Получает/имеет право» принимать учеников — некорректный перевод слов eligible и fit

Процитирую один любопытный вопрос и ответ:

Вопрос: У кого есть право принимать учеников по всему миру

«Когда человек таким образом служит святому имени, оно начинает проявлять свою духовную природу; иными словами, преданный обретает способность повторять святое имя без оскорблений. Достигнув уровня чистого повторения святого имени, такой преданный получает право принимать учеников по всему миру и становится настоящим джагад-гуру. Тогда под его влиянием весь мир начинает повторять святое имя — Харе Кришна маха-мантру. Ученики такого гуру все сильнее привязываются к Кришне, поэтому он то плачет, то смеется, то танцует или поет. Эти признаки бхавы отчетливо проявляются в теле чистого преданного».

«Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила 7.83

Ответ:

Это очень важный вопрос: у кого есть право принимать учеников по всему миру? Кратко говоря, речь идет о квалификации гуру, которой самой по себе, однако, недостаточно для того, чтобы становиться следующим звеном в парампаре и инициировать своих собственных учеников. Помимо квалификации, как и в любой сфере деятельности, нужно получить также полномочия, в данном случае — указание/благословение на это от своего гуру (тоже истинного).

Теперь рассмотрим эту тему подробнее.

Прежде всего, хочу уточнить перевод. Шрила Прабхупада пишет:

When one is completely fit to chant the holy name in this way, he is eligible to make disciples all over the world, and he actually becomes jagad-guru.

«Когда человек полностью способен повторять святое имя таким образом, он достоин принимать учеников по всему миру, и он на самом деле становится джагад-гуру».

Я склоняюсь к тому, что слово «eligible» в данном случае означает не то, что такой преданный сам автоматически «получает право» принимать учеников по всему миру, но становится «могущим», «достойным», «подходящим», «готовым», «отвечающим установленным критериям», «соответствующим требованиям» (словарные определения), то есть, достигнув уровня чистого повторения святого имени, он обретает способность к этому, квалификацию. Но, став по квалификации джагад-гуру, инициировать своих собственных учеников в сознание Кришны в качестве нынешнего звена парампары можно, лишь получив еще и полномочия на это от своего гуру в парампаре. Рассмотрим это ниже. Сейчас хочу привести несколько примеров, показывающих, что в данном случае речь идет о квалификации истинного гуру, который достоин принимать учеников.

В этой же главе «Шри Чайтанья-чаритамриты» Шрила Прабхупада пишет:

«Поэтому санньяси-майявади провозглашают себя не просто гуру, а джагад-гуру, духовными учителями всего мира, хотя, разумеется, они не могут видеть весь мир. Иногда они надевают роскошные одежды и выезжают на слонах в процессиях, и так они всегда полны самомнения, считая себя джагад-гуру. Шрила Рупа Госвами, однако, объяснил, что джагад-гуру правильно считать того, кто контролирует язык, ум, речь, желудок, гениталии и гнев. Притхивим са шишйат: такой джагад-гуру полностью способен (fit) принимать учеников по всему миру. Побуждаемые ложным престижем, санньяси-майявади, не обладающие этими квалификациями (qualifications), иногда преследуют и поносят санньяси-вайшнавов, которые смиренно служат Господу».
(Чч. Ади 7.64, комментарий)

[Дополнение. На сайте «Архива Бхактиведанты» данный фрагмент текста на русском языке выглядит так:

Получает/имеет право» принимать учеников — некорректный перевод слов eligible и fit - student2.ru

Слово fit (годный; подходящий; соответствующий; подобающий; достойный; способный) переведено как «имеет право», что также неправильно, не соответствует словарным определениям. Здесь говорится о квалификации. Но тот, кто обладает квалификацией, еще не имеет полного «права» принимать учеников, полное право появляется при получении указания, полномочий от своего духовного учителя начать принимать своих учеников.]

В первом тексте «Нектара наставлений» также говорится о том, какими качествами (квалификацией) должен обладать тот, кто достоин принимать учеников по всему миру. В пословном переводе сказано: «сарвам — всего; апи — непременно; имам — этого; притхивим — мира; сах — этот человек; шишйат — может принимать учеников». Однако это «может» (can) не означает, что он автоматически получает на это право. В литературном переводе стиха и комментарии говорится, что здесь речь идет о квалификации: «Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами (дословно «квалифицирован» — qualified), необходимыми для того, что бы принимать учеников повсюду в мире». В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада также отмечает: «Тот, кто в совершенстве овладел методами контроля чувств в сознании Кришны, обладает всеми качествами (дословно «квалифицирован» — qualified), не обходимыми для того, чтобы стать истинным духовным учителем». (When one is fully practiced in the methods of Kṛṣṇa conscious control, he can become qualified to be a bona fide spiritual master).

Объясняя это наставление Шрилы Рупы Госвами в других местах, Шрила Прабхупада также отмечает, что речь идет о квалификации духовного учителя. Например, в книге «Путь к совершенству» Шрила Прабхупада говорит: «Этан веган йо вишахета дхирах сарвам апимам притхивим са шишйат: «Тот, кто способен контролировать эти побуждения и оставаться устойчивым, может принимать учеников по всему миру». Слово дхира означает «стойкий, уравновешенный». Только тот, кто является дхирой, квалифицирован принимать учеников (qualified to make disciples)».

Таким же образом, в «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада поясняет, какая личность достойна (то самое слово — eligible) становиться духовным учителем и получать поклонение на одном уровне с Верховным Господом:

«В «Падма-пуране» так описываются признаки гуру, истинного духовного учителя:

маха-бхагавата-шрештхо
брахмано ваи гурур нринам
сарвешам эва локанам
асау пуджйо йатха харих

маха-кула-прасуто' пи
сарва-йаджнешу дикшитах
сахасра-сакхадхйа йа ча
на гурух сйад авайшнавах

Гуру должен находиться на высшем уровне преданного служения. Существует три класса преданных, и гуру должен быть принят из высшего класса. Первоклассный преданный является духовным учителем для всех категорий людей. Здесь говорится: гурур нринам. Слово «нринам» означает «для всех людей». Гуру не ограничен какой-либо группой. В «Упадешамрите» Рупы Госвами сказано, что гуру должен быть госвами, контролирующим свои чувства и ум. Такой гуру может принимать учеников по всему миру. Притхивим са шишйат. Это тест для гуру. <...>

Маха-бхагавата — это тот, кто украшает свое тело тилакой, слово даса в его имени указывает на то, что он слуга Кришны. Кроме того, он инициирован истинным духовным учителем и в совершенстве знает науку поклонения Божествам, правильного воспевания мантр, проведения жертвоприношений, вознесения молитв Господу и проведения санкиртаны. Он знает, как служить Верховной Личности Бога и как почитать вайшнава. Когда человек достиг высшего положения маха-бхагаваты, его следует принять как гуру и поклоняться ему в точности как Хари, Личности Бога. Только такая личность достойна (eligible) занять положение гуру».
(«Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья 24.330, комментарий)

Еще несколько цитат о квалификации истинного гуру, у которого следует принимать инициацию:

«Просто постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа может наделить тебя знанием, ибо она узрела истину».
«Бхагавад-гита как она есть» 4.34

«Если человек не является осознавшей себя душой и не знает, каковы его взаимоотношения со Сверхдушой, то он не может быть истинным духовным учителем».
«Шримад-Бхагаватам» 3.28.2, комментарий Шрилы Прабхупады

«В целом, ты должен знать, что он не является освобожденной душой и поэтому никого не может инициировать в сознание Кришны. Для этого требуется особое духовное благословение от высших авторитетов».
Письмо Шрилы Прабхупады Джанардане, 26.04.1968

«Ответы на вопросы вашего иштагоштхи таковы. Если человек не является обитателем Кришна Локи, он не может быть Духовным Учителем. Это первое условие. Обыкновенный человек не может быть Духовным Учителем, и если он становится им, он просто будет создавать беспокойства. <...> Ты правильно сказал, что когда Духовный Учитель говорит, следует понимать, что это говорит Кришна. Это факт. Духовный Учитель должен быть освобожденным. Не имеет значения, пришел ли он с Кришна Локи или получил освобождение здесь. Но он должен быть освобожденным».
Письмо Шрилы Прабхупады Мукунде, 10.06.1969

«Другое значение слова гуна — «веревка». Следует понимать, что обусловленная душа крепко связана веревками иллюзии. <...> Поскольку связанный человек не может помочь другому связанному, спаситель должен быть освобожденным. Поэтому лишь Господь Кришна или Его истинный представитель, духовный учитель, могут освободить обусловленную душу».
«Бхагавад-гита как она есть» 7.14, комментарий Шрилы Прабхупады

«...Помощь в этом может оказать лишь духовный учитель, подобный Кришне. Поэтому заключение таково, что духовный учитель, на сто процентов обладающий сознанием Кришны, и есть истинный духовный учитель, ибо он способен решить все проблемы жизни».
«Бхагавад-гита как она есть» 2.8, комментарий Шрилы Прабхупады

Цитаты о полномочиях истинного гуру, у которого следует принимать инициацию:

«Валлабха Бхатта желал получить инициацию от Гададхары Пандита, но Гададхара Пандит отказался, сказав: «Служение в качестве духовного учителя невозможно для меня. Я полностью зависим. Мой Господь — Гаурачандра, Шри Чайтанья Махапрабху. Я ничего не могу делать независимо, без Его приказа».
«Шри Чайтанья-чаритамрита» (изд. 1975 г.) Антья-лила 7.150, 7.151

«Санатана Госвами является гуру. Чайтанья Махапрабху уполномочивает его стать гуру. Такова система парампары. Никто не может стать гуру ни с того, ни с сего. Самозваный гуру — это не гуру».
Лекция Шрилы Прабхупады по «Шри Чайтанья-чаритамрите» Мадхья-лила 20.105, 11.06.1976

«Следует получить посвящение от истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности и получившего соответствующие полномочия от своего духовного учителя. Это называется дикша-видхана».
«Шримад-Бхагаватам» 4.8.54, комментарий Шрилы Прабхупады

«Если человек хочет стать верховным судьей, он должен не только иметь необходимую квалификацию, но и получить согласие властей, которые вправе присвоить ему звание верховного судьи. Чтобы занять пост, самой по себе квалификации недостаточно. На этот пост его должен назначить человек, наделенный властью».
«Шри Ишопанишад» мантра 8, комментарий Шрилы Прабхупады

«Самозваный гуру не может быть гуру. Он должен быть уполномочен истинным гуру. Тогда он гуру. Это факт. Никто не может стать самозваным в какой-либо сфере. Врач не может стать самозваным, заявив: «Я изучил все медицинские книги у себя дома». Нет. «А ты когда-нибудь ходил в медицинский колледж и получал наставления от авторитетных учителей?» Тогда, если у тебя есть диплом, тогда ты можешь быть врачом. Аналогичным образом, истинный гуру означает, что он должен быть уполномочен предыдущим гуру».
Лекция Шрилы Прабхупады по «Нектару преданности», Вриндаван, 31.10.1972

Атрея Риши: Сколькими качествами должен обладать духовный учитель, чтобы быть духовным учителем?

Прабхупада: Одним качеством — быть преданным Богу. Вот и всё.

Атрея Риши: И ещё он назначен?

Прабхупада: Хм?

Атрея Риши: Должен ли он быть назначен предыдущим духовным учителем? Он должен быть преданным...

Прабхупада: О да, о да.

Атрея Риши: ...преданный и назначенный. Это... вот что определяет ученическую преемственность: преданность и назначение.
Беседа, Сан-Диего, 29.06.1972

«Перед своим уходом Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура попросил всех своих учеников создать управляющий совет и совместно продолжать миссионерскую деятельность. Он не дал указаний кому-либо конкретно стать следующим ачарьей. Но сразу после его ухода его ведущие секретари, не имея соответствующих полномочий, создали план занять положение ачарьи и разделились на два лагеря относительно того, кто должен быть следующим ачарьей. Впоследствии и те, и другие стали асара, бесполезными, потому что действовали без полномочий, нарушив указание духовного учителя. Вопреки указанию духовного учителя создать управляющий совет и продолжать миссионерскую деятельность Гаудия Матха, две неправомочные фракции начали судебную тяжбу, которая длится вот уже сорок лет без какого-либо решения».

(«Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила, 12.8, комм.)


Брахмананда: Он спрашивает, когда вы стали духовным лидером Движения сознания Кришны.

Шрила Прабхупада: Когда мой Гуру Махараджа приказал мне. Это есть гуру-парампара.

Индиец: Вы стали...

Шрила Прабхупада: Постарайтесь понять. Не торопитесь. Гуру может быть гуру, когда ему приказал его гуру. Вот и всё. Иначе никто не может стать гуру.
Лекция Шрилы Прабхупады, Найроби, 28.10.1975

«Заключение таково, что духовного учителя, уполномоченного и наделенного властью Кришной и его собственным гуру, следует считать находящимся на одном уровне с Самой Верховной Личностью Бога».
«Шри Чайтанья-чаритамрита» (изд. 1975 г.) Мадхья-лила 10.136, комментарий Шрилы Прабхупады


Итак, речь идет о том, что истинный гуру, инициирующий учеников, должен, прежде всего, достичь очень серьезной квалификации, которая описывается как дхира, маха-бхагавата, парамахамса, уттама-адхикари, таттва-дарши и т. д. Шрила Прабхупада учит, что следует принимать своим гуру именно такую квалифицированную личность. Далее, достигнув квалификации, преданный получает право принимать учеников, только если его на это уполномочил его гуру (который сам должен быть истинным, уполномоченными гуру, принадлежащим к авторитетной парампаре). Шрила Прабхупада неоднократно пишет в своих книгах: authorised spiritual master, подчеркивая, что учитель должен быть уполномоченным. В беседе от 22 апреля 1977 г., в которой говорится, что на Хамсадуту Свами поступают жалобы из Германии, потому что он начал претендовать на положение гуру, Шрила Прабхупада сказал, что помимо того что для этого надо стать квалифицированным, следующий ачарья должен получить следующее конкретное указание от Шрилы Прабхупады: «Теперь ты становишься ачарьей. Ты становишься уполномоченным». Кстати, такого указания, например: «Теперь, Харикеша Свами, ты становишься ачарьей. Ты становишься уполномоченным» — в ИСККОН Шрила Прабхупада никому не дал, что неоднократно признавали лидеры ИСККОН. Вместо этого на будущее в ИСККОН была учреждена система инициаций от имени Шрилы Прабхупады с помощью его представителей — ритвиков.

Итак, Шрила Прабхупада учит, что истинный дикша-гуру, имеющий право принимать учеников по всему миру, должен быть осознавшим свои вечные взаимоотношения с Верховным Господом преданным высочайшего уровня (маха-бхагавата/уттама-адхикари) и иметь особые полномочия/указание принимать своих собственных учеников. Всем остальным инициировать своих собственных учеников не следует, как и ученикам не следует принимать недостаточно квалифицированных и недостаточно уполномоченных личностей в качестве инициирующих гуру.

Надеюсь, ответил на Ваш вопрос. Если есть комментарии/вопросы по этой теме — пишите. Я буду рад их обсудить, поскольку тема действительно очень важная. Часто её понимание запутывают ссылками на стих «амара агйайа» Господа Чайтаньи и многократные призывы Шрилы Прабхупады ко всем «становиться гуру», говоря, что он тем самым уполномочил всех своих учеников стать инициирующими гуру и получать поклонение на одном уровне с Богом. В топике «Шрила Прабхупада объясняет, как «стать гуру» это обсуждается отдельно, с соответствующими цитатами». (конец ответа)

Вывод. Смиренная и большая просьба к переводчикам и редакторам ББТИ, издательства «Гауранга» и др.: пожалуйста, корректно переводите слова eligible, fit и им подобные, не пишите, что духовный учитель сам по себе «получает право принимать учеников по всему миру», став возвышенным преданным. Он становится достойным, способным занять это положение, а «право на принятие учеников» он в полной мере обретает, только когда получает соответствующие полномочия/указание/благословение непосредственно от своего гуру и от Бога. Такова сиддханта, которой учит Шрила Прабхупада в своих книгах, лекциях и других наставлениях. Ведь очевидно, что если вносятся такие некорректные изменения, добавления и удаления, то это создает противоречия и абсурд в книгах Шрилы Прабхупады: если уж создавать иллюзию того, что Шрила Прабхупада велел, приказал своим ученикам стать дикша-гуру, то зачем в то же время делать упор на то, что квалификация сама по себе дает «полное право» принимать своих учеников? Если квалификация уже дает полное право, то указания от гуру не требуется. Но в таком случае почему Шрила Прабхупада утверждает, что он стал духовным учителем движения сознания Кришны, когда ему это «приказал» его гуру, а его духовные братья совершили проступок, выбрав нового ачарью сразу после ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура без каких-либо «полномочий» и «указания», а Гададхар Пандит, величайший маха-бхагавата, экспансия Шримати Радхарани в Чайтанья-лиле, ответил Валлабха-Бхатте, что без «приказа своего Господина» не может его инициировать? Шрила Прабхупада последовательно излагает истину о духовном учителе, о его положении, качествах, полномочиях, и в его наставлениях нет абсурда. Смиренная просьба: пожалуйста, не создавайте искажений в его книгах, которые запутывают читателей.

В своей статье «Изначальная «Гита» или...» Виджитатма прабху пишет:

«Еще один известный пример, о котором часто упоминают ритвики. В «Гите» 1983 года в комментарии к стиху 4.34 появляется фраза, которой нет в прежнем издании: «Нельзя достичь духовного совершенства и с помощью самостоятельного изучения священных книг». Упоминая об этом примере, наши оппоненты обвиняют редакторов «Бхактиведанта бук траст» в приписывании Шриле Прабхупаде чуждых для него идей, в данном случае — идеи о необходимости обращения к «живому», т.е. физически присутствующему, гуру. К их разочарованию, эта фраза принадлежит именно Шриле Прабхупаде и в его рукописи наличествует (по всей видимости, ее пропустил наборщик) <...>».

Это снова лишь предположение. Я могу предположить не менее логичный вариант: по всей видимости, сам Шрила Прабхупада разрешил Хаягриве прабху или Раяраме прабху удалить это предложение при редактировании во время консультаций с ним. Ни уважаемый Виджитатма прабху, ни я этого не знаем наверняка, поэтому однозначно только то, что в «Бхагавад-гиту как она есть» 1972 г. после физического ухода Шрилы Прабхупады и без его разрешения никакие дополнительные фразы, в том числе из его рукописей, не следует добавлять, и, стало быть, этой фразы там быть не должно. Более того, я должен сказать, что подробно написал по поводу этого изменения в «Гите» на русском языке в середине 2000-х годов, когда ББТ еще не опубликовал рукопись, но даже тогда я упоминал, что Джаядвайта Свами утверждает, что данная фраза в рукописи есть. Но при этом я обращал внимание на простой, легко доказуемый и очевидный факт, что даже если бы эта фраза была в тексте «Гиты», это совершенно не доказывает то, что Шрила Прабхупада не является действующим гуру (инициирующим и наставляющим) для всего ИСККОН и что это не отменяет его указаний о проведении инициаций в ИСККОН с помощью ритвиков. Процитирую тот анализ:

«Итак, в изданиях, одобренных Прабхупадой, этой фразы нет, а ее вставка вызывает большие вопросы. Но все-таки давайте допустим, что в этом комментарии должно быть написано именно так, как написано сейчас. Я лично не понимаю, почему периодически возникает такая дискуссия по этому поводу. Даже если принять вставку в комментарий Прабхупады о самостоятельном чтении книг знания за истинную, разве это что-то меняет? Вспомните стих, комментарий к которому мы обсуждаем. Кришна говорит, что для получения знания надо обратиться к духовному учителю, осознавшей душе, которая является таттва-дарши, то есть ей открылась истина, и поэтому она способна открыть ее другим. Вот каков контекст — надо слушать/читать наставления гуру, а не самостоятельно изучать шастры.Books of knowledge (книги знания) подразумевают именно это.

SB 1.3: Krsna Is the Source of All Incarnations : SB 1.3.41 : SYNONYMS :
veda—Vedic literatures (books of knowledge)
веда — ведическая литература (книги знания)

SB 1.3: Krsna Is the Source of All Incarnations : SB 1.3.20 : PURPORT :
The ksatriyas, or the administrative class of men, are expected to rule the planet by the direction of the intelligent class of men, who give direction to the rulers in terms of the standard śāstras, or the books of revealed knowledge

От кшатриев, или административного класса людей, ожидается, что они должны править планетой под руководством интеллектуального класса людей, которые дают советы руководителям в соответствии со стандартными шастрами, или книгами богооткровенного знания.

SB 2.7: Scheduled Incarnations with Specific Functions : SB 2.7.13 : PURPORT :
But as far as Indian sages are concerned, knowledge is received from the Vedic literatures, and the authorities accept without any hesitation that we should look through the pages of authentic books of knowledge (śāstra-caksurvat).

Но что касается индийских мудрецов, знание получается из ведической литературы, и авторитеты без колебаний признают то, что нам следует глядеть через страницы подлинных книг знания (шастра-чакшурват).

Beyond Birth and Death : BBD 1: We Are Not These Bodies :
The word veda means “book of knowledge.” There are many books of knowledge, which vary according to the country, population, environment, etc. In India the books of knowledge are referred to as the Vedas.

Слово веда означает «книга знаний». Есть множество книг знаний, которые различаются в соответствии со страной, населением, окружающей обстановкой и т. д. В Индии книги знания называют Ведами.

Шрила Прабхупада говорит:

«Ведическое знание должно пониматься через гуру. Таково предписание. Они отвергают это. Они... Ведическое предписание таково... «Катхопанишад». Тад-виджнанартхам са гурум эва абхигаччхет. Вы... Чтобы понять Веды, вы должны обратиться к гуру. Иначе вы не сможете понять».
(Шрила Прабхупада, лекция по Б.-г. 2.26, Хайдарабад, 30.11.72)

Поэтому как можно, ссылаясь на обсуждаемую фразу сомнительного происхождения, утверждать, что чтение книг Прабхупады неэффективно. Читать книги Прабхупады — не то же самое, что самостоятельно изучать Веды. Шрила Прабхупада тщательно перевел ведическую литературу и прокомментировал со ссылками на гуру-садху-шастры, точно передав учение парампары. Так ведь и до абсурда недалеко. Давайте сошлемся на эту фразу и прекратим распространять книги Шрилы Прабхупады по всему миру. А зачем, лучше будем распространять визитки и приглашения — приходите к нам на лекцию, и мы вам все объясним «из уст в уши». Зачем тогда Шрила Прабхупада написал эти книги? Почему говорил, что распространение его книг «несомненно, является нашим самым важным занятием» (письмо Рамешваре, 03.08.73)? Разве книги Шрилы Прабхупады не сделали огромное количество людей преданными и не сделают в будущем? Конечно, нет, и Шрила Прабхупада об этом ясно говорит:

Прабхупада: Продолжайте это. Тогда наше движение будет успешным. Все американцы должны иметь, как минимум, один набор книг. Купить один набор книг для них не очень трудно. Но это будет хорошим активом для них, если они будут хранить эти книги и иногда заглядывать в них. С каждой прочитанной строкой он будет получать трансцендентное знание. Любой, кто прочитает книгу «Кришна», станет вайшнавом. Это факт.
(Беседа, 03.02.75)

«Так что продажа книг — это настоящая проповедь. Кто может говорить лучше, чем эти книги? По крайней мере, любой, кто купит их, просмотрит их. Если вы должны продавать книги, делайте это всеми способами. Настоящая проповедь — это продажа книг. Вы должны научиться тактике продажи книг, не вызывая раздражения. Что сделает твоя лекция за три минуты? Но если он прочитает одну страницу, это может изменить его жизнь».
(Письмо Шрилы Прабхупады Бали Мардану, 30.09.72)

«Да, это хорошее предложение, печатайте множество книг на африканском языке и широко распространяйте, это настоящая проповедническая работа. Если ты кому-то продаешь книгу, это лучше, чем если будешь говорить им — что сделает твоя трехминутная проповедь? Но если они прочитают книгу, это может перевернуть их жизнь».
(Письмо Шрилы Прабхупады Брахмананде, 03.11.72)

«Что касается Санкиртаны и распространения книг, распространение книг также является воспеванием. Любой, кто читает эти книги, это также воспевание и слушание. Зачем проводить различие между воспеванием и распространением книг? Эти книги я начитал и записал на пленку, и они были расшифрованы. Это произнесенные киртаны. Поэтому распространение книг — тоже воспевание. Это не обычные книги. Это записанное воспевание. Любой, кто читает их, он слушает».
(Письмо Шрилы Прабхупады Рупануге, 19.10.74)

«Поэтому я всегда делаю упор на распространение книг. Это лучшая киртана. Это лучше, чем воспевание. Конечно, воспевание не должно прекращаться, но распространение книг является самой лучшей киртаной».
(Письмо Шрилы Прабхупады Шрутадеве, 24.10.74)

И разве книги Шрилы Прабхупады больше не отвечают на все вопросы?

Ученик: Шрила Прабхупада, когда вы не с нами, как мы можем получать наставления. Особенно, когда возникают вопросы...

Шрила Прабхупада: Ответ на вопросы... ответы есть в моих книгах.
(Прогулка со Шрилой Прабхупадой, 13.05.73, Лос-Анджелес)

«Проводи любое свободное время за изучением моих книг. Тогда ты получишь ответы на все свои вопросы».
(Письмо Шрилы Прабхупады Упендре, 07.01.76)

«Каждый из вас должен, по крайней мере, дважды в день читать наши книги. Утром и вечером. Тогда все ваши вопросы обретут ответы автоматически».
(Письмо Шрилы Прабхупады Ранадхиру, 24.1.70)

«Пожалуйста, продолжайте серьезно читать мои книги, и все будет раскрыто вам».
(Письмо Шрилы Прабхупады Бабхру и Сатйаки, 18.09.75)

«Стать совершенным домохозяином, вот что ценно. Совершенный домохозяин, как Кришна. Читайте регулярно книгу «Кришна». Зачем пишутся эти книги? Только на продажу? Чтобы спросить статистику: «Сколько книг ты продал?» Вы изучайте, читайте. Всегда читайте, двадцать четыре часа. Как только появляется время, читайте. Я делаю это. Я делаю это. Читаю, пишу, воспеваю».
(Шрила Прабхупада, лекция по Ш.Б. 2.9.4-8, Токио, 23.03.72)

«Если можете ходить в храм, делайте это. Храм — это место, где вам предоставляется возможность совершать непосредственное служение Верховному Господу Шри Кришне. Вместе с этим ежедневно читайте мои книги, в которых найдете ответы на все ваши вопросы и обретете надежный фундамент в сознании Кришны. Так ваша жизнь станет совершенной».
(Письмо Шрилы Прабхупады Хьюго Салемону, 22.11.74)

«В моих книгах философия сознания Кришны объяснена полностью, поэтому если ты чего-то не понимаешь, ты должен просто читать их снова и снова. Благодаря ежедневному чтению знание будет раскрыто тебе, и таким образом ты будешь прогрессировать в духовной жизни».
(Письмо Шрилы Прабхупаде Бахурупе, 22.10.74)

«Если у тебя будут еще вопросы, ты можешь написать мне или спросить у преданных в храме. На самом деле я уже ответил на все вопросы в своих книгах, таких как «Бхагавад-гита», поэтому, пожалуйста, читай их и повторяй мантру Харе Кришна».
(Письмо Шрилы Прабхупады, 06.03.74)

«Я дал все наставления в своих книгах».
(Письмо Шрилы Прабхупады Дина Даялу, 25.02.76)

«Я дал свои идеи и указания в своих книгах».
(Шрила Прабхупада, утренняя прогулка, 29.04.77)

«Я дал вам советы и руководство — они во всех моих книгах».
(Письмо Шрилы Прабхупады Мукунде, 01.02.74)

«Я рад узнать, что ты читаешь нашу литературу и очень вдумчиво относишься к ней. Я всегда рад отвечать на твои вопросы, но ты должна практиковать получение ответов от своего мужа и стараться найти их, продолжая читать наши книги. Все вопросы будут прояснены, если просто будешь очень внимательно читать наши книги и следовать простому процессу преданного служения, как мы установили его: регулярно повторять и строго соблюдать правила и ограничения. Наш принцип таков, что духовная наука раскрывается преданному из сердца в соответствии со степенью его преданности Кришне».
(Письмо Шрилы Прабхупады Экаяни, 25.07.70)

Другое дело, что надо отделить этот вопрос — чтение книг Шрилы Прабхупады равнозначно слушанию духовного учителя, и в них есть ответы на все вопросы. Это так. А все остальное: достаточно ли просто читать книги Шрилы Прабхупады и больше ничего не делать, ни с кем не общаться, и т.д. — это совсем другой разговор. Лично я не считаю, что следует только читать книги Шрилы Прабхупады и больше ничего не делать. Нужны все три вещи — пранипата, парипрашна и сева. Необходимо принять авторитет Шрилы Прабхупады как истинного духовного учителя, слушать/читать его наставления и комментарии к шастрам, соблюдать установленные им стандарты и заниматься практическим служением:

«Участие в поклонении Божеству под руководством истинного духовного учителя постепенно поможет домохозяевам очистить свое существование и быстро прогрессировать в духовной жизни. Только теоретического книжного знания недостаточно для преданного-неофита. Знание из книг — теория, тогда как процесс арчаны — практика. Духовное знание должно развиваться благодаря сочетанию теоретического и практического знания, и это — гарантированный путь достижения духовного совершенства».
(Шримад-Бхагаватам 2.3.22, комментарий)

«Да, чтение моих книг поможет тебе, философия должна быть, но если вместе с этим ты не применяешь философию в своей жизни, участвуя во всех храмовых программах, таких как ранний подъем, посещение мангал-арати, совершение преданного служения, то одно изучение философии воздействия не окажет».

Из письма Шрилы Прабхупады Даянанде, 07.07.1972


Конечно, распространение книг это тоже часть практического служения, причем очень важная.

«Слово криясу, которое означает «с помощью физического труда» или «с помощью работы», очень важно в этом стихе. Следует заниматься практическим служением Господу. В нашем движении сознания Кришны вся деятельность сосредоточена вокруг литературы Кришны. Это очень важно. Преданный может обратиться к любому человеку и убедить его почитать литературу Кришны, чтобы в будущем он тоже мог стать преданным. Такая деятельность рекомендована в этом стихе. Криясу йас твач-чаранаравиндайох. Такая деятельность всегда будет напоминать преданным о лотосных стопах Господа. Полностью сосредоточившись на распространении книг ради Кришны, преданный полностью погружается в Кришну. Это самадхи».
(Шримад-Бхагаватам 10.2.37, комментарий)

Или же человек занимается другими делами: распространяет прасад, ходит на харинамы, строит колесницы для Ратха-ятры, убирает храм, занимается административными вопросами и т. д. Все это практическое служение тоже необходимо.

Ну, и потом, кто говорит, что можно только читать книги Шрилы Прабхупады, а объяснения старших духовных братьев, обсуждение прочитанного с ними, слушание их лекций (как шикша-гуру) отменяются?

«Возбужденному, неспокойному ум нельзя принести умиротворение, изменяя материальные условия. Если я сознаю Кришну, любая работа не будет меня отягощать, и я всегда буду удовлетворен. Поэтому я рекомендую тебе читать книги все больше и больше и стараться понять прочитанное с разных точек зрения, постоянно обсуждая это со своими духовными братьями, даже когда ты работаешь в типографии. Когда работаешь и не можешь читать, слушай записи моих лекций. Никогда не пренебрегай повторением 16 кругов джапы на четках, всегда без исключений вставай рано утром, посещай мангала-арати, совершай омовение и следуй остальным регулирующим принципам. Тогда все будет идти успешно, можешь в этом не сомневаться».
(Письмо Шрилы Прабхупады, 13.06.72)

«Пожалуйста, постарайся очень внимательно изучить нашу философию сознания Кришны. Когда у тебя будут возникать трудности, можешь спросить совета у Шримана Хаягривы или у других старших духовных братьев. Всегда повторяй Харе Кришна, исполняй свои регулярные обязанности в сознании Кришны, сотрудничай с другими преданными, строго следуй четырем регулирующим принципам и будь счастлив в служении Господу».
(Письмо Шрилы Прабхупады Кеннету, 07.11.70)

«То, что у тебя философский склад ума, я это вижу и ценю, но в будущем, я думаю, можешь задавать любые вопросы, какие у тебя могут возникнуть в этом плане, одному из Свами или своему представителю от GBC. Я уже в преклонном возрасте, и мои интересы смещаются к философии и переводу. Если поможешь мне, освободив меня от этой административной работы, это позволит мне дать вам гораздо больше книг ведической литературы и нашей линии преемственности. Поэтому будь добр, помоги мне таким образом. На самом деле, если просто будешь служить в настроении преданности и продолжать регулярно петь и повторять, ответы на всё придут автоматически. «Тем, кто постоянно поклоняются Мне с преданностью и любовью, Я даю понимание, с помощью которого они могут достичь Меня».
(Письмо Шрилы Прабхупады Мохананде, Майяпур, 27.02.72)

«Сейчас я ощущаю очень сильное стремление уйти со сцены, чтобы переводить «Шримад-Бхагаватам». Это значит, что все вы, лидеры, особенно члены GBC, должны стать очень ответственными и делать работу, которую я делаю, выполняя ее по такому же стандарту. Поэтому я хочу, чтобы вы, особенно лидеры, очень глубоко погрузились в философию «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам» и сами полностью убедились и освободились ото всех сомнений. На этом уровне вы сможете продолжать работу удовлетворительным образом, но если не будет хватать знаний или появится забывчивость, то со временем все будет испорчено. Поэтому вы в особенности должны вдохновлять учеников читать наши книги в течение всего дня как можно больше и давать им хорошие советы о том, как понимать книги, и вдохновлять их изучать предмет со всех точек зрения. Таким образом, постоянно занимая язык в служении Господу, либо обсуждением Его философии, либо воспеванием Харе Кришна, истина такова, что Сам Кришна раскроет Себя нам, и мы поймем, как всё делать должным образом».
(Письмо Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 22.06.72)

«Иногда бывает так, что дикша-гуру не всегда присутствует. Поэтому можно учиться, получать наставления от возвышенного преданного. Это называется шикша-гуру».
(Шрила Прабхупада, лекция по Бг., 04.07.74, Гонолулу)

«Если Киртанананда Махараджа говорит то, что я говорю, тогда к нему можно относиться как к шикша-гуру. Гуру-шастра-садху. Духовный учитель один, это факт. Киртанананда Свами может приниматься как садху, а не духовный учитель, или как наставляющий духовный учитель. Я не думаю, что он говорит что-то против наших принципов, так в чем же проблема? Ты пишешь, что местные преданные говорят, что ты не можешь знать меня, что только Киртанананда Махараджа может знать меня. Но если Киртанананда ученик, и он может знать меня, и ты тоже ученик, то почему ты не можешь знать меня?»
(Письмо Шрилы Прабхупады Парамананде, 07.20.74)

«Что касается твоего последнего вопроса, то ответ такой: любой, кто учит, может называться духовным учителем. Это не так, что как только мы получаем инициацию, мы сразу становимся совершенными. Нет. Для этого нужно учиться. Поэтому если мы получаем наставления от старших духовных братьев, ко всем ним можно относиться как к гуру, в этом нет вреда. На самом деле у тебя есть только один духовный учитель — тот, который инициирует тебя, точно так же как у тебя может быть только один отец. Но к каждому вайшнаву следует относиться как прабху, учителю, тому, кто находится выше меня, и в этом смысле, если я учусь у него, к нему можно относиться как к гуру. Конечно, я не могу нарушать указания моего настоящего духовного учителя и в то же время называть духовным учителем кого-то другого. Это неправильно. Я могу называть духовным учителем только того, кто учит меня в точности тому, чему учит мой инициирующий духовный учитель. Ты улавливаешь смысл?»
(Письмо Шрилы Прабхупаде Шри Галиму, 20.11.71)

Книги Шрилы Прабхупады не утрачивают своего значения после его физического ухода:

«Я не могу говорить, я чувствую слабость. Я должен был отправиться в другие места, такие как Чандигарх, но я отменил программу, потому что состояние моего здоровья серьезно ухудшилось. Я предпочел вернуться во Вриндаван. Если смерть придет, пусть она придет здесь. Итак, ничего нового я вам не скажу. Всё, что я должен был сказать, я уже сказал в своих книгах. Просто старайтесь понять их и продолжайте прилагать усилия. Присутствую я или не присутствую, не имеет значения. Как Кришна живет вечно, так и живое существо живет вечно. Но киртирасйа са дживах: «Тот служил Господу, будет жить вечно». Вы обучились, как служить Кришне, а с Кришной мы будем жить вечно. Наша жизнь вечна. На ханйате ханйамане шарире. Исчезновение этого временного тела не имеет значения. Тело предназначено для того, чтобы исчезнуть. Татха дехантара-праптих. Поэтому служите Кришне и живите вечно. Большое спасибо».

(Аудиозапись речи Шрилы Прабхупады по прибытии во Вриндаван, 17.05.77)

«Когда я уйду, скорбеть об этом незачем. Я всегда буду с вами через свои книги и наставления. Так я всегда буду оставаться с вами».
(Журнал «Обратно к Богу», 13:1-2, декабрь 1977 г.)

Журналист: Что произойдет с Движением в Соединенных Штатах, когда вы умрете?

Шрила Прабхупада: Я никогда не умру.

Преданные: Джая! Харибол!

Шрила Прабхупада: Я буду жить в своих книгах, а вы будете ими пользоваться.
(Интервью Шрилы Прабхупады, 17.05.75, Беркли)

«У тебя правильный взгляд на значение моих книг. Книги будут всегда. Таково было мнение моего Гуру Махараджи, и я также придерживаюсь его. Поэтому я начал это Движение со своих книг. Мы сможем поддерживать все программы за счет продажи книг. Храмы будут содержаться на выручку от продажи книг, а если больше не будет храмов, останутся эти книги».
(Шрила Прабхупада, письмо Хамсадуте, 08.11.73)

И напоследок. То, что получать наставления из книг ачарьи, ушедшего с физической точки зрения, возможно, уже многократно обсуждалось, приводилось множество цитат, кто хотел, тот прочитал. Можно лишь повторить, что спустя тысячи и сотни лет люди становятся последователями Иисуса Христа и Мохаммеда, и Прабхупада одобрял это. Он называл этих возвышенных личностей ачарьями, а их последователей тоже причислял к вайшнавам, и говорил, что у них нет нарушения ученической преемственности и что если последователи Христа и Мохаммеда будут строго следовать их наставлениям, в конечном итоге они получат освобождение и увидят Бога. Все эти цитаты тоже приводились, если нужно, могу привести снова. Поэтому какой здесь может быть спор? Дело упирается в то, что надо следовать указаниям ачарьи, это я к вопросу о назначении ритвиков в том числе. Когда я слышу, что в комментарии 4.34 Шрила Прабхупада говорит, что самостоятельным изучением книг знания нельзя добиться духовного прогресса, поэтому «теория ритвиков липовая», я не знаю, плакать или смеяться, потому что столько всего смешивается вместе без разбора. В «Гите» Шрилы Прабхупады нет таких слов, и конец всем спекуляциям. А если бы и были, они относились бы к недопустимости самостоятельного изучения шастр, а не к тому, что книги Шрилы Прабхупады не могут нам помочь духовного прогрессировать, если читать их самостоятельно, без дополнительных объяснений. Прабхупада уже объяснил в своих книгах и других наставлениях всю философию сознания Кришны и ответил на все важные вопросы. Тем не менее иногда некоторые преданные утверждают, что книги Прабхупады не поймешь, если другой чистый преданный не объяснит то, что хотел сказать чистый преданный Шрила Прабхупада. Но разве Прабхупада просил распространять его книги в обязательном сопровождении «живого чистого преданного», который будет объяснять, что подразумевал автор книги? По этой логике нужен другой чистый преданный, который будет объяснять, что сказал первый комментатор-чистый преданный, и так до бесконечности. На самом деле Прабхупада говорил, что нужно читать, даже если вначале не понимаешь слов ачарьи, и само слушание и следование наставлениям ачарьи очистят преданного, и Кришна даст все понимание и весь необходимый разум, если человек предан Ему путем строгого следования указаниям истинного духовного учителя. Конечно, общение с другими физически присутствующими старшими преданными и вопросы к ним, практическое служение и проч. никто не отменял, и выше это подробно обсуждалось.

Поэтому хочется верить, что вопрос о происхождении, обоснованности, контексте и применении обсуждаемой фразы в комментарии к Бг. 4.34 исчерпан». (конец цитаты)

К сожалению, Виджитатма прабху продолжает отстаивать ошибочные, не соответствующие наставлениям Шрилы Прабхупады выводы относительно гуру-таттвы и истории ИСККОН в вопросе об инициациях. Подробное опровержение его позиции по этим вопросам было написано еще в 2009 г. (в том числе и по поводу физического присутствия гуру). С этим опровержением под названием «В чем заблуждаются антиритвики», в котором приводится множество соответствующих цитат Шрилы Прабхупады и его старших учеников, можно ознакомиться здесь: https://yadi.sk/d/F0-YQGZm7-suJ

Если читатель не очень заинтересован изучать опровержения утверждений Виджитатмы прабху, но имеет желание разобраться наставлениях Шрилы Прабхупады о ритвиках и об истории ИСККОН в плане инициаций и введения системы множества гуру после физического ухода Шрилы Прабхупады, увидеть цитаты и документы Шрилы Прабхупады, а также свидетельства его старших учеников, в этом случае можно обратиться к следующим публикациям:

Журнал «Обратно к Прабхупаде», специальный обзорный номер: http://www.iskconirm.com/ru/btpsi1new_obratno_k_prabhupade.htm

Книга «Последний приказ»: http://www.iskconirm.com/ru/TFO_Ru.htm

Публикация «Инициации в Международном обществе сознания Кришны в исторической перспективе»: https://yadi.sk/d/lB0Rkw0wsZRkP

В этих публикациях приводятся свидетельства, доказывающие, что Шрила Прабхупада однозначно выразил свое намерение остаться единственным духовным учителем (инициирующим) для всего своего Общества, даже на период после своего физического ухода.

Кроме того, мне приходилось писать опровержение еще одной статьи Виджитатмы прабху на тему о том, какие указания Шрила Прабхупада дал относительно избрания президентов храмов и членов GBC ИСККОН. То опровержение под названием «Выборность и назначение руководства: история ИСККОН и наставления Шрилы Прабхупады» можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/W6KrI3Kn7UXGb

Хочу подчеркнуть, что уважаю Виджитатму прабху и то служение, которым он занимается, однако по некоторым аспектам наставлений Шрилы Прабхупады и истории ИСККОН он публикует статьи с серьезными ошибками. Эти статьи вводят в заблуждение некоторых преданных ИСККОН, в связи с чем и были написаны соответствующие опровержения.

Вывод. Большая просьба к переводчикам и редакторам, ответственным за подготовку русских переводов книг Шрилы Прабхупады: пожалуйста, исправьте места с некорректным переводом, указанные выше, и пожалуйста, постарайтесь не искажать слова Шрилы Прабхупады, чтобы не вводить в заблуждение и не подрывать веру в книги Шрилы Прабхупады. Русскоязычные преданные в долгу перед вами за огромный труд по переводу и изданию книг Шрилы Прабхупады. Но, пожалуйста, помните о том, что на вас лежит огромная ответственность. Соответственно, в случае ваших ошибок или сознательных искажений наказание со стороны Господа может быть очень строгим. Читателям необходимо иметь в виду, что в русских книгах Шрилы Прабхупады места, в которых говорится о духовном учителе, желательно сверять с английским текстом, поскольку, как показывает практика, в них особенно много некорректного перевода и даже фальсификаций. Хочется надеяться на то, что эта ситуация будет исправлена.

***

Подводя итог разделам, связанным с анализом изменений, внесенных в книги Шрилы Прабхупады, процитирую заключение из книги «Арша-прайога. Сохранение наследия Шрилы Прабхупады»:

Утверждение: ББТИ не сделало ненужных изменений

Факт: Сделаны ненужные изменения в синтаксисе (структуре предложения). Произошла замена редактора, и этот новый редактор сделал крупномасштабный пересмотр книги, что сделало книгу неприемлемой для университетов. Изменился стиль книги, который уводит нас от стиля Шрилы Прабхупады к среднеанглийскому стилю — это не ведет к высшим местам. Ключевое свидетельство — аудиозаписи Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, на которых зачитываются стихи из «Бхагавад-гиты».

Утверждение: Были внесены только те исправления, которые приводят текст книги ближе к рукописи.

Факт: В «Гиту» добавлены новые слова, которые отсутствуют как в рукописях, так и в издании книги 1972 г. Слова, которые присутствуют как в рукописях, так и в издании книги 1972 г., были удалены из «Гиты».

Утверждение: Прабхупада уполномочил их повторно отредактировать «Бхагавад-гиту».

Факт: Шрила Прабхупада никогда не уполномочивал ББТИ (или кого-либо другого) повторно редактировать «Бхагавад-гиту». Шрила Прабхупада был указан «автором по найму», были присвоены авторские права и переписаны книги без оповещения обо всем этом. Законы об авторских правах были написаны для того, чтобы воспрепятствовать подобным действиям. Во втором издании был изменен стиль, и он не приводит нас «ближе к Шриле Прабхупаде». Это уводит нас от Шрилы Прабхупады на шаг назад, а следующее издание под редакцией следующего редактора уведет нас на два шага назад.

Утверждение: ББТИ чтит принцип арша-прайога, не корректируя санскрит Прабхупады и лично им выбранные слова, а исправляет только слова предыдущих редакторов.

Факт: Изменения вносятся в пословный перевод с санскрита, сделанный Прабхупадой, и в выбранные им самим слова. На youtube есть видео, подготовленное BBTedit, на котором редактор ББТИ Джаядвайта Махараджа утверждает, что вносил эти изменения с помощью знатоков санскрита.

Утверждение: Сиддханта не изменена. Все изменения кроме философских изменений допустимы.

Факт: Внесены изменения в сиддханту. Пожалуйста, обратитесь к разделу данной книги «Отклонения в сиддханте». Тем не менее, тот факт, что реализованные труды ачарьи изменяются — уже отклонения в сиддханте (принцип арша-прайога — часть сиддханты), позволять нарушать принцип арша-прайога — само по себе нарушение сиддханты.

Измененные книги несут в себе скрытую апа-сиддхантскую точку зрения, что приемлемо нарушать принцип арша-прайога. И если все эти изменения допускаются, то в какой-то момент мы увидим дополнительные изменения сиддханты. Есть преданные, которые удалили бы некоторые фрагменты из книг Шрилы Прабхупады, если бы у них были на это полномочия. И это апа-сиддхантское мнение, что можно нарушать арша-прайогу, подтолкнет будущие поколения продолжить вносить изменения.

Утверждение: Шрила Прабхупада передал ученикам работу, связанную с предпечатной подготовкой своих книг.

Факт: Он был вовлечен в каждый аспект подготовки своих книг, что подтверждается многочисленными письмами и достаточными свидетельствами близких учеников, таких как Говинда даси, Рупануга даса, Рамешвара даса (см. воспоминания Рамешвары).

Утверждение: Пересмотр текста осуществлялся на основе изначальной рукописи.

Факт: «Изначальная рукопись» отсутствует — она была отправлена в издательство «Макмиллан» для печати тиража книги и в настоящий момент не доступна. То, что называется изначальной рукописью, является черновым вариантом рукописи, которую уже отредактировал Хаягрива, работавший со Шрилой Прабхупадой, которую затем одобрил Шрила Прабхупада и отправил в «Макмиллан» для издания книги.

Заключение и призыв к действию

Цель этой книги — осведомить мир преданных Господа, ученых и других о доказанном факте — о том, что изначальные книги Шрилы Прабхупады были искажены, подвергнуты компромиссу и изменены так, как он никогда бы не одобрил. Поэтому чрезвычайно важно сохранить наследие его изначальных наставлений для духовного блага всех и для того, чтобы сохранить будущее движения Харе Кришна, начатого Шри Чайтаньей Махапрабху и распространенного Шрилой Прабхупадой. В этой книге представлена правда о неуполномоченных изменениях, внесенных в книги Шрилы Прабхупады (с тщательным изложением хронологии для будущих читателей), чтобы способствовать сохранению книг Шрилы Прабхупады в том виде, в каком он их дал. Шрила Прабхупада давал ясные наставления по поводу редактирования во время его присутствия и на будущее. Когда возникал вопрос выбора, должен был применяться принцип арша-прайога.

Каждому, кто всерьез заинтересован в подлинном, непосредственном изложении трудов Шрилы Прабхупады, следует использовать экземпляры первоначальных работ Шрилы Прабхупады до 1978 года.

На отредактированных книгах следует сообщать, что это пересмотренные издания, а также необходимо ясно упоминать имена редакторов. В идеале отредактированные издания следует вывести из печати, ББТИ следует вернуться к изданию версий книг Шрилы Прабхупады до 1978 года, а Уполномоченному руководящему совету (GBC) ИСККОН следует восстановить эти версии книг как авторитет для Международного общества сознания Кришны.

В любом случае, в изначальных изданиях полностью представлено вани Шрилы Прабхупады, которое остается основой истинного движения Харе Кришна и острием Золотого Века, начатого Господом Чайтаньей Махапрабху. Харе Кришна.

***

Наши рекомендации