Расчет денежных потоков и показателей региональной эффективности
Показатели региональной эффективности отражают финансовую эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона с учетом влияния реализации проекта на предприятиях региона, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета. В случае, когда в качестве региона рассматривается страна в целом, эти показатели именуются также показателями народнохозяйственной эффективности.
Расчет ведется аналогично расчету общественной эффективности, но при этом:
· дополнительный эффект в смежных отраслях народного хозяйства, а также социальные и экологические эффекты учитываются только в рамках данного региона;
· при определении оборотного капитала, помимо запасов, учитываются также задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой;
· стоимостная оценка производимой продукции и потребляемых ресурсов производится так же, как и в расчетах общественной эффективности, с внесением при необходимости региональных корректировок;
· в денежные притоки включаются также возникающие в связи с реализацией проекта денежные поступления в регион из внешней среды (федерального центра, других регионов и входящих в них предприятий, иностранных источников). К таким поступлениям относятся, например, оплата реализованной в других регионах продукции, погашение предоставленных регионом займов, поступления заемных средств, получение федеральных субсидий и дотаций, налоговые поступления в региональный бюджет;
· в денежные оттоки включаются также возникающие в связи с реализацией проекта платежи (за использованные ресурсы других регионов, оплата поступивших в регион ресурсов, предоставление займов, платежи по полученным займам, перечисление налогов) во внешнюю среду (в бюджет более высокого уровня, иностранным государствам, другим регионам);
· при наличии необходимой информации учитываются изменения доходов и расходов, связанные с влиянием реализации проекта на деятельность других предприятий и населения региона (косвенные финансовые результаты проекта).
Примерная форма расчета региональной эффективности дается табл. П3.13 Приложения 3.
Расчет денежных потоков и показателей отраслевой эффективности
При оценке эффективности проекта рекомендуется учитывать, что предприятия‑участники могут входить в состав более широкой структуры, например:
· отрасли или подотрасли народного хозяйства;
· совокупности предприятий, образующие единые технологические цепочки;
· финансово-промышленной группы;
· холдинга или группы предприятий, связанных отношениями перекрестного акционирования.
Влияние реализации проекта на затраты и результаты соответствующей структуры (далее — отрасли) характеризуется показателями отраслевой эффективности. При расчете этих показателей:
· учитывается влияние реализации проекта на деятельность других предприятий данной отрасли (косвенные отраслевые финансовые результаты проекта);
· в составе затрат предприятий-участников не учитываются отчисления и дивиденды, выплачиваемые ими в отраслевые фонды;
· не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями-участниками;
· не учитываются проценты за кредит, предоставляемый отраслевыми фондами предприятиям отрасли-участникам проекта.
Расчеты показателей отраслевой эффективности производятся аналогично расчетам показателей эффективности участия предприятий в проекте.
ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Общие положения
Бюджетная эффективность оценивается, прежде всего, по проектам, требующим государственной поддержки и представляемым в федеральные или региональные органы государственного управления. По проектам, не требующим государственной поддержки, бюджетная эффективность оценивается по требованию соответствующих государственных органов.
Бюджетная эффективность может определяться:
· для бюджетов различных уровней;
· для консолидированного бюджета;
· для бюджета “расширенного правительства” (включающего консолидированный бюджет и внебюджетные фонды).
Показатели бюджетной эффективности в каждом из этих случаев рассчитываются исходя из соответствующего потока бюджетных средств. Независимо от характера проекта, состава его участников и валюты, в которой осуществляются взаиморасчеты, потоки бюджетных средств и показатели бюджетной эффективности определятся только в рублях.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся[19]:
· притоки от установленных действующим законодательством налогов, акцизов, пошлин, сборов и (при определении эффективности для бюджета расширенного правительства) отчислений во внебюджетные фонды;
· доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом, поступления платежей по соглашениям о разделе продукции и договорам концессии, если проект предусматривает такие формы взаимоотношений с государством;
· стоимость имущества, переданного государству коммерческими структурами в ходе реализации проекта;
· платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
· платежи в погашение налоговых кредитов;
· комиссионные платежи Минфину России за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
· дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.
К оттокам бюджетных средств относятся:
· предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления проекта;
· предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
· предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
· бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов;
· стоимость имущества, передаваемого в соответствии с проектом государством в собственность коммерческим структурам-участникам проекта.
Отдельно рекомендуется учитывать:
· налоговые льготы[20], отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
· налоговый кредит;
· государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. В этом случае в составе притоков учитывается плата за гарантии, а в составе оттоков — ожидаемые выплаты по гарантии, определяемые как произведение гарантируемой суммы на вероятность наступления страхового случая на соответствующем шаге (см. п. 9.2).
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
· прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации проекта;
· изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации проекта;
· выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе — при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
· выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия бюджетных расходов на выплату соответствующих пособий.
В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета (ЧДДб). В отдельных случаях к реализации могут рекомендоваться проекты с отрицательным ЧДДб. При наличии бюджетных оттоков возможно определение ВНД и ИД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов (см. п. 11.2) при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб, существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДД бюджета к величине гарантий (в случае необходимости — дисконтированной).