Богат в сорок и банкрот в сорок семь
У меня есть одноклассник, который очень хорошо успевал в средней школе. Он поступил в один из элитных университетов Новой Англии и, закончив его, вернулся на Гавайи. Первым делом он вступил в престижный загородный клуб своего отца, женился на девушке, отец которой был членом того же клуба, сам стал отцом, и теперь его дети учатся в том же университете, что и он.
Проработав несколько лет, постепенно набираясь опыта и играя в гольф с нужными людьми, он получил доступ к очень крупным сделкам с недвижимостью. Его улыбающееся лицо украшало обложки местных журналов для деловых людей, и его провозгласили одним из ведущих бизнесменов нового поколения. К сорока годам он был обеспечен на всю жизнь. Но в конце 1980-х, когда японские инвесторы отказались вкладывать деньги в экономику штата, рынок недвижимости на Гавайях лопнул и он потерял почти все свое состояние. Жена развелась с ним, когда узнала, что у него есть любовница, и теперь он вынужден содержать две семьи. К сорока семи годам он стал банкротом, обремененным огромными долгами.
Мы виделись с ним всего пару месяцев назад. Ему только что перевалило за пятьдесят, он оправился от большей части потерь и даже завел новую подругу жизни. Но, хоть он и говорит, что дела идут отлично и он в полном порядке, я вижу, что огонь уже угас, Что-то изменилось внутри, и он работает как никогда упорно только для того, чтобы поддержать свой прежний имидж. Он стал очень циничным и нервным.
Как-то раз за ужином его подруга стала рассказывать нам о новом бизнесе в Интернете, который она начала разворачивать. Она была сильно возбуждена, говорила, что все, как ей кажется, идет лучше некуда, и заказы поступают со всего мира. Внезапно мой друг резко оборвал ее. Похоже, он выпил лишнего, и внутреннее давление взорвало его привычное внешнее спокойствие. Явно раздосадованный новоприобретенным успехом подружки или своими неудачами, он сказал:
— Да как у тебя может быть все хорошо? Ты не училась в приличном колледже, и у тебя нет даже диплома магистра. Кроме того, ты не знаешь никого из нужных людей, как я.
Когда мы с Ким возвращались домой, она прокомментировала этот внезапный взрыв ярости:
— Похоже, он пытается заставить работать свою старую формулу успеха, а она не срабатывает.
Я кивнул и вспомнил, что говорилось в австралийской газете о карьерных минах-растяжках. Вспомнил о том, как молодой человек выбросил в урну резюме претендентов старше тридцати пяти лет. Подумал об Адриане, моей знакомой, которая попала под сокращение, обожглась на франшизе туристического агентства и теперь учится в юридической школе, которую она закончит, когда ей будет пятьдесят семь. Еще я подумал о своем умном папе, человеке, который искренне верил в силу хорошего образования, хотя его самого хорошее образование в конце концов не спасло. Оторвавшись, наконец, от своих мыслей, я сказал Ким:
— Похоже на столкновение старых и новых экономических идей.
— Ты хочешь сказать, что у нее новые экономические идеи, а у него старые? Я кивнул.
— Мы можем даже оставить слово “экономический”. Просто скажем, что у нее есть новые идеи, а он продолжает рассчитывать на те, которые у него появились еще в школьные годы. У них разница всего в несколько лет, Но ее идеи новы. Пусть не очень оригинальны, но она считает их новыми, свежими и увлекательными, поэтому сама выглядит такой свежей и обновленной. Его идеи не новы, не оригинальны, и он использует их уже сорок лет.
— Значит, устаревают не люди, а идеи?
— Да. Похоже, что так. Устаревают их идеи, а точнее, их формулы победы. Он встает утром и идет на работу, но, вместо того чтобы играть роль “нового человека” в городе, инициатора и застрельщика новых идей, он превратился в старика со старыми идеями, хотя ему всего пятьдесят. Вся беда в том, что он был таким уже 10 лет назад, но не понял этого. Он по-прежнему эксплуатирует все те же старые формулы победы и, к сожалению, не желает ничего менять. Сегодня он обивает пороги, пытаясь получить работу, и вносится со своим резюме, конкурируя с мальчишками, которым в отцы годится.
