Теоретические основы финансового менеджмента 39

1.1. Сущность, содержание, цель и задачи

финансового менеджмента 39

1.2. Базовые концепции финансового менеджмента 42

Методы оценки финансовых активов, доходности и риска 43

2.1. Традиционный и современный подходы к

оценке финансовых активов 43

2.2. Риск и доходность финансовых активов 44

2.3. Методика оценки риска портфеля инвестиций 45

Методы экономической диагностики эффективности

Управления финансами и инвестициями 51

3.1. Основные пользователи финансовой информации,

основные источники финансовой информации 51

3.2. Основные принципы построения финансовой информации 52

3.3. Формы финансовой отчетности и их содержание 53

Управление оборотным капиталом и денежным оборотом,

Модели формирования собственных оборотных средств 54

4.1. Четыре модели управления оборотными средствами 54

4.2. Политика привлечения заемных средств 57

Управление основным капиталом и инвестиционный

Анализ 61

5.1. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов 61

5.2. Финансовая устойчивость предприятия: показатели, виды 66

Цена капитала и управление его структурой 68

6.1. Финансовые ресурсы и капитал, классификация капитала 68

6.2. Цена основных источников капитала, средневзвешенная

и предельная цена капитала 69

6.3. Леверидж в финансовом менеджменте 70

Управление собственным капиталом и дивидендная

Политика 71

7.1. Разработка политики формирования собственным

капиталом 71

7.2. Дивидендная политика 72

Финансовое планирование и прогнозирование 74

8.1. Финансовые методы 74

8.2. Антикризисное управление 75

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность, содержание, цель и задачи финансового менеджмента

2. Базовые концепции финансового менеджмента

Сущность, содержание, цель и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – это наука об управлении финансами, имеющая своей главной целью максимизацию чистой прибыли, уровня дивидендов, имущества собственников, чистых активов.

Финансовый менеджмент – это наука, которая дает ответы на следующие вопросы:

- каким образом рыночная среда меняет логику функционирования финансового механизма предприятия;

- как управлять финансами предприятия;

- какие выбрать рыночные критерии принятия финансовых решений;

- как сочетать стратегию и тактику, долгосрочные и краткосрочные аспекты деятельности предприятия;

- какие существуют ограничения и возможности в условиях инфляции;

- какие существуют методы нейтрализации налогообложения.

Цели и задачи финансового менеджмента:

1. Общий финансовый анализ и планирование:

- оценка активов предприятия и источников их финансирования,

- оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания существующего уровня деятельности предприятия и расширения его деятельности,

- оценка источников дополнительного финансирования,

- контроль за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств). Предполагает детальную оценку:

- объема требуемых финансовых ресурсов;

- формы их представления (долгосрочный и краткосрочный кредит, денежная наличность);

- степень доступности и время представления (условия договора, финансы должны быть доступны в нужное время и в нужном объеме);

- стоимость ресурсов (процентные ставки, формальные и неформальные условия предоставления);

- риски, связанные с данными источниками.

3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами). Включают анализ и оценку:

- целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;

- оптимальность оборотных средств;

- эффективность финансовых вложений.

Информационной основой финансового менеджмента является финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователю обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия.

Внешние пользователи финансовой отчетности:

- собственники предприятия;

- кредиторы;

- поставщики, покупатели;

- налоговые организации;

- служащие компании;

- аудиторские службы;

- различные фирмы-консультанты по финансовым вопросам;

- биржа ценных бумаг;

- органы, регистрирующие предприятия;

- торгово-производственные ассоциации (комитет по статистике, профсоюзы, юридические фирмы, арбитражи и т.д.).

Основные принципы составления финансовой отчетности:

- полезность информации для пользователя, т.е. информация, может использоваться для принятия обоснованных деловых решений;

- уместность, т.е. информация должна обеспечивать возможность перспективного и ретроспективного анализа, своевременно предоставляться с целью оказания влияния на принятие решений;

- достоверность, т.е. информация не должна иметь ошибок и пристрастных оценок;

- понятность, т.е. информация должна быть составлена с учетом минимальных знаний пользователя;

- сопоставимость, т.е. должна сохраняться последовательность в методиках, применяемых на предприятии. Это необходимо для сопоставления данных за несколько отчетных периодов.

Вся финансовая отчетность, а соответственно и финансовая информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые называются элементами финансовой отчетности.

1) ситуации и связанный с этим риск хозяйственной деятельности предприятия;

2) конфиденциальность – относится к предприятиям, которые по закону обязаны предоставлять отчетность широкому кругу пользователей. Означает, что отчетная информация не должна содержать данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

Вся финансовая отчетность группируется в отдельные укрупненные статьи, которые называются элементами финансовой отчетности:

а) средства предприятия и источники формирования этих средств на определенную дату: б) операции и события в деятельности предприятия, которые повлияли на его финансовое положение в отчетном периоде и определили изменение в первых трех элементах:
- активы - обязательства - собственный капитал - доходы - расходы - прибыль - убытки

Элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, прежде всего в балансе и отчете о финансовых результатах и их использовании.

Методы анализа финансовой отчетности:

1) горизонтальный анализ – позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим периодом;

2) вертикальный анализ – проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%;

3) чтение отчетности – это изучение:

- абсолютных показателей, представленных в отчетности с целью определения имущественного положения предприятия;

- его инвестиций;

- вложение в активы;

- источников формирования капитала и заемных средств;

- оценки связи с поставщиками и покупателями;

- выручки от основной деятельности и прибыли текущего года;

4) трендовый анализ – основан на подсчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов от уровня базисного периода, для которого все показатели принимаются за 100%;

5) финансовые коэффициенты – описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности.

Наши рекомендации