Акции и облигации являются эмиссионными ценными бумагами. 5 страница

Вопрос о целесообразности создания мегарегулятора, который должен регулировать деятельность не только профессиональных участников фондового рынка, но и банков и страховых компаний, определяется тем, насколько эффективно по сравнению с Банком России новая система окажется способной выполнять контрольные и регуляторные функции по отношению к банкам, которым, как известно, присущи особые специфические риски в отличие от деятельности инвестиционных и страховых компаний, а также тем, насколько быстро новый орган сможет адаптироваться к сложным условиям в периоды финансовых кризисов.

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определены полномочия Банка России по регулированию банковской деятельности, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" подробно прописаны вопросы регулирования банковской деятельности и взаимоотношений кредитных организаций с Банком России, в том числе порядок создания кредитной организации, ее регистрации и лицензирования ее деятельности, установлен перечень операций, требующих и не требующих получения лицензии; основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций; порядок открытия филиалов и представительств; принципы организации отчетности и обеспечения стабильности деятельности кредитной организации.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора призван поддерживать стабильность банковской системы России и обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков. В этих целях в соответствии с действующим законодательством Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, при этом он не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций и участников банковских групп необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций федеральным законодательством предусмотрено право Банка России устанавливать следующие обязательные для кредитных организаций нормативы:

- предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности собственных средств (капитала);

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

- нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами. Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за один месяц до их введения в действие.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и позитивного международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг, в том числе по вопросам совершенствования правовых норм банковской деятельности, обязательных нормативов, методов и технологий банковского надзора.

Государственная регистрация кредитных организаций

Принятие решений о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, приостановлении действия указанных лицензий и их отзыве относится к компетенции Банка России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России, который в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Банк России определяет требования к учредителям и руководителям создаваемой кредитной организации, учредительным документам, минимальному размеру и структуре уставного капитала, к помещениям для совершения операций с ценностями и другие требования. Так, Банк России вправе устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Банк России регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг кредитных организаций, получает и анализирует уведомления приобретателей о приобретении свыше 1% акций (долей) кредитных организаций, проводит оценку финансового положения учредителей кредитных организаций, аффилированных лиц (в случаях приобретения ими акций (долей) кредитных организаций при увеличении уставного капитала кредитной организации) и лиц (групп лиц), имеющих намерение приобрести более 20% акций (долей) кредитных организаций, выдает предварительные согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитных организаций, осуществляет проверку правомерности участия и оплаты уставного капитала кредитных организаций.

При этом Банк России вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации данных лиц, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20% акций (долей) кредитной организации. В случае выявления неудовлетворительного финансового положения приобретателей и в иных случаях, установленных федеральными законами, Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации.

После получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации Банк России уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России.

Лицензирование банковской деятельности Банком России

После государственной регистрации кредитной организации и полной оплаты ее уставного капитала Банком России могут выдаваться следующие виды лицензий на осуществление банковских операций (без ограничения сроков действия):

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" требования. Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии;

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.

Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц по общему правилу могут предоставляться банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, а также право на данный вид банковской деятельности может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 млрд 600 млн руб.;

2) банк соблюдает установленные Банком России обязанность и порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка. Банки, имеющие лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, а также Генеральную лицензию, должны соответствовать требованиям к участию в системе страхования вкладов, установленным Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", в том числе требованиям к прозрачности структуры собственности.

Что же касается профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, то они могут осуществлять ее при наличии лицензии на осуществление такой деятельности, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Требования по размеру уставного капитала и собственных

средств (капитала) кредитной организации

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов.

Российским банковским законодательством устанавливаются минимальные размеры уставного капитала и размеры собственных средств (капитала) для банков и небанковских кредитных организаций:

- минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций установлен в сумме 180 млн руб.;

- минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций установлен в сумме 90 млн руб.;

- минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций установлен в сумме 18 млн руб.;

- размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 180 млн руб.;

- минимальный размер собственных средств (капитала) банка установлен в сумме 180 млн руб.;

- минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении лицензии на осуществление банковских операций, предоставляющей право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (Генеральной лицензии), установлен в размере не менее 900 млн руб. Одновременно действует так называемая дедушкина оговорка - банк, имеющий на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере менее 180 млн руб., вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер его собственных средств (капитала) не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 г. При этом размер собственных средств (капитала) такого банка с 1 января 2010 г. должен быть не менее 90 млн руб., а с 1 января 2012 г. - не менее 180 млн руб.

