Акции и облигации являются эмиссионными ценными бумагами. 6 страница

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

В случае нарушения кредитной организацией требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в том числе по вопросам банковского надзора, валютного регулирования и контроля, а также в области ПОД/ФТ, Банк России по совокупности выявленных нарушений применяет к кредитной организации меры надзорного реагирования: предупредительные меры воздействия в форме доведения до руководства кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности (в форме писем Банка России, встреч и совещаний с руководителями кредитной организации и т.п.), а также принудительные меры воздействия. Выбор мер воздействия производится с учетом характера нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также ее положения на рынке банковских услуг.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

- замены руководителей кредитной организации;

- осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" предусмотрен перечень оснований, дающих Банку России право отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. После отзыва лицензии Банк России назначает в кредитную организацию временную администрацию.

Предупреждение банкротства кредитных организаций

Важным шагом к формированию в России цивилизованной, соответствующей общепризнанным мировым стандартам системы признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие в 1999 г. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о несостоятельности). Закон о несостоятельности устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворять требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить данные требования, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство.

Особое внимание в Законе о несостоятельности уделено мерам по предупреждению банкротства, которые проводятся до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. К числу указанных мер относятся:

- финансовое оздоровление кредитной организации;

- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

- реорганизация кредитной организации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) или иными лицами;

- изменение структуры ее активов и структуры пассивов;

- изменение организационной структуры;

- приведение в соответствие с Законом размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

- иные, предусмотренные законодательством меры.

При наличии соответствующих оснований Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению либо о реорганизации с указанием причин, послуживших основанием для такого требования. В первом случае такое требование также содержит рекомендации Банка России о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При получении требования Банка России кредитная организация обязана принять соответствующее решение, разработать и осуществить план необходимых мероприятий. При этом Банк России вправе направить наблюдателей для участия (без права голоса) в общем собрании учредителей (участников) кредитной организации, заседании ее совета директоров (наблюдательного совета).

Одной из мер по предупреждению банкротства является назначение Банком России специального органа управления кредитной организации - временной администрации по управлению кредитной организацией. Такое решение принимается Комитетом банковского надзора Банка России или Председателем Банка России. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. Законом определен исчерпывающий перечень оснований для назначения временной администрации по управлению кредитной организацией. В случае назначения временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть ограничены либо приостановлены.

Решение о прекращении деятельности временной администрации принимается Банком России после устранения причин, послуживших основанием для ее назначения:

- в случае успешной реализации мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации;

- в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации. Законодательно определены перечни оснований, по которым Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций и по которым он обязан это сделать.

Мониторинг финансовой стабильности

Реализация Банком России задачи по укреплению и развитию банковской системы осуществляется с помощью мониторинга финансовой стабильности банковского сектора, предусматривающего анализ финансового состояния не только отдельных банков, но и ситуации в регионах и банковского сектора в целом.

Регулярно на основе подходов, выработанных совместно с МВФ и Всемирным банком, Банк России проводит оценку состояния российского банковского сектора в том числе по таким аспектам, как концентрация рисков кредитных организаций, оценка системных рисков, капитализация банковского сектора и качество капитала, прозрачность деятельности кредитных организаций, конкуренция в банковском секторе, страхование вкладов населения.

Банк России постоянно проводит оценку финансовой стабильности банковского сектора, ежегодно публикуя отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в целях информирования общественности о банковской системе: рисках банковской деятельности, динамике макропруденциальных показателей банковского сектора, его системной устойчивости и перспективах развития. В отчете содержится комплексная информация о состоянии системы банковского регулирования и банковского надзора, приводится информация об основных направлениях работы в сфере банковского надзора. Кроме того, ежемесячно Банк России публикует макропруденциальные показатели, характеризующие основные параметры деятельности банковского сектора России в составе аналитического сборника "Обзор банковского сектора Российской Федерации".

14.4. Обеспечение защиты интересов вкладчиков и кредиторов

Органы банковского надзора играют лишь косвенную роль в обеспечении защиты вкладчиков от убытков, возникающих в результате банкротства отдельно взятого банка. Прямая ответственность в этом случае ложится на руководителей банка, которые, находясь под постоянным контролем надзорного органа и учитывая его рекомендации, должны обеспечивать проведение безопасной банковской политики и готовность выполнять свои обязательства перед вкладчиками. Банки являются частными коммерческими предприятиями, несущими риск банкротства, поэтому государственное вмешательство должно ограничиваться защитой вкладчиков и ситуациями, когда существует опасность значительного ущерба для всей финансовой системы и, таким образом, потенциальный риск системного кризиса.

Европейские системы страхования банковских вкладов

Страхование вкладов является важной составляющей формирования и сохранения доверия к национальным банковским системам. Национальные агентства по страхованию вкладов стран могут создаваться на частной основе и полностью финансироваться кредитными организациями, но они могут также существовать в форме государственного учреждения, поддерживаемого или обеспечиваемого государством.

