Финансирование деятельности: кредиты

Помимо сообщения о получении кредита и описания условий кредитного договора (ставка, срок, обеспечение и прочее) в новости о кредите должны быть приведены следующие данные:

· структура займа (допустим, синдицированный)

· цели привлечения займа, источники его погашения (данные компании или аналитиков)

· данные об общей задолженности (краткосрочная, долгосрочная, стоимость привлеченных кредитов, обеспечение).

Целесообразно также привести финансовые результаты компании за прошедший период и предыдущий год, информацию о последних крупных кредитах и возможных предстоящих заимствованиях (данные компании или аналитиков), кредитный рейтинг компании с мнением рейтинговых агентств о кредитоспособности заемщика, комментарий аналитиков о сделке;

В случае заявления компании о намерении привлечь кредит имеет смысл связаться к банком-кредитором и спросить комментарий, привести мнение аналитиков, данные о кредиторской задолженности компании, ее финансовые результаты, кредитный рейтинг.

Синдицированные кредиты – наиболее распространенный способ привлечения финансирования российскими компаниями и банками на зарубежных рынках.

1. Приглашение на церемонию подписания соглашения. Может содержать информацию различной степени «готовности». Компания или банк могут

а) сообщить о предстоящем подписании соглашения о привлечении синдицированного кредита без указания каких-либо подробностей.

В этом случае наша задача: во-первых, выяснить, кто занимается организацией займа (либо у самой компании, либо путем опроса наиболее крупных участников рынка (см. список, приведенный ниже, у многих есть российские отделения), во-вторых – постараться выяснить условия займа (срок, разбит ли заем на транши, оговаривается ли возможность пролонгации, процентная ставка, обеспечение, цели привлечения).

Если эмитент выходит на долговой рынок не впервые, опрос банков следует начинать с тех, кто уже ранее «засветился» рядом с эмитентом (организовывал кредит, размещение акций и т.д.).

Кроме того, следует учитывать географические нюансы (так, если эмитент базируется в Северо-Западном регионе или один из его крупных акционеров является резидентом какой-либо североевропейской страны, вполне возможно появление в числе организаторов финансирования скандинавского или прибалтийского банка), а также отраслевые (например, южноафриканский Standard Bank традиционно активно сотрудничает с компаниями горнодобывающих отраслей, особенно золото- и алмазодобывающих);

б) в приглашении могут быть перечислены банки, участвующие в займе, а также назван размер кредита. В этом случае наша задача упрощается, остается только выяснить все оставшиеся подробности.

Анонс подписания соглашения в любом случае является информационным поводом, даже если он содержит минимум информации, и должен отписываться оперативно, так как у нас не может быть гарантии, что в дальнейшем мы добудем исчерпывающую информацию.

По мере ее получения должны выходить расширенные версии. Пример Нам приходит приглашение следующего содержания: Московский Х-банк приглашает на церемонию подписания соглашения с группой международных банков о привлечении кредита. Церемония состоится в 18-00 в общежитии студентов-химиков по адресу и т.д. Если раньше у нас не проходила информация о намерении этого банка привлечь кредит, мы пишем следующую новость: Московский Х-банк привлекает синдицированный кредит (если кредит первый – дебютный синд. кредит) западных банков... Дальше действуем по вышеописанной схеме. Если раньше у нас уже была информация о том, что Х намеревался занять, к примеру, $50 млн. под 10% годовых, сразу звоним в банк и спрашиваем, не изменились ли ранее заявленные параметры.

2. Информацию о предстоящем синдицированном кредите может раскрыть представитель компании или банка на мероприятии – например, анонсируя свои планы на будущее. После написания новости тема отрабатывается в зависимости от степени близости этих планов и статуса эмитента и (если это «третий эшелон», декларирующий планы лет эдак через пять выйти на долговой рынок, то откладываем тему в долгоиграющие, если это активный участник рынка, неоднократно привлекавший займы, звоним ему как можно чаще, чтобы не прозевать событие). Информация о принципиальном решении эмитента идти за синдицированным кредитом в более или менее обозримом будущем, особенно эксклюзивная, очень ценна и без подробностей, так как она представляет интерес для участников финансового рынка, которые конкурируют за право участвовать в организации займов.

3. Информация о планах по привлечению синдицированного финансирования может содержаться в российской отчетности (например, раздел «планы» в квартальных отчетах) и документах, предназначенных для западных инвесторов (например, в отчете для Комиссии США по ценным бумагам и биржам в разделе «события после отчетной даты» могут появиться сведения о том, что эмитент выдал мандат на организацию займа тому или иному банку).

