Проектирования и требования к курсовому проекту

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к курсовому проекту по дисциплине «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»

для студентов по специальности 190602 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» по направлению подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Якутск – 2012г.

Составитель: Федорова О.А. ,старший преподаватель кафедры «ЭАТ и АС»

Методические рекомендации к курсовому проекту по дисциплине «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ» для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 190602 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» по направлению подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Данные методические указания предназначены для выполнения курсового проекта по дисциплине «Бизнес-планирование» студентами по специальности 190602 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» по направлению подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Результаты исследования, полученные в проекте, в дальнейшем могут использоваться при выполнении дипломного проекта.

Методические указания утверждены на заседании кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис»

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Заведующий кафедрой __________________/ Друзьянова В.П./

(подпись)

Методические указания утверждены на заседании Учебно-методической комиссии

Автодорожного факультета «____»___________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/Семенова О.П./

(подпись)

Методические указания утверждены на заседании УМС СВФУ «____»____________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМС __________________/ Присяжный М.Ю/

Секретарь УМС _______________________/ ./

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курсовой проект по бизнес-планированию – последний курсовой проект, после подготовки и защиты которого будущий специалист может приступить к выполнению дипломного проекта. При выполнении настоящего курсового проекта студенты должны продемонстрировать свои способности в практической интеграции своих знаний основных экономических дисциплин, необходимых при подготовке бизнес-плана: планиро­вании, маркетинге, организации и управлении производством, трудом, финансами предприятия. Курсовой проект по бизнес-планированию должен показать способность студента решать управленческие задачи в рамках реально существующего бизнеса.

Задачанастоящих методических указаний – дать студенту рекомендации по тематике, порядку подготовки, содержанию и оформ­лению курсового проекта, помочь ему правильно организовать работу над ним.

I. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КУРСОВОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Курсовое проектирование является самостоятельной работой сту­дента и позволяет преподавателям определить уровень знаний, полу­ченных при изучении соответствующих дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Основными учебно-методическими задачами курсового проектирова­ния являются:

1. Выявление глубины и основательности усвоения студентами зна­ний, в первую очередь, бизнес-планирования, а также дисциплин, методы которых применяются в бизнес-планировании.

2. Определение степени овладения навыками проведения научных и управленческих исследований и проектирования, умения применять выводы и положения науки к решению конкретных производственно-хозяйственных задач.

3. Выявление методических и организаторских способностей студента к реализа­ции на практике разработанныхим предложений.

Общая формулировка требований к курсовому проекту может быть определена следующим образом:

1. Курсовой проект должен разрабатываться на конкретных производственных материалах, его тема должна быть обусловлена реальными производст­венными задачами предприятия, на котором студент проходил практику или работает. Курсовой проект должен содержать конкретные разработки по управлению предприятием.

3. Курсовой проект должен носить комплексный характер, т.е. в процессе его выполнения должны рассматриваться макроэкономические, социальные, научно-технические, маркетинговые, финансово-экономические, производственно-технологические, организационные стороны объекта проектирования.

4. Предложения и выводы курсового проекта должны иметь высокий уровень критериального обо­снования выбора методов исследования и проектирования.

5. Курсовой проект должен содержать элементы новизны для предприятия в постановке задачи, методах их решения, критериальном обеспечении, методах исследования сложившейся производственной ситуации и проектирования управленческих изменений, организации реализации предложений курсового проекта, определении его эффективности.

6. Объем курсового проекта может колебаться в пределах 30-50 страниц машино­писного текста. Защита курсового проекта представляет собой доклад студента по итогам работы (не более 7 минут), ответы на вопросы комиссии по защите.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

И ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ЕГО РАЗДЕЛАМИ

Содержание и состав разделов курсового проекта определяются сложностью избран­ной темы, особенностями объекта исследования, объемом и характером используемого материала. В любом случае курсовой проект должен содержать следую­щие основные разделы (табл. 1).

Таблица 1 - Структура курсового проекта

Наименование и объем разделов Краткое содержание разделов
Введение 1-2 стр. Постановка и формулирование целей и задач курсового проекта
Общая характеристика предприятия, 5-10 стр. Описание системы деятельности, исполнительского и управленческого бизнес-процессов предприятия. Анализ управленческого бизнес-процесса на предмет выявления процессов проектирования деятельности предприятия. Оценка сильных и слабых сторон предприятия. Выявление основных затруднений в деятельности предприятия. Определение предмета бизнес-планирования. Обоснование значимости выбранного предмета планирования для данного предприятия.
Теоретические основы бизнес-планирования, 5-10 стр. Теоретический анализ методов бизнес-планирования (исследования и проектирования) по всем разделам бизнес-плана. Определение возможных критериев выбора методов бизнес-планирования (исследования и проектирования).
Проект процесса бизнес-планирования, 15-20 стр. Разработка бизнес-процесса бизнес-планирования с оценкой эффективности выбора каждого применяемого метода планирования и выбором критерия эффективности для каждого раздела бизнес-плана.
Организация изменений в процессе бизнес-пла-нирования, 5-10 стр. Разработка плана организационных изменений в управленческом бизнес-процессе предприятия в соответствии с разработанным бизнес-процессом бизнес-планирования. Оценка возможностей осуществления предлагаемых изменений и объема инвестиций в осуществление предлагаемых изменений. Разработка рекомендаций, обеспечивающих реализацию плана организационных изменений. Оценка эффективности организационных изменений.
Заключение, 1-2 стр. Краткое описание проделанной работы. Выводы и рекомендации по результатам работы.

