Требования, предъявляемые к курсовому проекту

Курсовой проект должен показать глубокое знание экономической сущности решаемой задачи, умение получать обоснованные оптимальные решения, приемлемые для практического использования в производстве. При этом необходимо исходить из системного подхода, рассматривая сельскохозяйственное предприятие как сложноорганизованную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Полученный оптимальный план должен иметь обоснованное технологическое и экономическое содержание. В нем должно быть раскрыто содержание и характеристика технолого-экономических коэффициентов переменных величин, обоснованы альтернативные (возможные) варианты, критерии оптимальности.

Экономическое обоснование полученных оптимальных решений должно отражать знание моделируемых реальных производственных ситуаций с учетом биологических, технологических и других факторов, взаимосвязей и межотраслевых пропорций.

Курсовой проект должен показать умение студента использовать в экономико-математическом моделировании основные экономические категории: цены, производительность труда, себестоимость, рентабельность, прибыль, а также знание технологии выращивания сельскохозяйственных культур, агробиологических требований к их производству, технологии и особенностей производства животноводческой продукции в сельскохозяйственных, специализированных, агропромышленных и других предприятиях.

Курсовой проект должен свидетельствовать об уровне подготовки студента в области моделирования, его умении представлять экономические и технологические процессы в математической форме.

3.Объем, структура и содержание курсового проекта.

Общий объем курсового проекта не должен превышать 45 страниц (без приложений). Курсовой проект должен состоять из введения, теоретической, аналитической, проектной частей, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений. Во введении (2-3 стр.) обосновывается актуальность темы, достигнутые результаты, перспективы и тенденции развития в России и за рубежом, место изучаемой модели задачи в системе экономико-математических моделей и общенаучных проблем, необходимость и возможность применения экономико-математических методов, цель исследования применительно к избранному объекту,

задачи и методы исследования, объект исследования, источники информации и литературные.

В теоретической части (5-7 стр.) дается анализ разработанных отечественных и зарубежных моделей по теме курсового проекта, их отличительные признаки и обоснование выбранной, наиболее приемлемой модели, отражающей конкретные условия.

Анализ модели должен содержать различные варианты математической модели, критериев оптимальности рассматриваемой экономико-математической задачи и методов (алгоритмов) получения ее решения, краткую характеристику альтернативных (возможных) вариантов постановки данной задачи и их анализ, в результате которого автор должен обосновать выбор принятого варианта модели в области статических, линейно-динамических и стохастических типов задач, а также дальнейших перспективных разработок.

Методика исследований показывает пути достижения поставленных целей, обосновывает выбор математических и технических средств их реализации на ЭВМ. Здесь необходимо обосновать последовательность выполнения определенных действий и расчетов, т.е. логическую схему выполнения работы.

В аналитической части описываются природно-климатические и экономические условия сельскохозяйственного предприятия, где студент проходил производственную практику. Анализируются основные экономические показатели, характеризующие уровень его развития не менее чем за 5 последних лет по сравнению со среднерайонными этого же периода сельскохозяйственного производства: структура валовой и товарной продукции, сельскохозяйственных угодий, обеспеченность и использование основных фондов, трудовых ресурсов; уровень интенсивности и показатели экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

Проектная часть курсового проекта посвящается разработке числовой экономико-математической модели задачи. Здесь центральное место отводится обоснованию входной информации на базе, которой осуществляется построение числовой экономико-математической модели. Входную информацию необходимо готовить с учетом фактически сложившейся тенденции (за последние 5 лет). При обосновании уровня урожайности необходимо учитывать сложившиеся уровень и темпы ее роста за последние 10 лет. Дополнительно следует привлекать данные сортоучастков, передовых хозяйств и рекомендации научных учреждений

Источниками информации для разработки технолого-экономических коэффициентов служат: бизнес-план, годовые отчеты, экономический паспорт, оргхозплан, технологические карты, нормативно-справочная и другая специальная литература, а также рекомендации научно-исследовательских институтов и других учреждений.

