В. Поручение заданий Принципы

Аудиторская работа должна поручаться работникам, имею­щим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходи­мые в данных условиях, а также отвечающим критерию незави­симости.

Конкретные процедуры

1. Изложить подход аудиторской организации (индивидуального аудитора) к поручению заданий, включая планирование общих потребностей аудиторской организации (индивидуально­го аудитора) и отдельных ее подразделений, а также меры, пред­принимаемые с целью достижения баланса в отношении потреб­ности в работниках для проведения аудита, персональных навы­ков, индивидуального профессионального роста, а также исполь­зования работников, в том числе:

а) определять потребность в кадрах как аудиторской органи­зации в целом, так и ее отдельных подразделений;

б) своевременно определять потребность в работниках в связи с отдельными аудиторскими проверками;

в) определять затраты времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в работниках и состав­ления графика аудиторской работы;

г) учитывать следующие факторы для достижения баланса с точки зрения потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования работников:

объем и степень сложности аудита;

наличие работников;

необходимость в специальных знаниях;

временные рамки планируемой работы;

преемственность в работе и периодическая ротация кадров;

возможность обучения работников на рабочем месте.

2. Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение ра­ботников для проведения аудиторских проверок, для чего:

а) учитывать при назначении отдельных лиц:

требования к работникам и сроку выполнения работы при про­ведении конкретного аудита;

оценку квалификации работников с точки зрения опыта, занима­емой должности, образования и специальных экспертных знаний;

планируемый уровень контроля и участия работников, выпол­няющих контрольные функции;

предполагаемое время, которым располагают работники, на­значенные для проведения аудита;

ситуации, когда возможно возникновение проблем, связанных с нарушением принципа независимости и конфликтом интересов, например назначение работника для проведения аудита лица, являвшегося прежде его работодателем или являющегося рабо­тодателем родственника работника аудиторской организации (индивидуального аудитора);

б) при назначении работников следует уделять должное вни­мание преемственности и ротации кадров в целях рационального проведения аудита, а также учитывать возможность привлечения других работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.

3. Обеспечить утверждение графика проведения аудита и на­значений работников для проведения аудита, для чего:

а) предоставить руководству аудиторской организации (индивидуальному аудитору) в случае необходимости для проверки и утверждения список работников, назначенных для проведения
аудита, с указанием их квалификации;

б) принять во внимание опыт и профессиональную подготовку работников исходя из сложности аудита и других требований к нему, а также определить необходимый уровень контроля.

Г. Контрольные полномочия Принципы

Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуще­ствлять текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обес­печить разумную уверенность в том, что работа выполнена каче­ственно.

Конкретные процедуры

1.Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:

а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита, привлечь к процессу планирования работников, назначенных для проведения аудита;

б) подготовить справочную информацию об аудируемом лице или проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок, а также внести соответствующие коррек­тировки в процесс планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;

в) определить вопросы, которые необходимо отразить в об­щем плане и программе аудита, в том числе:

составление предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки;

определение потребности в работниках и в их специальных знаниях;

предварительное определение срока, необходимого для про­ведения аудита;

анализ текущих экономических условий, влияющих на ауди­руемое лицо или сферу его деятельности, и их возможное влияние на проведение аудита;

г) провести анализ факторов, оказывающих влияние на неза­висимость аудиторской организации (индивидуального аудито­ра) и на работников, участвующих в проведении аудита.

2. Предусмотреть процедуры для поддержания стандартов качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) при выполнении аудиторской работы, для чего:

а) обеспечить достаточный контроль на всех административ­ных уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт работников;

б) составить методические указания в отношении формы и со­держания рабочих документов;

в) использовать стандартизированные формы, контрольные перечни и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для проведения аудита;

г) предусмотреть методы решения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к проведению аудита.

3. Предоставлять работникам возможность обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита, для чего:

а) придавать особое значение обучению на рабочем месте, яв­ляющемуся важной частью профессиональной подготовки каж­дого работника, в том числе:

обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняе­мой ими работы с аудитом в целом;

привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно большего объема работы, связанной с аудитом, при условии обес­печения надлежащего контроля за качеством их работы;

б) придавать особое значение навыкам управления кадрами и включать данные вопросы в учебные программы;

в) стимулировать работников к обучению и повышению ква­лификации;

г) проводить анализ выполненных поручений для определения
того, что работники:

отвечают требованиям в отношении опыта работы, установ­ленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование ауди­торской деятельности, и профессиональными аудиторскими объе­динениями;

приобретают опыт в различных областях аудита и различных отраслях экономики;

выполняют работу, находясь в подчинении различных руко­водящих работников.

Д. Консультирование Принципы

Вслучае необходимости в аудиторской организации (у индиви­дуального аудитора) либо вне ее следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями.

Конкретные процедуры

1.Определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять работников к получению консультаций и использованию необходимых источников в слу­чае возникновения сложных или необычных проблем, для чего:

а) информировать работников о процедурах проведения кон­сультаций;

б) определить области аудита и особые ситуации, требующие
проведения консультаций, включая:

применение новых нормативных правовых актов;

отрасли, где существуют особые требования к ведению бух­галтерского учета, проведению аудита либо составлению финан­совой (бухгалтерской) или иной отчетности;

возникновение проблем в области практики проведения аудита;

требования по представлению документов, установленные органами государственной власти Российской Федерации, инос­транных государств;

в) обеспечивать доступ к справочным материалам и автори­тетным источникам, в том числе:

определить в каждом подразделении аудиторской организа­ции лиц, ответственных за работу библиотеки справочной лите­ратуры;

хранить справочники и издавать документы, в том числе име­ющие отношение к специализированным отраслям и областям;

заключать по мере необходимости соглашения с другими орга­низациями и лицами с целью пополнения информационных ресур­сов;

обращаться с вопросами в соответствующие подразделения профессиональных аудиторских объединений, созданные для их разъяснения;

г) определить ситуации, создающие угрозу независимости ауди­торской организации (индивидуального аудитора) и их работни­ков и требующие проведения консультаций и выработки мер, на­правленных на снижение (устранение) риска утраты независимо­сти.

2. Назначать компетентных работников и определять их пол­номочия в процессе предоставления консультаций, для чего:

а) назначать работников, ответственных за представление документов в органы государственной власти;

б) назначать работников, специализирующихся по определенным отраслям;

в) информировать работников об уровне полномочий в про­цессе выработки ими единого мнения и о процедурах для разрешения разногласий.

3. Определить объем документации, которую необходимо под­готовить по результатам консультаций, для чего:

а) информировать работников об объеме необходимой доку­ментации и об ответственности за ее подготовку;

б) определить случаи, требующие сохранения документации после проведения консультации;

в) сохранять документацию по результатам консультаций в качестве справочного материала и для исследовательских целей.

Наши рекомендации