Процесс принятия и реализации решений
Процесс принятия и реализации решений на предприятии раскрывается в основном вопросе: распределение ответственности между различными подразделениями системы управления предприятием согласно учредительному договору или другим документам и решениям (Совет директоров, руководство, акционеры). Разобраться с этим вопросом является важным для определения центров управления предприятием. Потенциальные инвесторы или кредиторы захотят знать, в чьих руках сосредоточена власть на предприятии.
После выяснения вопроса о разделении ответственности между различными подразделениями необходимо определить основные схемы принятия решений. Это проще всего показать на схеме структуры организации.
Можно включить в бизнес-план и схему развития структуры организации в будущем.
Дополнительно в текстовой форме приводятся необходимые комментарии к структуре и по уровням ответственности за принимаемые решения. Информация об обязанностях и ответственности каждой должности, приводится в виде таблицы. Такая таблица позволяет более точно представить информацию о системе принятия решения (см. Таб. 18). Такая таблица составляется прежде всего для руководящего состава организации (а в случае малой организации – для всего персонала). Список можно сделать и более полным, для того. чтобы вашей аудитории было понятно, с какой командой вы собираетесь приступать к делу. В этом случае включите в него краткое (три-четыре предложения) и описание основных моментов карьеры каждого человека, где подчеркните его способности и качества, которые будут содействовать успеху предприятия.
Должность | Обязанности | Ответственность |
Генеральный менеджер | ||
Главный инженер | ||
Главный менеджер производства | ||
Главный менеджер продаж | ||
Финансовый менеджер |
Таб. 18. Руководящий персонал организации.
Полные анкетные сведения о руководителях можно включить в приложение к бизнес-плану. В сведениях необходимо отметить подготовку, опыт и достижения каждого человека при осуществлении функций, схожих с теми, которые отводятся ему в данной организации. О достижениях следует говорить в связи с поизводственной или технологической деятельностью или способностями работать в рамках бюджета и строгого графика. Там, где это возможно следует указать, кто может подтвердить успешную работу человека в прошлом, какие награды у него были, например, повышение зарплаты, продвижение по службе и т.д.
Дополнительные комментарии могут понадобиться также и к другим процессам имеющие непосредственные отношения к системе принятия решений. Такими дополнительными процессами могут быть:
* система движения информации;
* система стратегического и операционного планирования;
* система контроля менеджмента.
Зарплата руководящего персонала. Возможность отчисления доли прибыли в фонд заработной платы для начинающей компании весьма ограничена, поэтому ее руководство должно быть готово начать работу с невысокой заработной платой. Если организаторы компании требуют значительного повышения заработной платы по сравнению с их предыдущим местом работы, то у инвестора есть все основания сомневаться с их приверженности делу. Чтобы убедить вашу аудиторию в обратном, укажите планируемую заработную плату для каждого члена руководства и сравните ее с заработком на предыдущей работе.Укажите, какая часть акций компании планирутся для руководства, объем их капиталовложений (если таковые имеются), а также любые планируемые варианты вознаграждений в виде акций или премиальных.
Укажите подход компании в вопросе о размере и составе ее совета директоров. Укажите предполагаемых членов совета и коротко сообщите об их прошлом опыте руководства, который говорил бы о том, какую пользу компании они могут принести. Откровенно напишите о сильных и слабых сторонах команды менеджеров и совета директоров. Проанализируйте, какого рода, объема и продолжительности требуется подготовка для преодоления существующих трудностей и достижения необходимого для эффективного руководства уровня менеджеров. Также укажите, какого рода техническая и руководящая помощь требуется компании на протяжении первых трех лет работы. Будьте как можно более конкретны в отношении вида, продолжительности и затрат, необходимых для подобной помощи и как ее можно получить.
В бизнес-плане полезно показать, что вы представляете себе, где можно получить профессиональную помощь с целью повышения эффективности менеджмента и продаж. Для этого укажите юридические, бухгалтерские, рекламные и банковскиие организации, услугами которых ваша компания будет пользоваться. Надежные и хорошо известные организации профессиональной поддержки могут не только обеспечить существенную прямую профессиональную помощь компании, но и добавить респектабельность вашей организации. К тому же тщательно подобранные профессиональные организации могут помочь вам в установлении хороших контактов в деловых кругах, определить потенциальных инвесторов и укрепить ваше финансовое положение.