Защита вкладов в ЕС основывается на специальной Директиве ЕС, принятой в 1994 г., в соответствии с которой каждая страна-участница обязана страховать депозиты вкладчиков банков. Кредитная организация обязана участвовать в программе страхования вкладов.

В отдельных странах ЕС существует порядок, при котором банки обязаны делать определенные отчисления заранее, или порядок, при котором отчисления делаются при наступлении события. Независимо от того, финансируется ли национальная программа полностью или только частично, собранные средства, которыми управляет агентство, могут оказаться недостаточными для покрытия банкротства крупного банка, имеющего системное значение для банковской системы в целом. В этом случае может потребоваться вмешательство государства.

В случае если вкладчики лишаются возможности доступа к своим вкладам, начинают работать программы защиты, предусмотренные законодательством стран. В ЕС указанная Директива предусматривает, что минимальная страховая сумма, подлежащая компенсации в каждой стране - члене ЕС, должна составлять 20 тыс. евро. В случае если депозит вкладчика превышает страховую сумму, вкладчик получает право предъявить требование на оставшуюся незастрахованной сумму при ликвидации банка.

Система страхования банковских вкладов в России

В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения, защиты прав и законных интересов вкладчиков банков и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы в декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Данный Закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (далее - система страхования вкладов), компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (далее - Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. Действие Закона не распространяется на иные способы страхования вкладов физических лиц для обеспечения их возврата и выплаты процентов по ним.

В Законе установлены основные принципы системы страхования вкладов:

1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

Объектом страхования являются вклады, которые определяются как денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада, т.е. объектом являются только денежные средства (другие вклады в системе обязательного страхования не учитываются). Под вкладчиком понимается гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад. Страхование вкладов, осуществляемое в соответствии с данным Законом, не требует заключения договора страхования.

Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью <1>; размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя; переданные физическими лицами банкам в доверительное управление; размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.

--------------------------------

<1> В целях дальнейшего повышения степени защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков и эффективности функционирования системы страхования вкладов предполагается рассмотреть вопрос о расширении круга лиц, на которых распространяется действие Закона, за счет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств: отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций; введение Банком России в соответствии с законодательством РФ моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Законом предусмотрены обязанности банков уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов (далее - страховые взносы); предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам; размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков; вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства. С декабря 2009 г. банки, входящие в систему страхования вкладов, обязаны соблюдать установленный Банком России порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления. Банк, в отношении которого прекращено участие в системе страхования вкладов, вправе ходатайствовать о возобновлении права на работу с физическими лицами не ранее чем через два года с даты прекращения права на работу со вкладами.

Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай перед этим вкладчиком, и рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового случая. В случае если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай перед вкладчиком, выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.

Возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, не превышающей установленного максимума <1>. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает установленный максимум, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

--------------------------------

<1> В настоящее время максимум установлен в размере 700 тыс. руб.

Если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.

К Агентству, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай. В ходе конкурсного производства в банке, в отношении которого наступил страховой случай, требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, удовлетворяются в первой очереди кредиторов.

Законом определен статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов. Агентство является государственной корпорацией, целью деятельности которой выступает обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.

При осуществлении своих функций Агентство организует учет банков (ведет реестр банков); осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в Фонд обязательного страхования вкладов; осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам; определяет порядок расчета страховых взносов; осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных целей.

Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов. Агентство осуществляет постановку банка на учет в системе страхования вкладов путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России о выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России и снимает банк с учета в системе страхования вкладов путем его исключения из реестра банков.

В случае невозможности осуществления возмещения по вкладам в установленные сроки без пополнения фонда за счет дополнительных денежных средств (за исключением страховых взносов и иных запланированных поступлений) Агентство обращается в Правительство РФ с просьбой о выделении ему соответствующих денежных средств из федерального бюджета. Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается право Правительства выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов.

Логически дополнил создаваемую в Российской Федерации систему страхования вкладов принятый в 2004 г. Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

В связи с проведением мероприятий по организации системы страхования вкладов финансовое положение банков, не участвующих в системе страхования вкладов, может быть дестабилизировано вследствие оттока вкладов в банки - участники системы страхования вкладов и снижения доверия со стороны клиентов и потенциальных инвесторов к первым.

Таким образом, в целях укрепления доверия к банковской системе в целом данный Федеральный закон распространил на вкладчиков банков, не вошедших в систему обязательного страхования вкладов, гарантии, аналогичные тем, которые существуют в рамках системы обязательного страхования вкладов. В качестве источника выплат вкладчикам банков, не вошедших в систему обязательного страхования вкладов, в соответствии с Законом используются средства Банка России.