— Выходит, что совет “учись, получай хорошие отметки и найди хорошую работу” был полезен, когда он был мальчишкой, но теперь приносит ему только вред.
— И что самое главное, он оказался в плену у своей формулы победы, но не понимает этого, — мягко добавил я. — Он не осознает, что хороший совет в прошлом становится плохим в настоящем, и поэтому ему ничего не светит.
— Оказался в плену, но не понимает этого, — повторила Ким.
— Когда моему отцу стукнуло пятьдесят, с ним случилось то же самое. Совет “учись и устройся на работу” был хорош, когда он был ребенком. Это была безотказная формула. Он получил хорошие отметки, нашел прекрасную работу и поднялся на самый верх. Но потом формула перестала работать и началось сползание вниз.
— А он продолжал использовать все ту же формулу.
— Он не только продолжал ее использовать. Чем меньше она приносила ему пользы, чем более шатким становилось его положение, тем настойчивее он убеждал других следовать его совету — его формуле, даже несмотря на то, что ему самому она уже не помогала.
— Чем меньше она ему помогала, тем больше он убеждал других следовать его совету? — тихо, как бы про себя, произнесла Ким.
— Думаю, он зациклился на двух вещах. Не может бросить то, что уже не работает, устал, разочаровался, но все равно делает то же самое. И кроме того, он увяз в прошлом, не может забыть те времена, когда формула прекрасно работала. И только потому, что она работала в прошлом, он думает, что и сегодня поступает правильно.
— Поэтому он и говорит всем делать то, что делал он. Даже хотя это больше не срабатывает.
— Думаю, он говорит так, потому что это все, что он знает о том, что было для него хорошо. Он до сих пор не понял, что это больше не работает.
— Но как только он это поймет, то станет всем рассказывать, что он сделал. Возможно, он начнет проповедовать новый путь, по которому нужно идти. Когда он все поймет, то начнет кричать на каждом углу: “Я нашел путь! Я нашел путь!” — но пока он не отыщет для себя новую формулу победы, будет продолжать молиться на старую.
— Новую формулу еще надо отыскать. Когда человек заканчивает учебу, никто не вручает ему карту маршрута к успеху. И как только кончается колея, многие из нас начинают продираться сквозь джунгли в надежде снова выйти на накатанную дорогу. Кто-то ее находит, а кто-то — нет, А когда человеку не удается найти новую дорогу, он часто останавливается и начинает думать, как вернуться на старую. Такова жизнь.
Герои средней школы
Я уже упоминал Ала Банди, героя телесериала “Женаты... С детьми...”. Ал Банди — это трагикомическое воплощение человека, который был героем школы, но с тех пор не изменил своей формулы. Он стоит за прилавком своего обувного магазина и вспоминает тот день, когда забил четыре гола и принес победу своей школе. С возрастом мы все можем стать похожими на Ала Банди и сидеть в кресле-качалке, вспоминая времена, когда жизнь была так прекрасна. Но если вы не готовы погрузиться в воспоминания, то мозг автоматически переключается на насущные проблемы — и вы снова хотите совершить в жизни что-то еще. Проблемы заявляют о себе, когда вы живете в настоящем, стараясь вернуть радости прошлого. Люди, которые не могут остановиться в нужный момент, часто напоминают вышедшего в тираж боксера, который выходит на ринг получает нокаут от молодого напористого бойца. Он дерется по старой формуле победы, воскрешая в памяти давно ушедшие дни.
