Бюджетный процесс в украине
Если говорить коротко, то бюджетный процесс — это регламентированная нормами права деятельность, связанная с
• составлением,
• рассмотрением,
• утверждением бюджетов,
• их выполнением
• и контролем за их выполнением,
• рассмотрением отчетов о выполнении бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины.^
Если вы хотите ознакомиться с бюджетным процессом во всех подробностях, то лучше всего почитать первоисточник — Бюджетный кодекс Украины (см. главы № 4, 6 — 10, 12). Для тех, кому лень вычитывать БКУ, я коротко законспектировал содержание глав Кодекса, в которых описываются основные стадии бюджетного процесса (см. Приложение 34). А сейчас я хочу остановиться только на некоторых ключевых моментах бюджетного процесса.
Прежде всего, заострю ваше внимание на том факте, что бюджетный процесс начинается с научно обоснованного прогноза (ознакомьтесь еще раз с Приложением 2). Имея прогноз, можно формировать (формирует НБУ) денежно-кредитную политику на следующий год. Положения денежно-кредитной политики и данные прогноза экономического развития берутся за основу при разработке бюджетной политики (разрабатывается Кабмином). Причем мнение Кабинета Министров о том, какая должна быть бюджетная политика, не всегда совпадает с мнением Верховной Рады. Поэтому Верховная Рада, принимая постановление относительно основных направлений бюджетной политики на соответствующий год, вносит свои предложения. Эти предложения должны быть учтены Кабмином при разработке закона о госбюджете.
Еще раз напоминаю: бюджетная политика проявляется в Законе «О Государственном бюджете Украины» на очередной
1 В соответствии со статьёй 2 БКУ.
Глава 6. Централизованные финансы 153
год. Этим законом могут вноситься различные поправки в другие Законы Украины. Своеобразным рекордсменом по количеству поправок был Закон «О Государственном бюджете Украины на 2005 год».
Процедура принятия законов о госбюджете всегда сопровождалась острой полемикой между Кабмином и Верховной Радой. Степень накала дискуссии определялась, главным образом, тем фактом, что Кабмин и Верховная Рада отстаивали интересы разных финансово-промышленных групп. Но в результате конституционной реформы, вступившей в силу с 2006 года, когда состав Кабинета Министров Украины стал формироваться коалиционным большинством Верховной Рады, Кабмин и большинство в Верховной Раде фактически стали «сиамскими близнецами». Им между собой особо не о чем спорить. В подтверждение тому можете ознакомиться с постановлениями Верховной Рады об основных направлениях бюджетной политики (см. Приложения 37 и 38). Если сравнить количество предложений Верховной Рады к бюджетной политике на 2006 год (до реформы) и количество предложений на 2007 год (после формирования Кабмина по обновленной Конституции), то нетрудно заметить существенную разницу — в 2007 году предложений стало в три раза меньше. Это может служить косвенным доказательством того, что противоречий между Кабмином и ВР существенно поубавилось.
И еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Закон «О Государственном бюджете Украины» — это пландоходов, расходов и финансирования бюджета. А план, как известно, может быть выполнен, может быть недовыполнен, а может быть и перевыполнен. Для того чтобы вы могли составить представление о фактическом выполнении госбюджета (этап контроля за выполнением бюджета), ознакомьтесь с текстами официальных бюллетеней Счетной палаты Украины, в которых содержится анализ выполнения госбюджета в 2004 и 2005 годах (файлы под названиями «Бюллетень СП № 8-2005» и «Бюллетень СП № 6-2006» в папке «Приложение 30»).
Если вам вдруг понадобится аналитическая информация по бюджетному процессу, советую посетить сайт Счетной палаты Украины (на мой взгляд, один из наиболее информативных
154 Финансы.UA
сайтов органов госуправления). В его архиве можно найти массу полезных официальных материалов, которые могут пригодиться при написании различных научных работ. Кроме того, на официальном сайте Министерства финансов Украины вы сможете найти оперативную информацию о всех стадиях бюджетного процесса.