4.Первичную информацию о привлечении синдицированного кредита мы можем получить от зарубежных коллег. К сожалению, близость наших западных конкурентов к основным деловым центрам – Лондону, Франкфурту, Нью-Йорку и Парижу – обуславливает их серьезное конкурентное преимущество перед отечественными СМИ. Пока основные сделки будут организовываться в этих городах, мы неизбежно будем узнавать о значительном количестве сделок именно от западных коллег. В первую очередь это специализированное издание – Euroweek (выходит по пятницам, есть специальный раздел, посвященный развивающимся рынкам, с большим объемом информации о российских заемщиках), а также Reuters, Bloomberg, Dow Jones, Financial Times. Наше преимущество перед западными СМИ – близость к эмитентам, а также российским банкирам, принимающим участие в сделке. Эти преимущества надо максимально использовать.

Основные банки, участвующие в синдикации кредитов для российских заемщиков (жирным шрифтом – лидеры рынка)

Citigroup (США)

Morgan Stanley (США)

JP Morgan (США)

HSBC (Великобритания)

Barclays (Великобритания)

Dresdner Kleinwort Wasserstein (Германия)

Deutsche Bank (Германия)

ABN Amro (Голландия)

UBS Investment Bank (Швейцария)

Credit Suisse (CSFB, Швейцария)

ING (Голландия)

Commerzbank (Германия)

RZB (Австрия)

Erste Bank (Австрия)

Sumitomo Mitsui Banking Corporation (Япония)

UFJ (Япония)

Royal Bank of Scotland (Великобритания)

Societe Generale (Франция)

BNP Paribas (Франция)

Calyon (Франция)

Natexis (Франция)

Bank of New York (США)

Wachovia (США)

Nomura (Япония)

Lehman Brothers (США)

Goldman Sachs (США)

Merrill Lynch (США)

Banco Santander (Испания)

Sampo Bank (Финляндия)

Swedbank (Швеция)

Unicredit (Италия)

Mediabanca (Италия)

Caixa Generale (Испания)

HVB Group (Германия)

KfW (Германия)

Standard Bank (ЮАР)

Svenska Handelsbanken (Швеция)

Nordea (Скандинавия)

Parex Bank (Латвия)

Lazard (Великобритания)

Fortis Bank (Бельгия)

Bank Austria Creditanstalt (Австрия)

Bank of America (США)

West LB (Германия)

В синдикациях могут принимать участие или обладать нужной нам информацией о сделке и крупные российские банки (Внешторгбанк и его зарубежные «дочки» Mosnarbank, Eurobank, Donau Bank, Russian Commercial Bank Cyprus и др., а также Альфа-банк, Международный московский банк, МДМ-банк, Уралсиб и др.). Если речь идет об украинских или казахстанских эмитентах, в качестве потенциальных источников информации рассматриваются ведущие банки и инвесткомпании этих стран (Аваль, Укрсиббанк, Укрсоцбанк, Дрэгон Капитал и др. - на Украине, Казкоммерцбанк и ТуранАлем и др. - в Казахстане).

После так называемой «старшей» (senior) фазы синдикации, когда крупные банки распределяют между собой участие в кредите и подписывают соглашение с эмитентом, небольшие доли в займе с меньшим вознаграждением (например, если банк дает $100 млн., он получает вознаграждение по ставке Либор плюс 100 пунктов, если $20 млн. – Либор плюс 65 пунктов и так далее) могут быть предложены более мелким банкам. Эта фаза интересует нас в меньшей степени и отслеживается факультативно.

Всегда следует помнить, что компании привлекают финансирование на западных рынках не только для того, чтобы создать кредитную историю или рефинансировать имеющиеся долговые обязательства. Речь может идти и о вполне банальных, неромантичных производственных проектах – типа замены печи-ковша или установки новой упаковочной линии (которые сами по себе часто не пробуждают в журналисте особого интереса). Поэтому по возможности нужно заходить с другого конца: если компания объявляет о намерении сделать что-то такое неромантичное, попробовать подергать их (или традиционно обслуживающий их банк) на предмет способов финансирования этого проекта. С банками сложнее – они привлекают деньги, как правило, не для одного клиента, а для многих. Но и здесь есть над чем подумать – так, если банк привлекает финансирование для предприятий конкретной отрасли (пример: НОМОС берет деньги для финансирования проектов золотодобытчиков), целесообразно обратиться к нашим контрагентам в этой отрасли и попытаться узнать, не являются ли они конечными получателями этих денег.

Наши рекомендации