Бухгалтерское законодательство
Значительную роль в рождении бухгалтерской профессии в Японии сыграло также налоговое законодательство. Налог на доходы был введен в 1896 году, после чего кроме обычных бухгалтеров появились налоговые агенты, предоставлявшие компаниям профессиональные консультации в области уплаты налогов. Таким образом, еще в конце XIX века в Японии существовали две категории бухгалтеров — одни вели учет в компаниях и готовили финансовую отчетность, а другие специализировались на вопросах налогового учета и предоставления консультаций.
Бухгалтерский учет в соответствии с положениями Коммерческого кодекса 1890 года в обязательном порядке подвергался аудиторской проверке со стороны штатных аудиторов. Роль штатного аудитора, как указывают Т. Кук и М. Кикуйя, была подобна роли внутреннего аудитора в западных странах, и от него не требовалось наличие сертификата профессионального бухгалтера [52.17]. Фактически эти люди назывались аудиторами номинально и контрольные функции практически не выполняли.
Например, в 1909 году были обнаружены факты мошенничества в компании «Dail Nihon Sexto Со» (впоследствии этот прецедент стал известным как «Дело Nitto Inc.»). Мошенничество сопровождалось маскировкой незаконных операций в учете и выплатой так называемых дивидендов, которыми эффективно «закрывали глаза» членам надзорного совета. В результате неожиданное падение цены акций привело к банкротству компании. После этого случая сэр Клод Максвелл Мак Дональд, в то время британский посол в Японии, решительно указал на необходимость аудиторов [53.88].
Таким образом было положено начало формированию японского аудита по примеру Великобритании, система учета и аудита которой считалась в начале XX века наиболее развитой и прогрессивной.
Министерство сельского хозяйства и торговли Японии, которое в то же время имело наибольшие полномочия в этом вопросе, немедленно провело исследование систем учета в Великобритании, США и Европе. Резюме этого исследования было опубликовано в 1909 году под названием «Отчет об исследовании систем подготовки дипломированных общественных бухгалтеров». Следует заметить, среди японских бухгалтеров в это время началось активное движение в пользу принятия Закона о зарегистрированных бухгалтерах. Первый проект такого закона был подготовлен в 1914 году, но был отклонен из-за неразрешённых спорных моментов. Всего проекты данного закона выносились на обсуждение восемь раз, и лишь через 13 лет (в 1927 г.) Закон о зарегистрированных бухгалтерах был наконец-то принят [54.51 —101 ].
Любой, кто изучал бухгалтерию в университете (колледже) или имел, по крайней мере один год практического опыта, мог зарегистрироваться в качестве профессионального бухгалтера. Причина, из-за которой ранние проекты этого закона были отвергнуты, состоит в том, что в Японии начала XX века еще не было атмосферы, способствовавшей принятию аудиторов обществом. Многие сомневались в необходимости такого законодательства. Даже принятый в 1927 году о зарегистрированных бухгалтерах был еще очень далек от совершенства и имел множество отличий от британской системы учета, которая была с самого начала определена как образец. В него не было включено ни одного положения, защищающего бухгалтеров.
В 30-х годах XX века возросло количество налоговых агентов, желающих легализировать свою деятельность по примеру бухгалтеров. Необходимые предпосылки для этого сложились во время Второй мировой войны, когда налоги существенно возросли. Для обеспечения успешного проведения политики национального правительства Японии, связанной с налоговыми реформами, в 1942 году был принят Закон о налоговых агентах [55.344].
После поражения Японии во Второй мировой войне все последующие реформы проводились исключительно как часть оккупационной политики, проводимой Главным штабом Союзнических оккупационных сил (GHQ). Одним из главных направлений этой политики была экономическая реформа, связанная с роспуском дзайбацу — японских финансовых объединений. Командование оккупационных сил стремилось обеспечить демократизацию рынка ценных бумаг и необходимые условия (в том числе юридические) для вовлечения в японскую экономику иностранного капитала.
Принятый для защиты интересов в 1948 году Закон о ценных бумагах и фондовом рынке инвесторов предусматривал обязательное раскрытие необходимой информации в финансовой отчетности и подтверждение ее независимыми аудиторами. Этот закон почти полностью копировал американское законодательство, а именно Закон о ценных бумагах 1933 года и Закон о фондовых биржах, принятый в США в 1934 году [55.355].
Проблемы возникли в связи с созданием системы аудита, так как профессиональных аудиторов в Японии не существовало, а зарегистрированных бухгалтеров командование оккупационными силами считало не подготовленными для работы в условиях нового законодательства [56.67].