Содержание разделов курсового проекта имеет свою специфику, однако общие рекомендации, которые могут быть использованы независимо от избранной темы, сводятся к следующим моментам.

Введение. Введение должно содержать краткую характеристику избранной темы, обоснование её актуальности, важности рассматриваемых в курсовом проекте вопросов для повышения эффективности деятельности предприятия. Студент должен аргументировать выбор объекта исследования, сформу­лировать цель курсового проекта и основные задачи, решения которых предусматрива­ются в курсовом проекте. При необходимости там же указываются ограничения и условности представляемого проекта в связи с его учебным характером.

Общая характеристика предприятия. В этой части студент должен показать результаты своих исследований управленческой ситуации на предприятии. Для этого рекомендуется описать систему деятельности, исполнительского и управленческого бизнес-процессов предприятия.

Основными источниками информация для исследования являются локальные нормативные акты предприятия (устав, приказы, инст­рукции, положения и т.п.) и данные специальных самостоятельно проведенных наб­людений и обследований, а также первичная документация (наряды, личные кар­точки и др.), планы и проекты, и пр.

При описании системы деятельности рекомендуется особое внимание уделить определению заказчика деятельности исследуемого предприятия. Заказчиком могут быть следующие лица:

· потребители продукции предприятия;

· инвесторы или собственники предприятия;

· поставщики ресурсов (кредиторы, профсоюзы, менеджмент).

Только на основании этого исследования можно определить миссию деятельности предприятия и сформировать базовые критерии принятия решений для осуществления всей последующей разработки курсового проекта.

При описании бизнес-процессов рекомендуется разделить их на этапы, указав для каждого этапа основные элементы деятельности: сырье, продукт, средство, способ применения средства, требования к способностям деятеля, норму деятельности. При объединении этапов в «цепочки» – кооперативные деятельности рекомендуется указать основной или сервисный характер деятельности на данном этапе. Основной – производит продукт, который для последующего этапа является сырьем, а у сервисного – средством деятельности. Рекомендуется также учесть, что значительная часть этапов бизнес-процессов предприятия находится вовне исследуемого предприятия. Особенно это характерно для сервисных этапов, а в отношении предприятий малого бизнеса – и для значительной части основных этапов бизнес-процесса. Рекомендуется учесть, что вышеуказанные потенциальные заказчики, не являющиеся для предприятия реальными заказчиками, скорее всего, являются ресурсами для каких-то этапов бизнес-процесса предприятия.

При анализе управленческого бизнес-процесса рекомендуется выделить три группы экспертных сервисов управленца (осуществляющих функции преодоления затруднений управленца в согласовании заказов, построении проекта деятельности или обеспечении его реализуемости) и одну – методических сервисов управленца (осуществляющих функцию преодоления затруднения управленца во взаимодействии с экспертными сервисами). При этом нужно учитывать, что экспертные сервисы производят документы, являющиеся «сырьем» для других сервисов или управленца, а методические – средства для переработки этого «сырья».

При оценке сильных и слабых сторон предприятия рекомендуется локализовывать затруднения не только на определенном этапе бизнес-процесса, но и на определенном элементе деятельности с целью максимально точно определить возможные предметы бизнес-планирования.

При определении предмета бизнес-планирования рекомендуется из числа выявленных затруднений выбрать то, которое при предварительном анализе (по критериям, прямо вытекающим из определенного выше типа заказчика данного предприятия) может принести ему наибольший эффект. Для предприятия малого бизнеса рекомендуется по возможности взять все выявленные затруднения. В этом случае бизнес-планирование будет носить комплексный характер.

Теоретические основы бизнес-планирования. Работу над этой частью рекомендуется осуществлять параллельно со следующим разделом курсовой работы. Предназначение этого раздела – показать способность студента концептуально обеспечивать процесс проблематизации выявленных затруднений предприятия.

При теоретическом анализе методов бизнес-планирования студенту рекомендуется показать свои знания всех возможных методов исследования и проектирования, применимых в каждом из предполагаемых разделов проектируемого бизнес-плана.

