Понятие, виды и функции налога

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И СПОСОБЫ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИБАТУЛЛИНА АЛИНА РАСИМОВНА

ГРУППА ПВК-227

ПРАВОВЕДЕНИЕ 030503.51.52

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

АБУШАХМИН А.Х.

ТУЙМАЗЫ 2011

Содержание

Введение. 3

1 Понятие, виды и функции налога. 5

1.1 Понятие и сущность налога. 5

1.2 Виды и функции налога. 10

2 Изменение срока уплаты налога. 13

2.1 Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора. 13

2.2 Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога. 16

2.3 Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. 20

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 30

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.

Объектом курсовой работы является налоговая система Российской Федерации.

Предметом – способы изменения срока уплаты налога.

Целью курсовой работы является изучение способов изменения сроков уплаты налогов.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение понятию «налог», раскрыть сущность;

2. Рассмотреть основные функции и виды налогов;

3. Охарактеризовать общие условия изменения срока уплаты налога;

4. Рассмотреть обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога;

5. Рассмотреть порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Понятие, виды и функции налога

Понятие и сущность налога

Согласно Конституции России каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Учитывая данные конституционные положения, следует остановиться на анализе категории «налог». Налоговая обязанность занимает особое место в системе конституционных и иных обязанностей граждан и юридических лиц.

Одним из основных признаков налога является односторонний характер его установления [11, с. 48].

Налог уплачивается в целях обеспечения общественных потребностей, которые порой носят весьма абстрактный характер по отношению к интересам конкретного налогоплательщика. Исходя из этого налог является индивидуально безвозмездным платежом. Взимая налоги, государство предоставляет гражданам и юридическим лицам публичные услуги. За счет средств налогоплательщиков государство обеспечивает их безопасность и др. Следует отметить, что далеко не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, могут признаваться налогами. Так, уплата в соответствии с КоАП РФ административного штрафа налогом не является, несмотря на то, что административный штраф является обязательным безвозмездным платежом.

В этой связи необходимо определить, какими признаками должен обладать налог. Как отмечают В.В. Курочкин и Н.И. Осетрова, «...четкость формулировки понятия налога гарантирует реализацию признаков права как системы обязательных норм поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой, а значит, будет способствовать повышению уровня правосознания граждан и, как следствие, исполнению предписаний юридических норм» [13, с. 18].

В юридической литературе отмечается, что категория «налог» имеет правовое и экономическое содержание. Особенностью юридических категорий, по сравнению с категориями других наук, является закрепление их в законе [6, с. 92].

Знание генезиса категории «налог» в истории права позволит осмыслить накопленный исторический опыт мировой и отечественной науки, отказаться от стереотипов в правовой науке и сделать результативными исследования о природе налога и принципах налогообложения [20, с. 5].

В.И. Даль говорил о налоге как о повинности деньгами или припасами, как о платежах, налагаемых на торговлю, промыслы [10].

Налоги начали взиматься достаточно поздно. Как отмечается в научной литературе, посвященной исследованию истории налогового администрирования, «...налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов» [20, с. 5].

С.Ю. Витте определял налоги как «...принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития». С.Ю. Витте под налогами понимал установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд [19, с. 12].

В дореволюционной юридической литературе налоги рассматривались как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей и покрытия общих расходов. Однако другие авторы того же периода указывали, что налог представляет собой односторонние экономические пожертвования граждан, которые государство взимает легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек.

Налоги с момента своего образования изначально собирались под угрозой применения мер государственного принуждения. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» [4], требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.

С.Н. Жевакин говорит о том, что «налог - это обязанность материального характера, которую должен исполнить плательщик» [12, с. 72].

Анализ современной юридической литературы показывает, что существуют различные точки зрения относительно феномена «налог». В.А. Соловьев говорит о том, что налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством у частного субъекта. Далее В.А. Соловьев переходит к пониманию налога как «кредита», передаваемого публичному субъекту на социально значимые цели [18, с. 28].

По определению Е.Ю. Грачевой и Э.Д. Соколовой, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования [8, с. 3].

По определению С.Г. Пепеляева, налог - единственная законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти [16, с. 31].

По определению Д.В. Винницкого, налог - установленная законом форма ограничения конституционного права собственности или иного законодательного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу фиска (казны), в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах всеобщности, равенства и справедливости [7, с. 43].

В.И. Гуреев под налогом понимает основное финансовое обеспечение конституционной деятельности государства [9, с. 51].

К.С. Бельский, суммируя признаки налогов, говорит о том, что налоги - это обязательные индивидуально безвозмездные денежные платежи, установленные органами государственной власти и отдаваемые физическими лицами и организациями для зачисления в бюджетные фонды с определением их размера и сроков уплаты [5, с. 3].

Статья 8 НК РФ содержит следующее определение налога. Согласно закону под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Законодательное определение налога дается с целью указать признаки данного платежа и ограничить возможности налоговых органов самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Плательщиком налога является лицо, обладающее объектом налогообложения, а не гражданин [15, с. 11].

Уплата налога - обязанность, вытекающая из права собственности, существования объекта налогообложения. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических возможностей.

Налоговая обязанность занимает особое место среди других обязанностей граждан, а также хозяйствующих субъектов. Т.Ю. Сащихина говорит о том, что налоговая обязанность - это вид публично-правовой обязанности, носящей конституционный характер, которая возникает, приостанавливается и прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и представляет собой меру должного поведения налогоплательщика, заключающуюся в необходимости самостоятельно, своевременно, в полном объеме, в валюте РФ, в наличной или безналичной форме уплатить налог в соответствующий бюджет, обеспеченная применением принуждения, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности [17, с. 8].

Виды и функции налога

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Пунктом 1 статьи 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся [2]:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся [2]:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся [2]:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Наши рекомендации