Многие люди могли хорошо успевать в школе или сделать приличную карьеру на последнем месте работы, прежде чем что-то сломалось в их жизни. Встречи выпускников средних школ обычно предоставляют великолепные возможности увидеть героя футбольного матча, который так больше и не совершил ничего в своей жизни, или круглого отличника, который тоже ничего не добился. Вы встречаете их через десять, двадцать или тридцать лет и видите, что от прежнего чуда не осталось и следа. Для них, если они несчастливы, такая встреча может послужить толчком для изменения старой профессиональной формулы победы и признания необходимости внесения изменений в старую формулу победы в учебе. В наши дни очень важно дать ребенку понять, что перемены — это обязательный элемент его будущего. По сути дела, важнее всего дать понять ребенку, что способность быстро меняться и быстро переучиваться, может быть, гораздо более важна, чем предметы, которые он изучает в школе.
Идеи для родителей
Несколько лет назад в одной из телепередач я увидел, как матери брали дочерей с собой на работу, чтобы те увидели, чем они занимаются; Телекомментатор чуть не плакал от умиления: “Как это ново: матери учат своих дочерей быть хорошими работницами в будущем”. Я же подумал про себя, что эта идея, к сожалению, стара как мир. Когда сегодня мне доводится беседовать с молодыми людьми, я часто спрашиваю: чьей формулой победы они пользуются — своей или родительской?
В 1960-е годы, когда я был еще мальчишкой, большинство родителей говорили своим детям с паническими нотками в голосе: “Получи хорошее образование, чтобы потом получить хорошую работу”. Волнение объяснялось тем, что многие родители росли в период Великой Депрессии, когда работы не было совсем. Страх безработицы и нехватки денег сильно повлиял на образ мышления, слова и поступки многих людей, родившихся в период между 1900 и 1935 годами,
Если сегодня вы оглянетесь вокруг, то повсюду увидите объявления “Требуется помощник в бизнесе!”. Наниматели отчаянно ищут кого-нибудь, кто умеет читать и писать, обладает приятной внешностью, может мило улыбаться и поддается дрессировке. Хотя квалификация тоже имеет значение, на деле остается еще много других качеств, которые для нанимателя значат больше, чем уровень профессионального мастерства. Несмотря на то, что вокруг полно свободных рабочих мест, я по-прежнему слышу, как молодые родители с теми же паническими нотками в голосе, увещевают своих детей: “Получи хорошее образование, чтобы потом получить хорошую работу”.
Когда кто-нибудь говорит мне о необходимости иметь работу, я отвечаю: “Не волнуйтесь. Успокойтесь. Передохните. Осмотритесь. Вокруг полно работы. Депрессия кончилась. Капитализм победил. Он спас мир. Коммунизм мертв. На сцену вышел Интернет и набирает темпы. И перестаньте передавать по наследству советы. Сегодня, если вы хотите найти гарантированную работу, вы ее найдете. Поэтому остановитесь на секунду и подумайте”.
Некоторых это успокаивает, но многие не унимаются. Большинство людей, с которыми мне приходится встречаться, приходят в ужас при мысли о потере работы и прекращении притока денег в семью, а многие просто не могут думать рационально, настолько силен в них страх, доставшийся в наследство от родителей.
Одна из самых полезных вещей, которые могут сделать родители, — это остановиться, подумать и попробовать заглянуть в будущее, а не пытаться давать советы, основанные на событиях давно ушедших времен. Как я уже сказал, Депрессия кончилась.
Многие дети бросают школу или не относятся к учебе серьезно, потому что угроза не получить гарантированную работу больше не воспринимается как стимул посещения школы. Школьники прекрасно знают, что без работы не останутся. Каждый ученик понимает, что за академический талант больших денег теперь не платят. Дети знают, кто больше всего платят тем, кто проявляет свои таланты в области спорта, музыки или кино. Сегодняшние дети смотрят телевизор и знают, как Ал Банди получил работу. Кроме того, они видят, как их родители уходят на работу спозаранку, трудятся в поте лица, не приходят домой вовремя и нанимают нянек на вечер. Естественно, дети спрашивают себя: “Неужели мне приходится ходить в школу только ради этого? Разве этого я жду от жизни? Как я смогу пожелать того же своим будущим детям?”