Участники бюджетного процесса
Изучаемые вопросы
Представительные органы. Исполнительные органы. Банк России. Главный распорядитель бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств. Бюджетополучатель. Контрольно-счетные органы.
Теоретические положения
Бюджетный кодекс РФ устанавливает участников бюджетного процесса и его стадии.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ,
- Органы законодательной власти,
- Органы исполнительной власти,
- Органы денежно-кредитного регулирования,
- Органы государственного и муниципального финансового контроля,
- Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Иные органы, на которые законодательством РФ и ее субъектами возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов государства и местного самоуправления.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ особыми бюджетными полномочиями наделены Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство.
Министерство финансов РФ как участник государственного бюджетного процесса:
- составляет проект федерального бюджета, а также принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов,
- по поручению Правительства РФ разрабатывает Программы государственных внутренних и внешних заимствований РФ,
- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств,
- осуществляет управление государственным долгом РФ,
- организует исполнение федерального бюджета РФ,
- исполняет федеральный бюджет,
- осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета,
- составляет отчет об исполнении федерального бюджета,
- наделено другими полномочиями в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Федеральное казначейство несет ответственность за надлежащее исполнение следующих операций:
- правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами,
- полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям, а также своевременность их зачисление на счета получателей,
- своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета,
- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета, а также расходов, не включенных в бюджетную роспись,
- исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств,
- иную ответственность за организацию и непосредственное исполнение бюджетного процесса в соответствии с бюджетным законодательством.
Составление проектов бюджета
Изучаемые вопросы
Основные принципы бюджетного планирования. Система финансовых планов. Бюджетное прогнозирование. Перспективное финансовое планирование: задачи и этапы. Составление проекта федерального бюджета. Составление территориальных бюджетов.
Теоретические положения
Составление проектов бюджетов, которое начинается в феврале года предшествующего планируемому, основывается на следующих документах:
- Бюджетном послании Президента РФ,
- прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год,
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год,
- прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год,
- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории России.
Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органам государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
- прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год,
- адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год,
- план развития государственного или муниципального сектора экономики,
- структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета,
- программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год,
- оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот, оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.
Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего планируемому году, и проект направляется в Правительство РФ.