Электронные таблицы для расчетов
Применение вычислительной техники в финансовых расчетах позволяет значительно облегчить и сделать более продуктивным труд работников финансовой сферы.
В экономических расчетах используются как прикладные программы для автоматизации задач определенной функциональной службы (бухгалтерия, кадровая служба, склад и др.), так и универсальный инструмент расчетов на компьютере – электронные таблицы.
Фактическим мировым стандартом электронных таблиц стали таблицы Excel фирмы Microsoft.
Далее рассмотрим методику решения задач финансовых расчетов на компьютере с помощью электронных таблиц Excel 2000 в операционной среде Windows 98.
Первые сведения о компьютерах, операционной среде Windows, редакторе текста Word и электронных таблиц Excel студенты получают при изучении дисциплины информатика. В связи с этим лишь кратко напомним основные элементы работы на компьютере в операционной среде Windows с электронными таблицами Excel 2000.
Запуск программы Excel.
1. Включите компьютер и дождитесь окончания загрузки операционной системы Windows (примерно 1 минута).
2. Запустите приложение Excel 2000, для чего:
Ø Щелкните (левой клавишей мышки) кнопку «Пуск» в левом нижнем углу рабочего стола Windows;
Ø из выпавшего вертикального меню щелкните пункт «Создать документ Microsoft Office»;
Ø щелкните пиктограмму Excel – «Новая книга».
3. Перед Вами появится рабочее поле Excel 2000:
|
|
|
|
|
|
|
Рабочее поле системы состоит из следующих элементов:
Ø главного меню;
Ø панели инструментов;
Ø рабочее поле из ячеек;
Ø номера строк;
Ø названия столбцов;
Ø поле для ввода значений;
Ø полосы прокрутки;
Ø названия листов.
Главное меню предназначено для запуска различных команд Excel и состоит из набора выпадающих меню более низкого уровня (меню Файл, Правка, Вид и др.), каждое из которых, в свою очередь, представляет набор команд. Например, меню Файл содержит команды связанные с операциями над файлами (сохранение, открытие, создание, печать файла и др.). Посмотрите содержание всех пунктов горизонтального меню Excel.
Подсказки к пиктограммам (маленьким кнопкам на панели инструментов) всплывают на экране при установке указателя мыши на соответствующую кнопку. Пиктограммы выполняют те же функции, что и команды меню. Более подробное пояснения к командам и возможностям Excel можно получить нажав на клавиатуре клавишу помощи F1.
Рабочее поле электронной таблицы состоит из ячеек. Каждая ячейка имеет уникальное имя, состоящее из имени строки и имени столбца, в которых она находится (например D2 – ячейка на пересечении столбца D и строки 2). Строки именуются арабскими цифрами, а столбцы – латинскими буквами.
Ячейка электронной таблицы может содержать значение (константа, либо вычисляемое по формуле). Если в ячейке используется формула, то эта формула может содержать ссылки на другие ячейки. Например – в ячейке A1 может содержаться формула: “=A2+A3”. При вводе (с клавиатуры) значений в ячейки A2 и A3, в ячейке A1 будет «мгновенно» вычисляться результат.
В нижней части рабочего поля Excel содержится несколько закладок, которые по умолчанию названы: «Лист1», «Лист2», «Лист3». Эти листы предназначены для хранения нескольких электронных таблиц, каждая из которых располагается на отдельном листе. Это удобно когда используются взаимосвязанные таблицы. Например, файл «Таблицы финансовых функций» может содержать все финансовые функции, по одной на каждом листе.
Ввод значений в ячейки.
Ввести значение в ячейку можно двумя способами:
Ø Способ 1. Щелкните дважды по ячейке указателем мыши. Ячейка должна перейти в режим редактирования (внутри ячейки появится мигающий курсор). Далее с помощью клавиатуры наберите нужное значение и нажмите клавишу Enter (ввод).
Ø Способ 2. Ввод значений в специальное поле для ввода значений, находящееся в верхней части рабочего поля системы. Для ввода значений в ячейку Вы щелкаете указателем мыши один раз по этой ячейке, затем щелкаете по специальному полю для ввода (в нем появится мигающий курсор). Затем Вы вводите необходимое значение и нажимаете клавишу Enter.
Ячейка может содержать либо константу, либо формулу. Рассмотрим оба случая:
Ø Ввод константы. Двойным щелчком переведите ячейку в режим редактирования. Введите значение константы, например – 20 или 50%, или текст «Сумма» и затем нажмите клавишу Enter.
Ø Ввод формулы аналогичен вводу константы за исключением того, что перед формулой ставится знак равенства « = ». Например, значение ячейки A1 вычисляется по формуле A1=A2+A3. В ячейку A2 вводится формула: =A2+A3, а в ячейки значения констант: 5 и 15.