Оценка эффективности деятельности организации с позиции различных субъектов предпринимательства
Оценка эффективности деятельности организации зачастую осуществляется с позиции различных субъектов предпринимательства. Для измерения показателей результата предпринимательской деятельности могут использоваться различные методы. Например, показатель занимаемой доли рынка определяется на основе маркетинговых исследований, в рамках которых исследуется совокупная емкость рынка и анализируется соотношение емкостных показателей, характеризующих деятельность исследуемой компании и ее основных конкурентов.
Конкурентоспособность продукта или субъекта предпринимательства выражается с помощью относительного показателя, в качестве оцениваемых альтернатив выступают продукты (компании), образующие конкурентную среду.
Для оценки конкурентоспособности продукта применяется подход, основанный на получении обобщенных показателей, агрегирующих множество частных характеристик с учетом веса их значимости. При этом используют следующий алгоритм:
- определяют частные показатели, характеризующие конкурентные свойства продукта (компании);
- определяют значения частных показателей Ki по каждому из альтернативных вариантов (в натуральных единицах измерения, а при необходимости – в баллах);
- с помощью экспертного метода выстраивают последовательность частных показателей конкурентоспособности по степени их значимости для потребителей;
- выбирают эталонный вариант, являющийся базовым при сопоставлении частных показателей (в качестве эталона может быть использован любой из альтернативных вариантов);
- частные показатели конкурентоспособности сопоставляют с эталонным и определяют индексы частных показателей Jki по каждому варианту:
(1.)
где Kiэ – частный показатель конкурентоспособности, соответствующий эталону;
- с помощью методов инженерного прогнозирования определяют коэффициент весомости частных показателей конкурентоспособности Li:
(2.)
где i – номер показателя в последовательности, ранжированной по степени значимости;
- исчисляют совокупный (интегральный) показатель конкурентоспособности продукции (компании) по каждому из сравниваемых вариантов Ykn:
(3.)
где n – число оцениваемых частных показателей конкурентоспособности.
Отметим, что показатель Ykn пригоден лишь для сравнительных оценок, но не в качестве абсолютной характеристики.
При использовании в качестве результирующей характеристики показателя прибыли можно применять модель функции, построенную на основе типовой модели:
(4.4)
где Et – доход субъекта предпринимательской деятельности после вычета налогов и уплаты процентов; Pt – цена за единицу продукции;
Qt – количество единиц реализованной продукции; fj – цена единицы j-го фактора производства; xj – общее количество j-го фактора производства, используемого в производственном процессе; n – количество факторов производства; FC – фиксированные платежи; R – средняя ставка процента, выплачиваемая фирмой по собственным займам; B – общее количество займов, которые получает компания (стоимость несобственных фондов); T – ставка корпоративного налога.
Можно сформировать следующую совокупность затрат З, обусловливающих получение результата:
(5)
где Зоб, Зоп, Зтр, Зм– затраты на воспроизводство оборотных фондов, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и на маркетинг.
Представленные показатели выражают совокупный результат предпринимательской деятельности и могут называться обобщающими. Однако, предпринимательство, как уже отмечалось, включает ряд относительно самостоятельных видов деятельности (производственную, финансовую, коммерческую, коммуникативную), каждая из которых влияет на конечные результаты и в значительной мере определяет эффективность функционирования всей предпринимательской системы. Каждый вид деятельности характеризуется собственными результатами, на базе которых можно исчислить показатели, отражающие эффективность функционирования предпринимательских подсистем. Эти показатели не могут претендовать на роль обобщающих, так как касаются лишь отдельных элементов единого целого, но могут с успехом использоваться в качестве дополнительных составляющих.
Эффективность деятельности производственной подсистемы определяется следующими дополнительными показателями:
- эффективностью производства, рассчитанной по типу ресурсоотдачи;
- производительностью труда;
- рентабельностью;
- показателем эффективности производственных связей;
- системой показателей, отражающих эффективность управления производством;
- показателем эффективности управления кадрами;
- системой показателей, характеризующих эффективность использования производственной, маркетинговой информации и др.
Эффективность деятельности коммерческой подсистемы может оцениваться с помощью относительных показателей (объема реализации продукции и затрат коммерческой организации на сбыт и продвижение продукции на рынок), а также показателей, характеризующих согласованность, взаимосвязанность и взаимодополняемость элементов сбытовой сети. К последним относятся:
- показатель эффективности различных каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;
- система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью;
- показатель надежности выбора посредников;
- система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации;
- показатели, характеризующие степень соответствия сбытовой сети целям и задачам маркетинга;
- длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта);
- показатель, характеризующий относительную величину прибыли в общем товарообороте.
Для оценки эффективности функционирования финансовой подсистемы можно использовать совокупность важнейших показателей и параметров, представляемых в финансовых отчетах организации:
- доходы от основной деятельности;
- себестоимость реализованной продукции;
- чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний;
- чистый налог до налогообложения и др.
Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности.
Под эффективностью коммуникативной подсистемы в данном случае понимается не вся система рыночных коммуникаций (эффективность использования различных коммуникативных связей оценивается в разных подсистемах), а только коммуникации между производителем и потребителем. В этой подсистеме могут быть использованы дополнительные показатели эффективности рекламной деятельности, стимулирования сбыта, работы выставок и ярмарок, изучения мотиваций, средств создания общественного мнения в отношении компании и ее продукции, а также комплекс показателей, отражающих информационные составляющие.
Особого внимания заслуживает показатель имиджа компании. Он может рассматриваться в качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной подсистемы, но и применительно ко всей системе предпринимательства. Например, пусть субъект предпринимательской деятельности ориентируется на концепцию социально-экономического маркетинга и предполагает осуществлять свою деятельность в длительной перспективе. Тогда его целевые установки должны ориентироваться на укрепление доверия потребителей, приобретение необходимого социального статуса и общественного признания. В этом случае результат деятельности может оцениваться с помощью характеристик, отражающих имидж компании. Рассмотренный подход позволяет: выбирать оптимальные стратегические ориентиры; обосновать цели и задачи предпринимательства; прогнозировать результаты деятельности; анализировать рыночные возможности компании и характеризовать ее позиции в конкурентной среде; реализовать принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности; использовать принцип стратегической гибкости и адаптивности производственных систем.
Недостатком такой оценки является условность результирующих показателей (баллов, индексов), полученных с помощью экспертного метода. Избежать этого недостатка можно за счет полного экспертного моделирования.