Организационное развитие.
Определение структуры предприятия и процесса принятия решений является очень важной составляющей организационной части бизнес-плана. Не менее важным для понимания специфики управления предприятием является также информация об организации управленческих функций как процесса. Планирование такого характера деятельности может быть в целом сведено к ответам на следующие вопросы:
· накопление сведений и практического опыта об организационной структуре и ее роли в процессе управления;
· методика и планирование структуры организации с точки зрения ролей и сфер ответственности;
· методика определения степени влияния организационных недостатков на возникновение производственных, управленческих трудностей и трудностей со сбытом продукции;
· методика работы с персоналом по повышению его организационной грамотности и умению работать в команде и т.д.
· методика организационных процедур;
· организация информационных связей;
· организация процедур контроля за выполнением процедур.
Любой руководитель сознает, что нет системы организации и управления, которая была бы идеальной всегда и во всех случаях. В противном случае, структуры всех предприятий выглядели бы одинаково. Структура предприятия может быть подходящей сегодня и безнадежно тормозить дальнейшее развитие через год. Даже в один и тот же момент времени, некоторые структурные решения могут иметь положительный характер с одной точки зрения и быть несовершенны (вступать в конфликт) в другом аспекте. Определение такого рода дилемм структуры и организации управления предприятием в целом может быть крайне полезным. В бизнес-плане можно привести несколько наиболее важных дилемм и возможные решения такого рода дилемм по мере развития предприятия.
Культура организации.
В третьей части мы говорили о фундаментальных предпосылках разработки миссии, целей и организации планирования на предприятии. О реализации социально-экономических целей предприятия мы в основном говорили в маркетинговой части бизнес-плана. Об оценке внутренних и внешних, сильных и слабых сторон предприятия мы в основном говорили при формулировании миссии, целей, а также формировании стратегии предприятия с помощью анализа таблицы SWOT. Лишь одной фундаментальной предпосылки бизнес-планирования мы ещё не касались всерьез – основополагающих морально-этических ценностей предприятия. В плане развития культуры организации, необходимо будет затрагивать как раз вопросы такого рода, а именно:
· методы выполнения работ в организации;
· обращение с людьми в организации;
· методы решения конфликтных ситуаций.
Бизнес-план, по своему основному предназначению, не может служить местом для долгих рассуждений на темы возможных конфликтов и их решения или соображений об атмосфере на предприятии, которое следует достичь.
Некоторые принципы, в качестве основополагающих, могут быть декларированы. Они могут касаться следующих важных норм поведения на предприятии:
* гордость работников за организацию;
* ориентация работников на успех;
* забота руководителей о подчиненных;
* общение и работа в команде;
* отношение к заказчикам или покупателям;
* честность работников;
* безопасность на рабочем месте;
* обучение персонала;
Более глубокой проработкой некоторых принципов может быть другой документ, на который в бизнес-плане можно сделать ссылку. Такой документ может содержать кратко сформулированные «принципы разработки правил деловой этики для сотрудников предприятия». Приведем в качестве примера основные вопросы затронутые «Правилами деловой этики и поведения сотрудников компании Procter & Gamble»:
* этические принципы работника P & G;
* политика в отношении конфликта интересов работников P & G;
* конфиденциальность информации P & G;
* поведение на рабочем месте сотрудников P & G;
* о попытках подкупа сотрудников P & G в коммерческих отношениях;
* политика в отношении безопасности труда, охраны здоровья сотрудников P & G;
* защита окружающей среды;
* честность работника P & G в отношениях с заказчиками и поставщиками;
* достоверность учетной документации компании;
* отношение с государственными служащими.
Данный пример может быть рассмотрен лишь в качестве одного из возможных направлений развития культуры организации и только в контексте с другими принципами и правилами.