Инвестиционная инфраструктура. Инструменты, механизм, проблемы и перспективы секьюритизации государственных и корпоративных финансовых потребностей
Инвестиционная инфраструктура – это комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инвестиционных процессов.
Инвестиционные институты:
− коммерческие банки (универсальные и специализированные);
− небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества);
− инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.).
В широком смысле секьюритизация - постепенное замещение классического банковского кредитования финансированием, основанном на выпуске ценных бумаг.
В узком смысле секьюритизация - инновационная техника финансирования. Рассматривая секьюритизацию в узком смысле, можно выделить два направления, по которым развивается данный процесс:
1) традиционная (классическая) секьюритизация - трансформация неликвидных активов в высоколиквидные ценные бумаги и имеющая несколько разновидностей;
2) синтетическая секьюритизация - выпуск инструментов, платеж по которым обусловлен наступлением кредитного события базового актива, а также обеспечивающих перераспределение рисков внутри одного пула базовых активов.
Механизм секьюритизации (от англ. securities – ценные бумаги) –это управление активами и пассивами баланса с целью изменения структуры портфеля и перевода в более защищенную форму с лучшими стоимостными и рисковыми характеристиками.
Развитие данного рынка в США началось в сфере ипотечных кредитов, позднее затронув потребительские кредиты и права требования по кредитным картам, а в 1990 гг. распространилось практически на все виды активов, генерирующих будущие денежные поступления. В Западной Европе ключевыми видами секьюритизируемых активов являются ипотечные и потребительские кредиты. В последнее время секьюритизация все чаще используется рядом европей ских правительств как инструмент финансирования государственных программ.
В России первая попытка осуществить полноценную секьюритизацию банковских активов была предпринята в августе 2002 г. банком “Русский Стандарт” путем выпуска облигаций, обеспеченных портфелем из 50 тыс. потребительских кредитов.
Проблемы, присущие российскому сегменту секьюритизации:
1) Риски, связанные с организационно-правовой формой ипотечного агента.
Законодательно предусмотрена только одна организационно-правовая форма ипотечного агента – акционерное общество. При этом не установлены специальные требования к учредителям, к размеру уставного капитала ипотечного агента, порядку обращения акций, владельцам акций ипотечного агента.
2) Возможность ликвидации, добровольной реорганизации ипотечного агента.
3) Риски, связанные с «действительностью» проданных активов.
Кроме проблем законодательного характера, существуют и другие недоработки в системе секьюритизации, такие, как:
• отсутствие развитого вторичного рынка ценных бумаг, обеспеченных активами;
• отсутствие проработанной инфраструктуры секьюритизации;
• неотработанность технологии секьюритизации,
• отсутствие рейтинговых агентств;
• отсутствие соответствующих гарантий;
• высокий риск инвестора.
• в то же время не сформировались и сами виды ценных бумаг, обслуживающих процесс секьюритизации.
17. Институциональная структура рынка ценных бумаг:
Институциональную структуру рынка ценных бумаг можно представить следующими группами участников:
· эмитенты (потребителя капитала), т. е. лица, заинтересованные в привлечении денежных средств путем выпуска (эмиссии) ценных бумаг;
· инвесторы (поставщики капитала), т. е. лица приобретающие ценные бумаги с определенной целью;
· инфраструктура рынка ценных бумаг, т. е. специализированные институты, обеспечивающие взаимодействие эмитентов и инвесторов на рынке ценных бумаг;
· система регулирования и контроля этого рынка.
Эмитенты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые выпускают ценные бумаги в обращение и несут обязательства перед их владельцами. Эмитентами обычно бывают юридические лица. На практике эмитенты — это первые продавцы ценной бумаги, хотя сам по себе ее выпуск необязательно должен сопровождаться сделкой купли-продажи.
Инвесторы - участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги. Инвестор одновременно будет и эмитентом, если он осуществляет собственный выпуск ценных бумаг. Инвестор всегда будет приобретателем (покупателем) ценной бумаги, хотя и не всякий покупатель ее есть инвестор.
В основном инфраструктура рынка ценных бумаг состоит из специализированных институтов, выполняющих на этом рынке профессиональную деятельность. Поэтому их называют профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Главными задачами инфраструктуры являются:
· управление рисками на рынке ценных бумаг;
· снижение удельной стоимости проведения операций с ценными бумагами.
Управление рисками заключается в том, что часть рисков перекладывается с главных участников на инфраструктуру.
Четвертой группой участников рынка ценных бумаг являются органы регулирования и контроля, целью существования которых является создание условий для благоприятного развития рынка. Эти цели можно определить как:
· создание необходимой законодательной и нормативной базы для успешного функционирования рынка;
· отбор профессиональных участников рынка;
· контроль за соблюдением всеми участниками установленных норм и правил.
18. Регулирование рынка ценных бумаг: цели, методы, эффективность
В общем смысле регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочивание деятельности всех участников рынка и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг преследует следующие основные цели:
· защиту прав инвесторов;
· обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли;
· снижение уровня системного риска.
Классификация органов и организаций, уполномоченных регулировать рынок ценных бумаг:
- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессиональных участников рынка.
В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются методы функционального, технического или институционального регулирования.
Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов, качеством управления ими и направлены на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования (например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях и др.).
Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций для защиты интересов инвесторов и применяются на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда совершение операций профессиональными участниками рынка ценных бумаг, эмитентами может привести к нарушению прав инвесторов.
Методы технического регулирования обеспечивают поддержание качественных и технических параметров рынка ценных бумаг и применяются с целью обеспечения ликвидности ценных бумаг, предотвращения системных кризисов, которые могут быть вызваны сбоями в работе клиринговых и расчетных систем.
Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающаяся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.