А. Товары народного потребления
Б. Товары промышленного назначения
Рис.2. Относительная значимость отдельных составляющих комплекса коммуникаций на рынках товаров народного
потребления и товаров производственного назначения
Как видно из рис.2, фирмы, изготовляющие потребительские товары, как правило, более интенсивно для продвижения товаров используют рекламу и стимулирование сбыта, а их дополнением является личная продажа и пропаганда. В то же время фирмы, производящие товары производственного назначения, в большинстве своем наибольший приоритет отдают личной продаже и стимулированию сбыта, а затем по значимости следуют реклама и пропаганда.
Любую рекламу можно отнести к этой или иной ее разновидности в зависимости от того, что лежит в основе классификации рекламы. Например, могут быть выделены:
• товарная реклама (призванная стимулировать продажу отдельных товаров);
• институциональная реклама (направленная в основном на создание имиджа фирмы);
• сравнительная (призванная дать сопоставление основных параметров двух или более товаров);
• конкурентная (обеспечивающая показ преимуществ товаров фирмы по сравнению с аналогичными товарами конкурирующих фирм);
• и др.
При рассмотрении различных подходов к классификации рекламы необходимо определить, каким образом следует выделить отдельные виды рекламы, чтобы на базе выбранного подхода можно было обосновать наилучшее продвижение товара.
В соответствии с одним из таких подходов могут быть выделены:
• информативная реклама;
• увещевательная реклама;
• напоминающая реклама.
Информативная реклама призвана информировать потенциальных покупателей о новом товаре, о его цене, принципах действия, послепродажном обслуживании. Она способствует благоприятному отношению к товару и создает имидж фирмы.
Увещевательная реклама побуждает к покупке определенного товара. Она убеждает потенциальных покупателей в необходимости изменения отношения к товару, целесообразности его опробования и приобретения.
Напоминающая реклама информирует потенциальных покупателей о том, что товар еще может пригодиться и содержит информацию о возможном месте его покупки.
Используя приведенную классификацию рекламы, можно в логической последовательности описать процесс ее реализации, учитывая при этом жизненный цикл товара (рис.3).
Рис. 3. Основные этапы осуществления рекламной деятельности
Остановимся на каждом из выделенных этапов рекламной деятельности.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Основные цели рекламной деятельности непосредственно следуют из коммуникационной политики фирмы, которая в свою очередь определяется реализуемой стратегией маркетинга. Исходя из общей коммуникационной политики фирмы, реклама призвана либо информировать, либо увещевать потенциальных покупателей. Поэтому на первоначальном этапе рекламной деятельности следует выявить основные задачи каждого из этих направлений, уделить внимание их решению.
РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ РЕКЛАМНОГО ОБРАЩЕНИЯ. Определив цель рекламной деятельности, необходимо найти такие обращения и так их довести до потенциальных покупателей, чтобы получить требуемый результат. Для этого целесообразно осуществить следующее:
• определить потенциальных покупателей, для которых предназначается реклама;
• выявить, какие средства информации наиболее часто и полно воспринимаются целевой аудиторией;
• определить нужды и потребности потенциальных покупателей;
• установить возможное поведение потенциальных покупателей после воздействия на них рекламного обращения.
С учетом перечисленных факторов и следует разработать рекламное обращение. Процесс его создания включает три основных этапа (рис.4).
Рис.4. Основные этапы разработки рекламного обращения
Прежде чем приступить к созданию рекламного обращения, следует выбрать девиз или лозунг данной рекламной деятельности. Этот лозунг должен в концентрированном виде содержать убедительные и действенные аргументы, адресованные соответствующей целевой аудитории.
На втором этапе на основе анализа выявленных на первом этапе нескольких таких лозунгов выбираются лучшие из них. При этом обычно анализируется, насколько каждый из лозунгов содержит желательную для покупателя информацию, действительно ли она правдоподобна и сообщается ли что-то интересное о товаре, отличающее его от подобных товаров конкурентов.
ЛИЧНАЯ ПРОДАЖА. Личная продажа как одна из составных частей комплекса коммуникаций призвана обеспечить формирование благоприятных представлений о товаре и побудить потенциальных покупателей к его приобретению. Она осуществляется путем непосредственного контакта представителя продавца и целевых аудиторий. Представителей продавца обычно называют торговыми агентами, торговыми консультантами, инженерами по сбыту, агентами по услугам, маркетинговыми агентами, коммивояжерами. Однако определяющая роль в этом перечне представителей продавца принадлежит коммивояжерам и торговым агентам.
Коммивояжер — это представитель фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам или их описанию.
Торговый агент — представитель фирмы, действующий от ее имени и обеспечивающий выполнение одной или нескольких функций продвижения товара. Благодаря квалифицированной работе торговых агентов и коммивояжеров личная продажа может быть наиболее эффективной формой продвижения товара. Для этого необходимо, прежде всего, правильно определить компетенцию этих работников, постоянно учитывать рынок и целевую аудиторию, иметь личные контакты. Следует также разработать программу практической реализации мероприятий личной продажи. При ее разработке обычно личную продажу рассматривают как непрерывный процесс, включающий семь основных этапов (рис.5).
На первом этапе выявляются целевые аудитории, с которыми целесообразно установить непосредственный контакт. При их выборе, прежде всего учитываются возможности целевых аудиторий принимать окончательные решения о совершении покупок и их покупательные способности.