Необходимо помнить, что качество решения целиком зависит от достоверности и научной обоснованности входной информации.

Анализ полученного решения должен показать знание студентом методов экономической оценки отраслей производства, производительности труда, разработки мероприятий по повышению их экономической эффективности, состояния кормовой базы, уровня использования основных средств производства, себестоимости продукции, финансового состояния хозяйства.

В курсовом проекте необходимо использовать методы корректировки оптимального плана с использованием двойственных оценок, обосновать, какую отрасль производства целесообразно ввести или исключить из оптимального плана.

С целью более глубокого и всестороннего изучения исследуемых явлений и процессов производства следует использовать различные методы и приемы экономического анализа: разложение целого на части (анализ), обобщение (синтез), вычисление абсолютных и относительных величин (индексы, коэффициенты),средних величин, графические методы.

Анализ результатов решения задачи должен заканчиваться разработкой конкретных рекомендаций производству, выводами и предложениями, направленными на повышение эффективности производства.

В приложениях обычно помещают различные справочные таблицы, вспомогательные расчеты, числовую экономико-математическую модель задачи и распечатку (машинограмму) с результатами оптимального решения, дополняющие и иллюстрирующие основной текст работы.

Названия теоретической, аналитической и проектной частей определяются в соответствии с выбранной темой.

Курсовой проект включает список использованной литературы. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и заглавиям книг. При этом авторы однофамильцы располагаются в алфавите инициалов. Описание литературных источников должно производится в соответствии с ГОСТ 7.1-84 . Ниже приводятся образцы оформления, официальных документов, книг и статей.

1.Аврех Г.Л., Федоренко Н.П., Щукин Е.П. Затраты и результаты. - М.:Наука,1990.- 192с.

2.Бадевиц З. Математическая оптимизация в социалистическом сельском хозяйстве/ Под ред. Кравченко Р.Г.-М.:Колос,1982.-549с.

3.Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики: Учебное пособие для экономических вузов и факультетов.-М.:Экономика,1978.-361с.

4.Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория.-М.:Прогресс,1975.-606с.

5.Иозайтис В.С., Львов Ю.А. Экономико-математическое моделирование производственных систем: Учебное пособие для инженерно - экономич. спец. вузов. -М.: Выс. шк.,1991.-192с.

6.Канторович Л.В. и др. Экономика и оптимизация/Отв. ред. В.Л.Макаров.-М.:Наука,1990.-248с.

7.Ленин В.И. О «двойном» подчинении и законности// Полн. собр. сочинений Т.45. с.197- 201.

8. Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.13.с.1-167.

9.Моделирование развития агропромышленного комплекса на ПЭВМ : Рекомендации-М.: ВО Агропромиздат,1990.-32с.

10.Моисеев Н.Н., Иванов Ю.П., Столярова Е.М. Методы оптимизации.-М.:Наука,1978.-352с.

11.Немчинов В.С. Экономико-математические методы и модели. - Избр. произв., Т.3.-М.: Наука,1967, с.138-476.

12.Пути оптимизации реформ в сельском хозяйстве: Материалы научн. пр. конференции/ Смоленский СХИ.- Смоленск,1992.-87с.

13.Пономарев С. Проблема, о которой нужно знать// Российская газета.-1998.-10 апреля.

14.Российская федерация. Гос. Дума: О проекте федерального Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Постановление Думы от 13 февраля 1998. №2188-2ГД//Собрание законодательств.-1998.-№8.-ст.929.

15. Российская федерация. Президент: Федеральная целевая программа стабилизации агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 годы: Указ Президента РФ от 18 июня 1996 №933//Российская газета.-1996.-17 июля.-с.5-6

16.Российская федерация. Федеральный Закон. О мелиорации земель: Закон РФ от 10 декабря 1995.№4-ФЗ// Собрания законодательств.-1996.-№3.-с.622-634.

17.Терновых К., Агибалов А. Оптимизация параметров крестьянских хозяйств//Вестник статистики.-1992.-№8.-с.44-48.

Наши рекомендации