Внутренняя среда организации
Понятие предприятия и задачи предприятия
2.Функциям производственного предприятия относятся:
Основные признаки и виды предприятий
Признаки юридического лица:
· Должно иметь самостоятельный баланс, либо смету;
· Юридическое лицо имеет собственное наименование, в котором содержится указание на его организационно правовую форму;
· ЮЛ действуют либо на основании устава, и учредительное договора;
· ЮЛ является созданным с момента его государственной регистрации.
Виды юридических лиц (гражданский кодекс статья 50):
· коммерческая и некоммерческая организация;
· по форме собственности (частные, государственные и смешенные);
· по размеру предприятия;
· по характеру ответственности;
· по структуре производства, предприятия делятся на: узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные;
· по степени объединения, выделяются такие формы как комбинат, картель, холдинговая компания, синдикат, концерн, консорциум, конгломерат, ассоциации и союзы.
Коммерческие и некоммерческие организации.
Государственные (муниципальные), - частные, - смешанные предприятия.
Предприятия с неограниченной ответственностью и ограниченной ответственностью.
Классификация предприятий по размеру
Организация как система
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
Система- совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые получают из внешней среды необходимые входные данные, перерабатывают их, выдают их в окружающую среду.
Элемент- неделимая часть системы.
Подсистема - является система, но более низкого порядка.
Надсистема - более высокого порядка.
Взаимодействие элементов означает то, что люди должны работать вместе и зависит друг от друга.
Отдельно выделяются закрытые и открытые системы. Закрытые системы автономны от окружающей среды. Открытая система использует ресурсы внешней среды, она должна постоянно изменяться, приспосабливаясь к изменениям внешней среде.
Подсистемы выполняют специфические функции, необходимые для выживания организации (производство, материально-техническое обеспеченье, менеджмент и другие виды).
Надсистема подразделяется на две составляющие: микросреда и макросреда.
Микросреда – среда прямого воздействия, т.е. среда непосредственного окружения, к которой относится: покупатели, конкуренты, поставщики, госучреждения, финансово-кредитные учреждения и другие посреднические организации.
Макросреда – среда косвенного воздействия, включающая в себя следующие факторы: экономические (состояние экономики, уровень инфляции, курсы валют и т.д.); политические; технологические; социальные; международные; экологические и другие группы факторов.
Внешняя среда организации
Макросреда – среда косвенного воздействия, включающая в себя следующие факторы: экономические (состояние экономики, уровень инфляции, курсы валют и т.д.); политические; технологические; социальные; международные; экологические и другие группы факторов.
Макросреда.
5 сил Портера:
1.
2.
3. Товары заменители. В этой ситуации следует обратить внимание на 3 следующих момента: на сколько легко для покупателя переключиться на товар заменитель; что он теряет; готовность покупателя сменить компанию поставщика.
4. Власть покупателей. Сила влияния покупателей зависит от следующих факторов: качество услуг; затраты на переключение; стандартизированность продуктов; прибыль приносимая покупателем; особенно сильное влияние группы потребителей осуществляющих львиную долю покупок у компании.
5. Сила влияния поставщиков. Факторы влияния: обладает ли поставщик известным брендом; каков спектр товаров, которыми он торгует; велико ли его влияние на установку средних цен по стране, либо регионов; каково его финансовое положение; доминирование на рынке поставщика.
Матрица БКГ
В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").
Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса в матрице БКГ используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента.
Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты – рыночные лидеры – от последователей. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы:
Пример 1.Если бизнес-единице принадлежит 10% рынка, на котором самый крупный конкурент владеет долей 20%, то относительная доля данного бизнеса составит 0,5 (10/20).
В основе матрицы БКГ лежат два предположения:
- Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное стратегическое преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
- Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:
- "Проблемы" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
- "Звезды" (быстрый рост/высокая доля) – это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
- "Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – "сбор урожая".
- "Собаки" (медленный рост/малая доля) – это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – прекращение инвестиций и скромное существование.
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2–3 товара – "коровы", 1–2 – "Звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров – "собак". Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
В динамичном корпоративном портфеле выделяют следующие траектории (сценарии) развития:
- "Траектория товара". Инвестируя в НИОКР средства, получаемые от "дойных коров", предприятие выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место звезды.
- "Траектория последователя". Средства от "дойных коров" инвестируются в товар-"проблему", на рынке которого доминирует лидер. Предприятие придерживается агрессивной стратегии наращивания доли рынка, и товар-"проблема" превращается в "звезду".
- "Траектория неудачи". Вследствие недостаточного инвестирования товар-звезда, утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится товаром – "проблемой".
- "Траектория посредственности". Товару-"проблеме" не удается увеличить свою долю рынка, и он вступает в следующую стадию (товар-"собака").
Матрица БКГ помогает выполнению двух функций: принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем.
SWOTанализ
Внутренняя среда организации
Микросреда – среда прямого воздействия, т.е. среда непосредственного окружения, к которой относится: покупатели, конкуренты, поставщики, госучреждения, финансово-кредитные учреждения и другие посреднические организации.
Во внутреннею среду включается: организационная структура, бизнес процессы, менеджмент, финансы, документооборот и т.п.
Для того чтобы правильно анализировать организацию, необходимо уметь пользоваться аналитическими инструментами.
Инструментарий внутренней среды
1. («7S» Мак Кинси):
· Стратегия – план долгосрочных действий, разработанных для достижения конкретных корпоративных целей.
· Навыки относятся к способностям компании, также определяют структуру компании.
· Совместные ценности относятся к корпоративной культуре компании. Они включают в себя такие факторы как, отношение к работе, соревновательный дух и дух сотрудничества, поддержание связи работника с руководством компании.
· Структура – организационная иерархия компании. Организационная структура должна соответствовать корпоративной культуре и уровню ее опыта. Ключевым фактором является тип организационной структуры.
· Сотрудники. Ключевые элементы: способности опыт и потенциал.
· Системы относятся к процессам, которые поддерживают повседневную деятельность компании (системы поощрения, коммуникации, информационные системы и другие).
· Стиль определяет, как лидеры проводят свое рабочее время, как организовывают свой рабочий день, какие вопросы они задают, как распределяют обязанности.
2. Определение типа организационной культуры.
Организационная культура | Закрытая | Частично открытая | Открытая |
1. цели | Спускаются сверху | Обсуждаются | Вырабатываются совместно |
2. информация | Привилегия избранных | «Объект торговли» | Открытая, общедоступная |
3. мотивация | Основана на манипуляции | Сфокусирована на потребностях персонала | Личные цели идентифицируются с целями своей организации |
4. решение | Принимаются на верху | Частично делегируются | Принимаются на уровне трудовых сотрудников |
5. ошибки | Совершают только сотрудники | Предполагают осознанную ответственность | допускаются |
6. конфликты | Не приветствуются | Разрешаются | Воспринимаются как ресурс |
7. контроль | Осуществляется сверху | Частично делегируется | Наблюдается самоконтроль |
8. стиль управления | Авторитарный | Поддерживающий | Делегирующий |
9. руководство | Требует подчинения | Заинтересованно в сотрудничестве | Заинтересованно в партнерских отношениях |
10. менеджер | Обладает абсолютной властью | Помогает решать проблемы и принимать решения | Способствует росту подчиненных |