Банковский надзор, осуществляемый Банком России

В соответствии с федеральным законодательством Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Комитет банковского надзора отвечает за подготовку решений по реализации политики Банка России в сфере банковского регулирования и надзора.

Текущий надзор (надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций) включает в себя документарный (дистанционный) надзор и инспектирование. В ходе документарного (дистанционного) надзора посредством постоянного мониторинга деятельности кредитных организаций на возможно ранней стадии ставится задача обнаружить возникающие в ее деятельности проблемы, обострение которых может вызвать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, подорвать платежеспособность кредитных организаций и в конечном счете привести ее к банкротству. Документарный надзор позволяет также своевременно применить к банку адекватный комплекс корректирующих мероприятий, направленных на преодоление выявленных в его деятельности негативных явлений и тенденций.

Информационной базой документарного надзора являются: отчетность кредитных организаций (включая консолидированную отчетность банковской группы, банковского холдинга); акты инспекционных проверок; данные, полученные в ходе посещения кредитной организации сотрудниками надзора либо путем запроса от кредитной организации информации (внутренних документов, регламентирующих порядок, процедуры контроля за рисками, функционирование системы и службы внутреннего контроля, бизнес-планы и др.); аудиторские заключения; сведения из средств массовой информации и другая существенная с точки зрения надзора информация.

Надзорные подразделения анализируют текущее финансовое состояние поднадзорных кредитных организаций. Проводится также оценка представляемой кредитной организацией в Банк России отчетности на предмет ее достоверности. По итогам выносится оценка финансовой устойчивости, а также в случае необходимости принимается решение о применении к кредитной организации корректирующих мер надзорного характера.

По итогам анализа текущего финансового состояния кредитной организации выносится оценка ее финансовой устойчивости, которая базируется в основном на оценке состояния собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации. По результатам оценки кредитные организации классифицируются на финансово стабильные (I категория) или проблемные (II категория). В рамках каждой из указанных категорий выделяются по две группы (всего четыре группы).

С учетом международно признанных норм и позитивного международного опыта Банком России в последние годы уделяется особое внимание развитию содержательных подходов при осуществлении надзора: повышению качества оценки экономического положения банков, выявлению проблем в их деятельности на ранних стадиях (созданию систем раннего предупреждения), внедрению в практику систем риск-ориентированного надзора (включая оценку системных рисков методами стресс-тестирования), совершенствованию отчетности кредитных организаций (в том числе с учетом международных стандартов финансовой отчетности), а также своевременному, адекватному и действенному применению корректирующих мер.

На основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов такого регулирования рассматривается возможность формирования кредитными организациями динамических резервов <1>. Создание таких резервов должно осуществляться банками в период экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный "запас прочности" банковской системы и снизить волатильность (колебания) финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.

--------------------------------

<1> Динамические резервы - общие резервы на возможные потери по ссудам, величина которых отражает фазы экономического цикла. Динамические резервы увеличиваются на подъеме и снижаются на спаде экономики.

В последние годы Банком России продолжается работа по совершенствованию консолидированного надзора за деятельностью кредитных организаций и приведению его в соответствие с передовой международной практикой в этой области, включая вопросы анализа рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, в том числе с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов. Важным условием реализации поставленной задачи является раскрытие кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами необходимой информации о своей деятельности перед органом банковского надзора и совершенствование консолидированной отчетности.

Инспектирование кредитных организаций

Основной целью инспектирования кредитных организаций (проведения проверок на месте) является оценка общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России; оценка достоверности учета и отчетности, определение размера рисков, активов, пассивов; оценка качества активов, величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля. Особое внимание уделяется оценке финансового состояния и перспектив деятельности кредитных организаций; выявлению признаков их неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам кредиторов и вкладчиков.

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные данным Законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров Банка России, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Инспекционные проверки могут проводиться как комплексно - по всем основным направлениям деятельности кредитной организации за определенный период, так и тематически - по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок.

Помимо плановых проверок кредитных организаций (их филиалов) также могут проводиться внеплановые проверки на основании решения Совета директоров Банка России, Председателя Банка России (лица, его замещающего), Комитета банковского надзора Банка России.

Результаты проверки отражаются в акте проверки и докладной записке о результатах проверки. Акт проверки представляется для ознакомления кредитной организации с приложением копий документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки факты недостоверности учета (отчетности) кредитной организации, нарушений и недостатков в ее деятельности.

В случаях нарушения кредитной организацией законодательства и нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений и применять предусмотренные законодательством меры воздействия.