Фонды добровольного страхования банковских вкладов

В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" банки не только обязаны участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках, но также имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов. Такие фонды создаются как некоммерческие организации при условии количества участников-банков не менее пяти и совокупного капитала этих банков не менее 20 минимальных капиталов для банков.

Банки-участники обязаны поставить в известность клиентов о своем участии либо неучастии в фондах добровольного страхования вкладов, а в случае участия - информировать клиентов об условиях страхования.

Закон "О кредитных историях"

В целях повышения эффективности работы кредитных организаций, защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков в 2004 г. с учетом зарубежного опыта был разработан и принят Федеральный закон "О кредитных историях", предусматривающий создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами, направленный на снижение затрат банков при оценке кредитоспособности заемщиков. Участниками отношений обмена информацией в данной системе, помимо самих заемщиков и кредиторов, выступают кредитные бюро и Центральный каталог кредитных историй.

Кредитная история представляет собой информацию, состав которой определяется данным Законом, характеризующую исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита). Кредитная история состоит из трех частей:

I часть - "титульная" - содержит сведения о заемщике, по которым его можно идентифицировать (например, для физического лица: Ф.И.О., данные документа, удостоверяющего личность, и проч.; для юридического лица: полное и сокращенное наименования, ИНН, ЕГРН и проч.);

II часть - "основная" - содержит дополнительные сведения о заемщике и сведения об обязательствах заемщика (с указанием суммы, срока исполнения обязательств, срока уплаты процентов и проч.);

III часть - "дополнительная (закрытая)" - содержит сведения об источнике формирования кредитной истории (кредиторе), а также сведения о пользователях кредитной истории.

Субъектом кредитной истории может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история. Источником формирования кредитной истории является организация (кредитор/заимодавец), предоставляющая информацию, входящую в состав кредитной истории, в бюро кредитных историй. Кредитная история передается в бюро кредитных историй только с документального согласия субъекта кредитной истории, зафиксированного письменно или иным способом. Субъект кредитной истории вправе сформировать код субъекта кредитной истории при заключении договора займа (кредита), а также позднее, обратившись в любую кредитную организацию или любое бюро кредитных историй, а также изменить или аннулировать код кредитной истории либо сформировать дополнительный код субъекта кредитных историй.

Бюро кредитных историй, созданные в соответствии с данным Законом в качестве юридических лиц, являются коммерческими организациями и оказывают услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.

Пользователями кредитной истории могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица, получившие письменное или иным способом документально зафиксированное согласие субъекта кредитной истории на получение по запросу от бюро кредитных историй кредитного отчета (документа, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории) для заключения договора займа (кредита).

Контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам - уполномоченный государственный орган, регистрирующий бюро кредитных историй (вносит бюро кредитных историй в Государственный реестр бюро кредитных историй).

Важную роль в реализации данного Федерального закона играет Банк России, структурное подразделение которого - Центральный каталог кредитных историй - призвано выполнять функцию единого информационного центра, в котором можно бесплатно получить информацию о том, в каком бюро кредитных историй находится информация о конкретном субъекте кредитных историй.

Субъекты кредитных историй и пользователи кредитных историй, получившие соответствующее согласие субъекта кредитной истории, могут получить информацию из Центрального каталога кредитных историй, обратившись:

- с использованием кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории непосредственно в Банк России через интернет-сайт Банка России;

- без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории через кредитную организацию, бюро кредитных историй или отделение почтовой службы, оказывающее услуги телеграфной связи.

Выводы

1. Регулирование кредитно-банковских институтов представляет собой систему мер, посредством которых государство через Банк России и другие уполномоченные органы обеспечивает стабильное функционирование отдельных банков и банковской системы в целом. Весь комплекс мероприятий по регулированию банковской деятельности включает в себя такие направления, как правовое регулирование, лицензирование банковской деятельности, банковский надзор, а также предупреждение банкротства кредитных организаций.

2. Лицензирование банковской деятельности выполняет функцию входного контроля и представляет собой контроль за созданием и регистрацией новых банков, призванный минимизировать риски допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организаций, функционирование которых заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.

3. Надзор за кредитно-финансовыми учреждениями, в том числе и за банками, представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на поддержание стабильности, прочности и целостности кредитно-финансовой системы, обеспечение бесперебойного, эффективного и надежного функционирования кредитно-финансовых рынков, а также на защиту законных интересов вкладчиков и кредиторов банков. Надзор осуществляется как дистанционно, на основе представляемой ими отчетности, а также иной информации, поступающей из других источников, так и в ходе инспекционных проверок, проводимых непосредственно в банке. Проводится также системный надзор, представляющий собой широкий анализ состояния банковской системы в целом, оценивается ее возможность противостоять негативным ситуациям.

4. Важную роль в разработке общих принципов и международных стандартов по различным аспектам банковской деятельности играют международные профессиональные организации. Наиболее известной и одной из самых авторитетных международных организаций банковского надзора является Базельский комитет по банковскому надзору.

Наши рекомендации