При определении возможных критериев выбора методов бизнес-планирования рекомендуется для каждой группы методов выявить общие для них параметры, т.е. построить абстрактную модель данной группы методов бизнес-планирования. Набор этих параметров и является набором возможных критериев выбора конкретного метода.

При определении критериальных параметров не следует игнорировать то, что кроме специфических параметров подавляющее большинство методов обладают общими для всех параметрами: стоимостью, сроком реализации, трудоемкостью, точностью, доступностью источников информации и необходимых специалистов и т.п.

Проект процесса бизнес-планирования. Это наиболее сложная и ответственная часть курсового проекта. Именно здесь проявляется умение студента ре­шать на научной основе конкретные задачи бизнес-планирования. Разработку этого раздела рекомендуется осуществлять одновременно с предыдущим разделом.

При выборе критерия эффективности для каждого раздела бизнес-плана рекомендуется из набора параметров абстрактной модели группы методов бизнес-планирования выбрать критериальный параметр на основании базовых критериев, вытекающих из интересов заказчика предприятия, целей бизнес-плана и роли данного раздела в процессе разработки бизнес-плана.

При оценке эффективности выбора каждого применяемого метода бизнес-планирования рекомендуется воспользоваться выбранным критерием эффективности. Набор выбранных методов бизнес-планирования рекомендуется взять за основу для определения бизнес-процесса разработки бизнес-плана.

При разработке бизнес-процесса бизнес-планирования рекомендуется разделить этот бизнес-процесс на этапы до уровня отдельных специалистов, указав для каждого из них все элементы деятельности:

· «сырье» – исходные информационные документы;

· продукт – итоговый документ, например, раздел бизнес-плана;

· средство – конкретный метод бизнес-планирования;

· способ применения средства – количественные параметры применения этого метода;

· требования к способностям деятеля – профессия, квалификация, специальность и т.п.,

· норму деятельности – документ, фиксирующий порядок работы деятеля (договор, должностная инструкция, положение о разработке бизнес-плана на предприятии, приказ о выполнении работ и т.п.);

· источники введения соответствующих ресурсов в деятельность (т.е. поставщики «сырья», методов и деятелей).

Последовательная цепочка поставщиков «сырья» будет основным бизнес-процессом бизнес-планирования, поставщики методических средств – их сервисами.

Организация изменений в процессе бизнес-планирования. В этом разделе курсового проекта студент должен показать свою способность переходить из процесса проектирования в процесс реализации проекта.

В этом разделе курсового проекта студент должен показать свою способность переходить из процесса проектирования в процесс реализации проекта.

При разработке плана организационных изменений в управленческом бизнес-процессе предприятия в соответствии с разработанным бизнес-процессом бизнес-планирования рекомендуется определить, какие из ресурсов разработанного бизнес-процесса имеются на предприятии, а какие необходимо привлечь извне. В отношении этих вновь привлекаемых ресурсов рекомендуется определить, на каких условиях они могут быть привлечены. При выборе конкретных условий привлечения ресурсов рекомендуется пользоваться ранее разработанными критериями выбора методов бизнес-планирования. Особое внимание рекомендуется уделить применению инвестиционных критериев этого выбора.

При оценке возможностей осуществления предлагаемых изменений и объема инвестиций в эти изменения рекомендуется применить соответствующие финансовые методы бизнес-планирования.

При разработке рекомендаций, обеспечивающих реализацию плана организационных изменений, рекомендуется оценить риски осуществления предлагаемых изменений и разработать пути минимизации этих рисков в соответствии с соответствующими методами управления рисками.

При оценке эффективности организационных изменений рекомендуется воспользоваться базовыми критериями, прямо вытекающими из интересов заказчика предприятия.

Заключение. Дается краткий итог проведенного проектирования. В сжатом виде формулируются важнейшие выводы, к которым пришел сту­дент в результате проделанной работы, систематизируется его предложения по решению рассматриваемых вопросов, обобщается данные об их эффективности.

В случае, если разработанный проект бизнес-планирования достиг целей проектирования по всем принятым в проекте критериям, то указывается, на какие прочие факторы, ситуации, затруднения в деятельности предприятия следует обратить внимание при его реализации. В случае, если разработанный проект бизнес-планирования не достиг целей проектирования по какому-либо принятому в проекте критерию, то указывается, характер этого затруднения (типы затруднений см. ниже в рекомендациях по выбору темы курсового проекта), и, в случае его методического характера, делается вывод об обнаружении научной проблемы.

В состав курсового проекта могут быть включены приложения, содержащие нормативные и справочные материалы предприятия, выдержки из публичных нормативных актов, ГОСТов и других методических документов, с помощью которых осуществлялось проектирование. В обязательном порядке в состав курсового проекта входят список используемой литературы и содержание основных разделов ра­боты.

В соответствии с особенностями объекта проектирования структура курсового проекта может быть изменена студентом после консультаций с руководителем.

Наши рекомендации