Инструментарий банковского надзора

Развитие банковского бизнеса требует адекватного надзорного инструментария. Внедрение в надзорную практику института кураторов кредитных организаций призвано обеспечивать развитие содержательного компонента надзора. Куратор, работая в постоянном контакте с органами управления и сотрудниками кредитной организации и обладая всей доступной информацией о ее деятельности, способен давать адекватную оценку текущего состояния и перспектив развития кредитной организации, выявлять области повышенного риска в ее деятельности, генерировать предложения о мерах надзорного реагирования и режиме банковского надзора.

В целях надзора на месте (инспектирования кредитной организации) сформирован институт генеральных инспекторов, на которых возложена задача обеспечения эффективного проведения инспекционной деятельности в регионах. В настоящее время Банк России проводит постепенную централизацию деятельности по надзору и инспектированию кредитных организаций в целях повышения эффективности надзора за счет обеспечения большего контроля и независимости сотрудников надзорных подразделений Банка России от местных органов власти.

Кроме того, Банк России может назначить в кредитную организацию уполномоченных представителей в следующих случаях:

- кредитной организацией были получены кредиты (займы) от Банка России либо от Внешэкономбанка в рамках дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации;

- в отношении кредитной организации Банком России и Агентством по страхованию вкладов осуществляются меры по предупреждению банкротства;

- в кредитной организации размещены средства федерального бюджета.

Уполномоченные представители (служащие) Банка России могут быть назначены в кредитную организацию со дня поступления средств соответствующего кредита (займа) или депозита, и их деятельность может осуществляться до дня полного исполнения кредитной организацией обязательств, возникших в связи с получением указанных средств. Уполномоченные представители имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Валютное регулирование и валютный контроль

В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества в 2003 г. был принят Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".

В соответствии с Законом в отношении валютных операций могут быть установлены ограничения только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса рубля, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. С целью либерализации валютного законодательства Закон устанавливает запрет на требования о получении индивидуальных разрешений.

Банк России, в соответствии с Законом, в качестве органа валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а в качестве органа валютного контроля осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

По вопросам валютного контроля Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, а также с подотчетными ему уполномоченными банками - кредитными организациями, осуществляющими в соответствии с лицензией Банка России операции со средствами в иностранной валюте, и филиалами иностранных кредитных организаций, имеющими право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России.

Противодействие легализации доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма

Еще одной важной сферой регулирования деятельности кредитных организаций, а также других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и имуществом (других профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций федеральной почтовой связи, ломбардов и др.), является регулирование в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Функции по принятию нормативных актов в сфере ПОД/ФТ переданы Министерству финансов РФ. Органом, уполномоченным принимать меры по ПОД/ФТ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг.

Закон о противодействии легализации доходов содержит критерии объема операций, подлежащих обязательному контролю, их перечень, а также определяет организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях, в число которых входят и кредитные организации. При этом предусмотрено, что предоставление указанными организациями уполномоченному органу сведений и документов не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

Учитывая многообразие путей и способов отмывания капиталов, на такие организации возложена обязанность по проведению внутреннего контроля в целях выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Основанием для принятия Закона послужила Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключенная в г. Страсбурге (Франция) и ратифицированная Федеральным законом от 2001 г. Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ подготовлены и утверждены Банком России в соответствии с полномочиями, предоставленными ему данным Законом, и основываются на рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) <1>, стандартах Базельского комитета по банковскому надзору, а также учитывают положительную практику организации такой работы в зарубежных странах. Рекомендации содержат комплекс мер (программ), которые следует осуществлять кредитной организации в целях ПОД/ФТ и которые включают в себя:

- процедуры идентификации и изучения клиентов и выгодоприобретателей;

- механизмы выявления в деятельности клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и иных подозрительных операций;

- правила документального фиксирования и хранения информации;

- порядок отказа от заключения договоров банковского счета и выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также порядок приостановления операций клиентов в случаях, предусмотренных законом.

--------------------------------

<1> Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ - FATF) - межправительственный орган, учрежденный в целях усиления на национальном и международном уровне действий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ФАТФ разрабатывает рекомендации для проведения национальных реформ в сфере законодательства и регулирования в этой области.

Банк России в рамках реализации надзорных функций осуществляет контроль за исполнением кредитной организацией требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, ориентируясь на оценку возможных рисков участия кредитных организаций либо их клиентов в операциях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в целях обеспечения своевременного принятия упреждающих мер надзорного реагирования.

Наши рекомендации