквартального составления планов проведения проверки налогоплательщиков, утверждаемых руководителем налогового органа.

План проведения выездной налоговой проверки должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование налогоплательщика;

2) ИНН и КПП налогоплательщика;

3) номер и дата акта ВНП;

4) виды налогов, сборов, других обязательных платежей, подлежащих проверке;

5) сведения об участии в предстоящей проверке правоохранительных органов;

6) период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подлежащий проверке;

7) ФИО начальника отдела, ответственного за проведение проверки;

8) основание для назначения проверки;

9) сумма предполагаемых доначислений;

10) отметка о корректировке плана проверки;

11) отметка об исполнении.

Планы проведения проверки утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

По окончании выездной проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. В течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверки составляется акт проверки, подписываемый проверяющими и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

В акте указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых. А также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт состоит из:

1) вводной части: представляет собой общие сведения о плательщике;

2) описательной части: содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этим фактом обстоятельств имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки;

3) итоговой части: содержит сведения об общих суммах неуплаченных налогов, предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, вывода проверяющих о наличии признаков налогового правонарушения.

К акту выездной налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются:

1) решение руководителя налогового органа о проведении проверки;

2) уточненные расчеты по видам налогов;

3) акты инвентаризации, заключения экспертов, протоколы допроса свидетелей, осмотра производственных, складских, торговых и иных помещений;

4) справка о проведенной проверке.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах, один из которых оставляется на хранение в налоговом органе, другой вручается руководителю проверяемой организации. В случае участия в проверке сотрудников правоохранительных органов для них составляется третий экземпляр.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решении:

1) о привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушение составляется в одном экземпляре. При этом копия решения передается проверяемому лицу. А также в правоохранительный орган в случае его участия в налоговой проверке.

Решение налогового органа состоит из трех частей:

1) вводной: содержит общие сведения о проверяемом плательщике;

2) описательной: излагаются обстоятельства налогового правонарушения, документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства отягчающие ответственность, оценка представленных плательщиком доказательств, опровергающие факты, выявленные проверкой.

3) результативной: указываются размер выявленной недоимки по каждому налогу и суммы начисленных пеней, а также подлежащий уплате штраф, приводятся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения.

По выявленным нарушениям, за которые налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности. Должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении, исполнение которого производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Наши рекомендации