Программа прохождения преддипломной практики в коммерческом банке
1. Общая характеристика банка:
- организационно – правовая форма;
- виды лицензий;
- основные операции, осуществляемые банком (ГК РФ, ФЗ от 02.12.1990г. № 395-1, ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ)
2. Формирование клиентской базы банка. Проводимая тарифная, процентная политика банка. Место банка на региональном рынке банковских услуг
3. Организация обслуживания клиентов банка. Валютные операции коммерческого банка, законодательно-нормативная база их проведения.
4. Организация внутреннего контроля и аудита в коммерческом банке. Внешний контроль и аудит коммерческого банка. Структура аудиторского заключения.
5. Работа коммерческого банка по выполнению Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 115-ФЗ.
6. Риски в деятельности коммерческого банка. Назначение, порядок формирования и использования резервов по активным операциям коммерческого банка:
- Положение ЦБ РФ от 26.03.2004г. № 254-П
- Положение ЦБ РФ от 20.03.2006 № 283-П
- Письмо Банка России от 27.07.2000г. № 139-Т
7. Рассчитать капитал банка и основные нормативы на любую отчетную дату;
оценить выполнение нормативов, динамику и достаточность капитала.
Положение ЦБ РФ от 10.02.2003г. № 215-П
Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004г. № 110-И
8. Проанализировать распределение прибыли коммерческого банка.
9. Провести анализ баланса коммерческого банка:
- составить аналитический баланс;
- проанализировать структуру пассивов и активов банка;
- рассчитать основные показатели, характеризующие состояние баланса коммерческого банка;
- оценить динамику основных показателей за отчетный период.
10. Провести анализ отчета о прибылях и убытках коммерческого банка:
- структура доходов и расходов, их динамика;
- факторы, повлиявшие на финансовый результат коммерческого банка за отчетный период;
- анализ рентабельности коммерческого банка, отдельных его операций.
11. Изучить систему финансового планирования в коммерческом банке.
Программа прохождения преддипломной практики в страховой организации (перестраховочном обществе, негосударственном пенсионном фонде)
1. Ознакомиться с общей характеристикой организации:
- организационно-правовая форма, учредители;
- цель и виды деятельности (согласно лицензии на осуществление страховой деятельности);
- структура управления и функции основных подразделений, региональная структура (филиалы, агентства и т.д.);
- основные группы персонала (страховые агенты, андеррайтеры, др. специалисты), выполняемые ими функции;
- типы агентских сетей, каналы распространения страховых продуктов.
2. Изучить внутренние документы организации, определяющие финансовую деятельность: устав, приказ по учетной политике, прочие.
3. Ознакомиться с общей характеристикой документооборота, оформления договоров страхования, страховых полисов, страховых актов и др.
4. Изучить тарифную политику организации по видам и срокам реализуемых продуктов.
5. Оценить состояние управления техническим риском организации (методы, способы, эффективность и т.д.)
6. Проанализировать основные показатели, характеризующие результаты деятельности:
– размеры страховых сумм, премий, выплат;
– количество заключенных договоров страхования по видам;
– число страхователей и др.
7. Проанализировать в динамике баланс организации, отчет о прибылях и убытках, их показатели:
- по составу и структуре финансовых ресурсов;
- по доходам и расходам (по страхованию жизни и по иным видам страхования, чем страхование жизни);
- по видам страховых резервов и фондов, их формированию и использованию;
- по договорам перестрахования, сострахования, участия в пулах;
- другие (дебиторской, кредиторской задолженности, внереализационных доходов и расходов и т.д.).
8. Проанализировать инвестиционную деятельность:
- размещение страховых резервов (собственных активов) по видам активов;
- соответствие требованиям законодательства;
- основные параметры: доходность, ликвидность, возвратность и др.
9. Проанализировать особенности налогообложения, указать:
- виды налогов, уплачиваемых страховой организацией;
- порядок определения налогооблагаемой базы по видам налогов, сроки уплаты и т.д.;
- наличие льготного налогообложения.
10. Ознакомиться с системой финансового планирования, процедурой составления и формами финансовых планов.
11. Оценить состояние внутреннего и внешнего финансового контроля, результаты налогового контроля.
12. Ознакомиться с автоматизированными программами учета и отчетности, охарактеризовать их достоинства (недостатки). Изучить состав и структуру финансовой отчетности.
13. Проанализировать финансовое положение страховой организации (финансовую устойчивость, платежеспособность, др.),
14. Оценить положение организации на рынке соответствующих услуг, сделать соответствующие выводы и предложения.
Директор МИЭМИС /Е.Е.Шваков/
Зав. кафедрой финансов и кредита
ПРИЛОЖЕНИЕ 1