Из воспоминаний баден пауэла о поездке в россию
Я имел долгую, серьезную и откровенную беседу с Царем в обычном рабочем тихом кабинете. Он глубоко оценил особенности Скаутского тренинга, признав его нужным для современного воспитания и разглядев за его внешней формой изготовления поделок из дерева ту внутреннюю основу Движения, которая позволяет личности в процессе игры учиться самодисциплине и поддержанию дружбы с другими...
Он объяснил, что существовавшая в России система воспитания была сориентирована на воспитание мальчиков по образцу военных кадетов. Школьное помещение уподоблялось казарме, учителя воспринимались как командиры, дисциплина была армейской - все в том же духе. Мальчикам не дозволялось проявление индивидуальности в играх или прктических занятиях, которые могли бы развить в них характер; школьное воспитание было циклом назиданий без учета особенностей личности...
Все это Царь знал. И он понимал, что подобная система образования не могла удовлетворить растущие потребности общества в модернизации и проявлении свободного мышления. Дорогу к этому увидел в Скаутинге. Именно поэтому он распорядился, чтобы книга была переведена на русский язык и предложил школам испробовать метод воспитания мальчиков в соответствии с ней.
Чтобы поощрить это мероприятие, он согласился лично посетить первую школу, которая достигнет успехов в скаутском мастерстве. Случилось так, что эта школа оказалась в Крыму. Однако мальчики были привезены в Петербург специальным поездом для встречи с Государем и получения наград.
Что это был за день для них!
Затем он пригласил меня посетить учебные заведения и посмотреть на то, как совершается переход от кадетского воспитания к скаутскому. Он понимал заформализованность кадетского воспитания, в то время как в скаутском видел возможность свободного выражения добрых черт характера у мальчиков, раскрытия их индивидуальности. Он сам понял идею, но поняли ли ее классные учителя - это другой вопрос...
И в любом случае он был настолько восхищен открытыми ценностями Скаутинга, что его сын с его одобрения присоединился к Движению...
Посещения школ предоставили мне возможность понять то, почему Царь рекомендовал принять Скаутинг...
Один из типичных случаев произошел в Москве. Учителя развлекали меня во время обеда, предшествующего осмотру школы... Заведующий учебной частью был старый полковник, который провел на этой должности более тридцати лет...
В строю кадеты отличались четкостью действий и опрятным видом, их спальни были безупречно чисты, и в каждой распоряжался армейский старшина. Дисциплина была самая суровая: игры не дозволялись, естественные порывы в любом направлении подавлялись - детей воспитывали в духе страха и подчинения... Но все они имели мальчишеский дух и задор, которые ожидали своего времени...
Подобное кадетское воспитание в моих глазах выглядело так, как если бы обычный велосипедист ехал на мопеде и усердно гнал бы его вперед, нажимая на педали, в то время как двигатель мопеда мог делать все сам, если бы ездок хотел его использовать...
Это поразило меня настолько, что я не мог уехать от ребят, только посмотрев на них. Я вернулся и начал пожимать руку каждого... Как только я дошел до последнего в шеренге, переполнявшие их чувства стали слишком сильными, чтобы они могли их сдержать. Раздался неожиданный возглас, они нарушили строй и все в одну долю секунды бросились ко мне, пожимая мои руки, целуя мою одежду, и каждый хотел передать мне что-то, извлеченное из кармана, на память. Живой энтузиазм детства был уже здесь, готовый обратиться к чужому человеку, к иностранцу. Для меня это было привычным, но это раскрыло мне глаза на то, что происходило в России...
Баден Пауэл Гилвертский