Теоретические основы финансового менеджмента 39
1.1. Сущность, содержание, цель и задачи
финансового менеджмента 39
1.2. Базовые концепции финансового менеджмента 42
Методы оценки финансовых активов, доходности и риска 43
2.1. Традиционный и современный подходы к
оценке финансовых активов 43
2.2. Риск и доходность финансовых активов 44
2.3. Методика оценки риска портфеля инвестиций 45
Методы экономической диагностики эффективности
Управления финансами и инвестициями 51
3.1. Основные пользователи финансовой информации,
основные источники финансовой информации 51
3.2. Основные принципы построения финансовой информации 52
3.3. Формы финансовой отчетности и их содержание 53
Управление оборотным капиталом и денежным оборотом,
Модели формирования собственных оборотных средств 54
4.1. Четыре модели управления оборотными средствами 54
4.2. Политика привлечения заемных средств 57
Управление основным капиталом и инвестиционный
Анализ 61
5.1. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов 61
5.2. Финансовая устойчивость предприятия: показатели, виды 66
Цена капитала и управление его структурой 68
6.1. Финансовые ресурсы и капитал, классификация капитала 68
6.2. Цена основных источников капитала, средневзвешенная
и предельная цена капитала 69
6.3. Леверидж в финансовом менеджменте 70
Управление собственным капиталом и дивидендная
Политика 71
7.1. Разработка политики формирования собственным
капиталом 71
7.2. Дивидендная политика 72
Финансовое планирование и прогнозирование 74
8.1. Финансовые методы 74
8.2. Антикризисное управление 75
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
1. Сущность, содержание, цель и задачи финансового менеджмента
2. Базовые концепции финансового менеджмента
Сущность, содержание, цель и задачи финансового менеджмента
Финансовый менеджмент – это наука об управлении финансами, имеющая своей главной целью максимизацию чистой прибыли, уровня дивидендов, имущества собственников, чистых активов.
Финансовый менеджмент – это наука, которая дает ответы на следующие вопросы:
- каким образом рыночная среда меняет логику функционирования финансового механизма предприятия;
- как управлять финансами предприятия;
- какие выбрать рыночные критерии принятия финансовых решений;
- как сочетать стратегию и тактику, долгосрочные и краткосрочные аспекты деятельности предприятия;
- какие существуют ограничения и возможности в условиях инфляции;
- какие существуют методы нейтрализации налогообложения.
Цели и задачи финансового менеджмента:
1. Общий финансовый анализ и планирование:
- оценка активов предприятия и источников их финансирования,
- оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания существующего уровня деятельности предприятия и расширения его деятельности,
- оценка источников дополнительного финансирования,
- контроль за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств). Предполагает детальную оценку:
- объема требуемых финансовых ресурсов;
- формы их представления (долгосрочный и краткосрочный кредит, денежная наличность);
- степень доступности и время представления (условия договора, финансы должны быть доступны в нужное время и в нужном объеме);
- стоимость ресурсов (процентные ставки, формальные и неформальные условия предоставления);
- риски, связанные с данными источниками.
3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами). Включают анализ и оценку:
- целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;
- оптимальность оборотных средств;
- эффективность финансовых вложений.
Информационной основой финансового менеджмента является финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователю обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия.
Внешние пользователи финансовой отчетности:
- собственники предприятия;
- кредиторы;
- поставщики, покупатели;
- налоговые организации;
- служащие компании;
- аудиторские службы;
- различные фирмы-консультанты по финансовым вопросам;
- биржа ценных бумаг;
- органы, регистрирующие предприятия;
- торгово-производственные ассоциации (комитет по статистике, профсоюзы, юридические фирмы, арбитражи и т.д.).
Основные принципы составления финансовой отчетности:
- полезность информации для пользователя, т.е. информация, может использоваться для принятия обоснованных деловых решений;
- уместность, т.е. информация должна обеспечивать возможность перспективного и ретроспективного анализа, своевременно предоставляться с целью оказания влияния на принятие решений;
- достоверность, т.е. информация не должна иметь ошибок и пристрастных оценок;
- понятность, т.е. информация должна быть составлена с учетом минимальных знаний пользователя;
- сопоставимость, т.е. должна сохраняться последовательность в методиках, применяемых на предприятии. Это необходимо для сопоставления данных за несколько отчетных периодов.
Вся финансовая отчетность, а соответственно и финансовая информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые называются элементами финансовой отчетности.
1) ситуации и связанный с этим риск хозяйственной деятельности предприятия;
2) конфиденциальность – относится к предприятиям, которые по закону обязаны предоставлять отчетность широкому кругу пользователей. Означает, что отчетная информация не должна содержать данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
Вся финансовая отчетность группируется в отдельные укрупненные статьи, которые называются элементами финансовой отчетности:
а) средства предприятия и источники формирования этих средств на определенную дату: | б) операции и события в деятельности предприятия, которые повлияли на его финансовое положение в отчетном периоде и определили изменение в первых трех элементах: |
- активы - обязательства - собственный капитал | - доходы - расходы - прибыль - убытки |
Элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, прежде всего в балансе и отчете о финансовых результатах и их использовании.
Методы анализа финансовой отчетности:
1) горизонтальный анализ – позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим периодом;
2) вертикальный анализ – проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%;
3) чтение отчетности – это изучение:
- абсолютных показателей, представленных в отчетности с целью определения имущественного положения предприятия;
- его инвестиций;
- вложение в активы;
- источников формирования капитала и заемных средств;
- оценки связи с поставщиками и покупателями;
- выручки от основной деятельности и прибыли текущего года;
4) трендовый анализ – основан на подсчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов от уровня базисного периода, для которого все показатели принимаются за 100%;
5) финансовые коэффициенты – описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности.