Вопрос 11. Соблюдение аудитором принципа профессионального поведения при предложении и продвижении услуг
Аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики:
1) честность;
2) объективность;
3) профессиональная компетентность и должная тщательность;
4) конфиденциальность;
5) профессиональное поведение.
Соблюдение принципа профессионального поведения обязывает аудитора исполнять требования применимых НПА и избегать действий, о которых аудитор знает или должен знать, что они могут дискредитировать аудиторскую профессию, или которые разумное и хорошо информированное стороннее лицо, взвесив все конкретные факты и обстоятельства, известные аудитору, вероятнее всего сочло бы негативно влияющими на репутацию аудитора.
При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным, правдивым и не должен:
а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, свою квалификацию и приобретенный опыт;
б) давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.
Вопрос 12. Заключение договора оказания аудиторских услуг: приемлемость отношений с клиентом, приемлемость задания, смена аудитора
12.1. Приемлемость отношений с клиентом (ст. 2.15 – 2.19 Кодекса)
Прежде чем установить отношения с новым клиентом, аудитор должен рассмотреть вопрос, может ли выбор этого клиента привести к возникновению угроз нарушения основных принципов этики. Потенциальная угроза честности или профессиональному поведению может, например, возникнуть при наличии сомнительных характеристик клиента (его собственников, руководящих лиц или деятельности).
Аудитор должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня.
В случае, если угрозы не могут быть сведены до приемлемого уровня путем принятия соответствующих мер предосторожности, аудитор должен отказаться вступать в отношения с клиентом.
Приемлемость отношений с клиентом целесообразно периодически пересматривать для возобновляемых заданий.
12.2. Приемлемость задания (ст. 2.20 – 2.22 Кодекса)
Принцип профессиональной компетентности и должной тщательности обязывает аудитора предоставлять только такие услуги, которые соответствуют его компетентности. Прежде чем принять конкретное задание от клиента, аудитор должен рассмотреть вопрос о том, не приведет ли принятие задания к возникновению угроз нарушения основных принципов.
Аудитор должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня. Такими мерами предосторожности могут быть:
· правильное понимание характера деятельности клиента, сложности совершаемых им операций, конкретных требований задания, цели, характера и объема работы, подлежащей выполнению;
· знание соответствующей отрасли экономической деятельности или предмета задания;
· привлечение достаточного количества работников, обладающих необходимой квалификацией и т. д.
12.3. Смена аудитора (ст. 2.23 – 2.28 Кодекса)
Аудитор, которому предлагают заменить другого аудитора или который собирается предложить свою кандидатуру для выполнения задания, которым занимается другой аудитор, должен определить, имеются ли какие-либо причины (профессиональные или иные), не позволяющие ему принять это задание.
Аудитор должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики. В зависимости от характера задания для установления всех фактов и обстоятельств, вызывающих смену аудитора, может потребоваться прямой контакт с выполняющим задание аудитором с целью определения того, можно ли это задание принять.
По мере необходимости аудитор должен предпринять меры предосторожности для устранения любых угроз нарушения основных принципов этики или сведения их до приемлемого уровня.
В случае, если угрозы не могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня путем принятия соответствующих мер предосторожности, аудитор должен отказаться от выполнения задания.
Вопрос 13. Вознаграждение за оказание аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудиторских и прочих услуг: условия возникновения угроз нарушения принципов профессиональной этики аудиторов, необходимые меры предосторожности (ст. 2.28 – 2.45 Кодекса)
При ведении переговоров о профессиональных услугах аудитор может назначать любое вознаграждение, которое он сочтет соответствующим его услугам. Назначение одним аудитором вознаграждения меньшего, чем назначает другой аудитор, само по себе не считается неэтичным поступком. Однако такая ситуация может привести к угрозе нарушения основных принципов этики. Например, если размер назначенного вознаграждения настолько мал, что не позволит аудитору выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами, то возникшая угроза личной заинтересованности может привести к угрозе нарушения принципа профессиональной компетентности и должной тщательности.
Факт возникновения и значимость каких-либо угроз зависит от таких факторов как размер назначенного вознаграждения и услуг, к которым он относится. С учетом этих угроз необходимо предусмотреть и при необходимости принять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня.
Такими мерами предосторожности могут быть:
· ознакомление клиента с условиями выполнения задания и, в частности, с методикой расчета оплаты и объема оказываемых услуг;
· назначение квалифицированных работников для выполнения задания и выделение времени, соответствующего условиям задания.
Условные вознаграждения назначаются, как правило, за выполнение заданий, не обеспечивающих уверенность.
Однако в определенных обстоятельствах это может привести к возникновению угрозы личной заинтересованности, направленной против принципа объективности. Факт возникновения данной угрозы и ее значимость зависят от таких факторов, как:
· характер задания;
· пределы изменения размера возможного вознаграждения;
· методика расчета вознаграждения;
· вероятность того, что итоги или результат задания будут оцениваться независимым третьим лицом.
