Отраслевая специфика формирования затрат (издержек) предприятий туризма
---не материальность услуги
---неразрывность производства и потребления услуги
---разрыв (по времени и месту) между потреблением и покупкой услуги
Нет таких статей, как: сырье, хранение на складе, транспортировка услуги.
Расходы и отчисления средств по статьям |
1. Платежи в бюджет. |
2. Отчисления в резервный фонд. |
3. Отчисления в фонды накопления и потребления. |
4. Выплаты дивидендов. |
5. Долгосрочные инвестиции. |
6. Погашение долгосрочных займов и уплата по ним процентов. |
7. Пополнение оборотных средств. |
8. Прочие расходы и отчисления. |
Итого расходов и отчислений: |
Целесообразно осуществлять планирование издержек по основным статьям расходов в сумме и по уровню. Планирование условно-постоянных расходов осуществляется на основе технико-экономических расчетов, исходя из оплаты прошлых лет, изменения ставок и договорных отношений ну услуги сторонних организаций, уровня инфляции и проводимая политика по оптимизации расходов. По статьям условно-постоянных расходов планирование и оптимизация осуществляется по сумме.
Условно-переменные расходы планируются вначале по уровню, а затем исходя из вырученной определенной суммы. При этом оптимизируется уровень этих расходов.
Затраты, по которым имеются ограничения на отнесение их на себестоимость, необходимо привести в соответствие с этими ограничениями, иначе перерасход приведет к оплате этих расходов из чистой прибыли.
Существующие ограничения:
1.расходы на рекламу (до 1% от выручки)
2.расходы на научные исследования (до 0,5 % от выручки)
3.взносу по договорам добровольного личного страхования, включаемые в себестоимость (до 3% от суммы расходов на оплату труда)
4.совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников (до 12% от суммы расходов на оплату труда)
5.представительские расходы (до 4%от суммы оплаты труда)
27. Методы планирования и прогнозирования развития предприятий туризма.
Методы планированиия – это способы, приёмы и алгоритмы, с помощью которых обеспечивается обоснование плановых показателей.
Основными методами планирования являются:
1.Балансовый. В основе этого метода лежит принцип равенства направлений и объёмов использования ресурсов и источников их получения.
2.Метод экстрополяции. Основан на определении будущего состояния предприятия с учётом сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций (использование трендовой модели).
3.Программно-целевой метод. Предполагает разработку комплекса целевых программ, обеспечивающих реализацию поставленной цели.
4.Нормативный метод. Предполагает использование плановых расчетов, относительных и абсолютных норм и нормативов (нормы внешнего характера: отчисления в бюджет, внутреннего: нормы уборки помещения на 1 уборщицу).
5.Метод технико-экономических расчётов. Предполагает, на основе утверждённого алгоритма проводить обоснование плановых показателей, если они имеют определённую стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия.
6.Метод экспертной оценки. Базируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределённости внешней среды и использовании косвенных данных о развитии объекта планирования. Применяется для определения спроса на те или иные услуги, товары, изменения цен и т.д. При этом целесообразно выражать плановые показатели, определённые этим методом в предельных величинах (т.е «от» и «до»).
28. Показатели финансового плана и порядок его обоснования.
Включает обоснование следующих основных показателей:
1.Необходимого объёма реализации продукции и услуг для обеспечения достижения поставленных целей и задач.
2.Валовый доход и валовая прибыль, обеспечивающую расширенное воспроизводство деятельности предприятия.
3.Оптимизация затрат на производство и реализацию продукции и услуг.
4.Расчёт прибыли по её видам и составляющим.
5.Направления использования прибыли.
Расчитывается чистая прибыль, направленная на:
1.накопление: необх. Об.инвестиций-Об. Заемного (инвест.) капитала – Аморт.отч. на инвестиции
2.на потребление (мин размер): (%выплат по облигациям*сумму выпущенных обл.) + (%выплат по привелиг. Акциям* Сум.акц.) + (%выплат по обыч.акц*Сумму) + сумма премий рабочим + Затраты на содержание соц-культ. Подразд., сооруж.
