Структура проектного предложения/заявки
Постановка проблемы (или обоснование потребностей)
Любое проектное предложение начинается с объяснения причин, побудивших авторов к разработке проекта.
В этом разделе оценивается и описывается социальнаяситуация, сложившаяся в конкретном сообществе, выделяется из круга наиболее актуальных социальных проблем одна, которая заботит авторов больше всего и которую они намерены решить.
Сам проект должен быть направлен на решение конкретной проблемы, и нужно уметь доказать, что в решении этой проблемы заинтересовано большое количество людей, и уметь объяснить, почему эта проблема актуальная для всех.
Нужно формулировать свое обоснование в расчете на человека, который до этого момента не задумывался о существовании той проблемы, которая поднимается. При этом нужно постараться избегать специальной терминологии и избыточной научности — не все люди имеют медицинское, педагогическое или юридическое образование. Если же использование специфических терминов кажется целесообразным, необходимо попутно разъяснить их значение.
В выигрышной позиции находится тот проект, авторы которого демонстрируют свою осведомленность в теме, умеют оперировать соответствующими статистическими данными, знакомы с позициями экспертов, используют таблицы и схемы и твердо знают, что означают приводимые цифры.
Иными словами, авторы должны четко понимать и уметь объяснить другим людям (потенциальным партнерам, инвесторам), зачем нужен этот проект.
Из рекомендаций проектной группе:
В разделе "Постановка проблемы" Вы должны:
· логически связать задачи, выполняемые Вашей организацией, с проблемами, которые Вы собираетесь решить;
· четко определить весь круг проблем, над которым Вы собираетесь работать;
· убедить собеседника в том, что Ваша задача в принципе выполнима, то есть ее можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определенную сумму;
· подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов — статистических данных, групповых заявлений, частных писем от Ваших клиентов и профессионалов, работающих в Вашей области, и др.;
· быть реалистичным — не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода.
Цели и задачи
Цель — это четкое понимание, ради чего и для чего предпринимается проект. Что авторы хотят изменить, какое качество жизни людей?
Цели — это наиболее общие утверждения типа: создать условия для предупреждения социального сиротства; обеспечить условия для получения полноценного высшего образования для выпускников сельских школ и т.д.
Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Тем самым цели отличаются от задач.
Задачи — конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта.
Задачи — конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которая была описана в разделе «Постановка проблемы». Эти изменения (улучшения) должны произойти в результате осуществления проекта. Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта.
Когда мы говорим в проекте об «усилении», «улучшении» и «увеличении» чего-либо, то неясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, а проект осуществленным.
Утверждение, что эффект нельзя измерить, что Вы не можете подобрать нужных показателей, равносильно признанию, что проект не даст заметного эффекта.
Цели и задачи должны логически вытекать из постановки проблемы и иметь логическую взаимосвязь между собой — именно решение поставленных задач должно гарантировать достижение цели.
Описание целевой группы
Авторы (и, соответственно, потенциальные инвесторы, знакомящиеся с проектном) должны четко понимать, какие люди или группы людей получат непосредственную пользу от реализации проекта, каким образом изменится их жизнь, какие новые качества приобретет.
Из описания проекта должно быть ясно, почему авторы выступают в защиту интересов этих людей, почему другие люди должны помочь данной целевой группе, т.е. поддержать этот проект.
Здесь необходимо помнить, что наибольшего социального эффекта можно достигнуть, делая что-то не для представителей целевой группы, не вместо них, а вместес ними, то есть, вовлекая их в созидательную деятельность, направленную на улучшение качества их собственной жизни, — приобретение полезных бытовых или профессиональных навыков, знаний и умений, развитие творческих способностей для укрепления жизненных позиций (а не просто, чтобы чем-то занять аудиторию) и т.д.