Аудитор должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня.
Такими мерами предосторожности могут быть:
· заранее заключенное с клиентом в письменном виде соглашение о методике расчета вознаграждения;
· раскрытие предполагаемым пользователям работы, выполняемой аудитором, методики расчета вознаграждения;
· правила и процедуры контроля качества;
· оценка результатов работы, выполненной аудитором, независимым третьим лицом.
В определенных обстоятельствах аудитор может получать вознаграждение за посредничество или комиссионное вознаграждение, связанное с его работой с клиентом. Например, если аудитор не может предоставить конкретные запрашиваемые услуги, он может получить плату за то, что направляет своего клиента к другому аудитору или эксперту. Аудитор также может получить комиссионное вознаграждение от третьей стороны за продвижение клиенту товара или услуг этой третьей стороны (например, вознаграждение от распространителя программного обеспечения). Принятие такой платы или комиссионного вознаграждения может привести к возникновению угрозы личной заинтересованности, направленной против принципа объективности и принципа профессиональной компетентности и должной тщательности.
Аудитор может сам выплачивать вознаграждение с целью получить клиента, который продолжает оставаться клиентом другого аудитора, не оказывающего услуги, запрашиваемые в данный момент клиентом. Выплата такого вознаграждения также может создать угрозу личной заинтересованности, направленной против принципа объективности и принципа профессиональной компетентности и должной тщательности.
Аудитор должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня.
Такими мерами предосторожности могут быть:
· раскрытие клиенту любых соглашений о выплате посреднического вознаграждения другому аудитору за переданную ему работу;
· раскрытие клиенту любых соглашений о получении посреднического вознаграждения за передачу работы с этим клиентом другому аудитору;
· заранее полученное согласие клиента на оказание аудитором комиссионных услуг, связанных с продажей клиенту товаров или услуг третьей стороной.
Вопрос 14. Конфликт интересов в аудиторской деятельности: причины возникновения, необходимые меры по его устранению (ст. 2.29 – 2.37 Кодекса)
Аудитор должен не допускать, чтобы конфликт интересов мог бы скомпрометировать его профессиональное суждение.
Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть конфликт интересов, являются:
· предоставление консультационной услуги по сопровождению сделки клиента, планирующего приобрести аудируемое лицо, в отношении которого в ходе аудита аудиторская организация получила конфиденциальную информацию, важную для такой сделки;
· одновременное консультирование двух клиентов, которые являются прямыми конкурентами в сделке по покупке одной и той же компании, когда консультация аудиторской организации может повлиять на конкурентные позиции этих клиентов;
· оказание услуг покупателю и продавцу, которые являются сторонами одной и той же сделки и т.д.
В случае выявления конфликта интересов аудитор должен оценить:
· значимость соответствующих заинтересованностей или взаимоотношений,
· значимость угроз, возникающих в связи с оказанием профессиональной услуги или услуг. В целом, чем очевидней прямая взаимосвязь между профессиональной услугой и вопросом, по которому интересы сторон противоречат друг другу, тем более значимой будет угроза объективности и нарушения иных основных принципов этики.
Аудитор должен принимать меры предосторожности (при необходимости) с целью устранения угроз нарушения основных принципов этики, создаваемых конфликтом интересов, или сведения их до приемлемого уровня.
Примерами мер предосторожности являются, в частности:
1) применение процедур, призванных не допустить несанкционированное раскрытие конфиденциальной информации в процессе предоставления профессиональных услуг по конкретному вопросу двум или более клиентам, интересы которых по этому вопросу противоречат друг другу. Это может включать:
· привлечение разных групп к выполнению заданий, которым даны четкие инструкции (принципы и процедуры) в части соблюдения конфиденциальности;
· создание внутри аудиторской организации подразделений профессиональной практики, которые бы имели раздельное месторасположение, что могло бы предотвратить передачу конфиденциальной клиентской информации от одного подразделения другому в пределах аудиторской организации;
· установление принципов и процедур, призванных ограничить доступ к клиентским файлам, использование соглашений о конфиденциальности, подписываемых работниками аудиторской организации, и/или раздельное (физически или в электронном виде) хранение конфиденциальной информации;
2) регулярная проверка того, применяются ли соответствующие меры предосторожности лицом из состава руководства аудиторской организации, не участвующим в выполнении задания или заданий для клиента;
3) привлечение лица, не участвующего в предоставлении услуг, а также не затрагиваемого конфликтом интересов каким-либо иным образом, для проведения обзора выполненных работ с целью оценки обоснованности ключевых суждений и выводов;
4) проведение консультаций с третьими сторонами, например, с саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, юристами или иным аудитором.