3.1+2 = итого чистая прибыль.
Задачами явл-ся дать ответы на след вопросы:
во что оценивается реализация проекта
каков размер прибыли от реализации проекта
срок окупаемости и когда начнет приносить прибыль
какова точка безубыточности
какова будет рентабельность проекта
какие риски существуют при реализации
Особенности: выбор потребителя базируется на доверии к продавцу и зависит от очень многих факторов (настроение)
Составление сбалансированного финансового плана – это процесс писка компромисса между различными финансовыми показателями. При этом баланс финансовых возможностей означает сочетание желаемого уровня развития и возможного его достижения. Критериями оптимизации может быть прибыль на вложенный капитал (т.е чистая прибыль).
ROA = ЧП / ВК (чистая прибыль, вложенный капитал).
При заданных пропорциях и показателях определяется их соотношение и анализируется на сколько они ухудшаются по сравнению с текущим периодом, в случае, если не возникает проблем ни с ликвидностью, ни с кредитоспособностью предприятия.
29. Финансовый план предприятий туризма, его особенности и задачи.
Финансовый план обобщает ряд предварительно разрабатываемых планов:
1. Прогнозный расчёт объёма реализации продукции и услуг.
2. План доходов и расходов.
3. План денежных поступлений и выплат.
4. Балан активов и пассивов.
5. План по источникам использования средств.
6. Расчёт точки самоокупаемости, запаса финансовой прочности.
7. Сводный план финансовых результатов.
Прогнозный расчёт объёма реализации продукции и услуг.
Определяется на основе плана маркетинга экстрополяции сложившейся тенденции в прошлом (если рынок постоянен и конкуренты не могут предпринимать решительных действий по вытеснению предприятия с рынка).
Мнения экспертов о развитии предприятия.
Расчёты делаются в вариантах, т.е что будет, если…:
---минимальный.
---максимальный.
---реальный.
Вариантность расчётов даёт возможность учесть факторы, влияющие на деятельность предприятия, предусмотреть меры снижения нежелательных последствий снижения объёма деятельности.
План доходов и расходов.
Включает следующие показатели:
Доходы от реализации продукции и услуг.
Себестоимость реализованной продукции.
Прибыль от реализации (доходы - себестоимость).
Общехозяйственные расходы (коммерческие и управленческие расходы ).
Прибыль до уплаты налогов (т.е налогооблагаемая или балансовая прибыль).
Налоги (на прибыль, на имущество, транспортный налог).
Прибыль после уплаты налогов (т.е чистая прибыль). Она накапливается в различных фондах.
План денежных поступлений и выплат.
Это документ, определяющий источники и направления использования наличности, т.е возможные и необходимые денежные потоки и их совместимости по срокам и объёмам.
Платёжный календарь – это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот.
Платёжный календарь позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также указывает на необходимость использования средств, в виде заёмного капитала.
План денежных поступлений и выплат.
Поступления денежных средств | Использование денежных средств |
1. Остаток средств в кассе и на р/с. | 1. Заработная плата и приравненные к ней платежи. |
2. Выручка от реализации продукции, товаров, услуг и работ. | 2. Платежи в бюджет по направлениям. |
3. Поступления просроченной дебиторской задолженности. | 3. Платежи во внебюджетные фонды. |
4. От реализации ценных бумаг и валют. | 4. Оплата счетов за товарно-материальные ценности. |
5. Полученные авансы от покупателей и заказчиков. | 5. Погашенная кредиторская задолженность. |
6. Поступления средств от неторговых операций. | 6. Арендная плата и другие коммунальные услуги. |
7. Целевые поступления. | 7. Оплата услуг сторонних организаций. |
8. Средства, поступившие в счёт оплаты уставного капитала. | 8. Платежи в счёт оплаты ценных бумаг. |
9. Прочие поступления | 9. Выплата дивидендов и процентов по ним. |
10. Остаток, лимит денежных средств на р/с и в кассе на конец периода. | |
Итого: | Итого: |
Платёжный календарь сопоставляется и выявляются тенденции и проблемы в деятельности предприятия, т.е хватает ли наличных денег для обслуживания денежного оборота.